Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 2 ИМ.Ф.Х.ГРАЛЯ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (контур дыхательный, реанимационный) ивл-1 (изв. N 0356300059123000023),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 06.02.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300059123000023 ГБУЗ "ГКБ N 2 ИМ.Ф.Х.ГРАЛЯ" проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (контур дыхательный, реанимационный) ивл-1.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 335 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.02.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно установил требование к цвету защитной крышки без обоснования необходимости включения такой характеристики в документацию.
2. Заявитель считает, что, исходя из извещения и приложения к нему, нельзя сделать вывод о том, к какой именно крышке установлены требования: которая закрывает порты на Y-коннекторе или которая закрывает отверстие для присоединения пациента.
3. Заявитель считает, что требование, установленное Заказчиком к указанию комплектации медицинского изделия на этикетке, является избыточным.
4. Заявитель полагает, что требование к году выпуска товара является избыточным и ограничивает количество потенциальных участников закупки.
5. Заявитель полагает, что дополнительные требования к длине трубки линии вдоха, а также длине трубки линии выдоха противоречат описанию КТРУ 32.50.13.190-00247.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении доводов жалобы о неправомерных требованиях к защитной крышке Заказчик пояснил следующее.
Требования к конкретному цвету защитной крышки не установлено. Участник может предложить зарегистрированное медицинское изделие с защитной крышкой любого яркого, то есть заметного цвета. Каких-либо дополнительных требований к защитной крышке не предъявляется.
Заказчик пояснил, что конкретный яркий цвет значения не имеет. Этот цвет может быть синим, может быть зеленым, красным и т.п. В любом случае - выделяться на фоне порта Y-коннектора.
Заказчик также пояснил, что в комплект должны входить 2 порта для мониторинга на Y-образном соединителе. Указанные порты необходимы для проведения измерений показателей дыхания пациента (температура, давление и т.п.). Когда данные порты не используются, для обеспечения герметичности системы искусственной вентиляции легких пациента, эти порты должны закрываться. Именно для закрытия этих портов и установлено требование в техническом задании о том, что нужны 2 защитные крышки яркого цвета на Y-образном соединителе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию необходимо поставить: контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, соответствующий описанию КТРУ: 32.50.13.190-00247.
Дата начала обязательного применения позиции каталога - 04.05.2019 г.
К контуру дыхательному аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:
6 |
Длина дыхательной трубки |
|
Соответствует КТРУ |
13 |
Дополнительные характеристики: |
|
Показатель определяет использование данного изделия в ЛПУ |
14 |
Дыхательная трубка состоит из линии вдоха и линии выдоха |
наличие |
Показатель обеспечивает поступление анестезиологической смеси к пациенту по трубке вдоха и выводит выдыхаемый газ по трубке выдоха |
15 |
Трубка линии вдоха |
не менее 160 см |
Технологическая особенность расположения аппарата относительно пациента |
16 |
Трубки линии выдоха |
не менее 160 см |
Технологическая особенность расположения аппарата относительно пациента |
21 |
Защитная крышка яркого цвета на Y-образном соединителе |
не менее 2 шт |
Показатель обеспечивает герметичность |
27 |
Упаковка |
Единая заводская с заводскими этикетками, с указанием срока годности, партии, наименования товара, наименования производителя и указание комплектации контура |
Для идентификации изделия |
28 |
Год выпуска товара |
не ранее 2022 |
Показатель определяет использование данного изделия в ЛПУ |
Комиссия отмечает, что требование к цвету защитной крышки в КТРУ не установлено, следовательно, Заказчик, руководствуясь п. 5 Правил, предусмотрел дополнительные требования для поставляемого товара. Каждый требуемый параметр сопровожден обоснованием.
Комиссия отмечает, что требований к содержанию обоснования дополнительных характеристик Законом о закупках не установлено.
Вместе с тем, Заказчик при установлении дополнительных требований к товару должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что Заказчик не раскрывает, что понимается под ярким цветом защитной крышки.
В ответе на запрос разъяснений Заказчик также указал, что участник может предложить зарегистрированное медицинское изделие с защитной крышкой любого яркого, то есть заметного цвета.
Таким образом, потенциальные участники закупки не могут однозначно определить какой цвет для Заказчика является ярким.
Комиссия отмечает, что установленное требование к цвету защитной крышки носит субъективный характер, может ввести в заблуждение как потенциальных участников закупки, так и членов аукционной комиссии при рассмотрении поданных на участие в электронном аукционе заявок и, как следствие, привести к неправомерному отказу в допуске к участию в закупке.
На основании указанного в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Кроме того, в Техническом задании не указано к какой именно защитной крышке предъявляются требования: для закрытия портов на Y - коннекторе или для закрытия отверстия, предназначенного для присоединения к пациенту,
В ответе на запрос разъяснений Заказчик также не определил о какой именно крышке идет речь в Техническом задании.
Исходя из изложенного, Комиссия находит данный довод жалобы обоснованным, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В отношении довода об избыточном требовании к указанию комплектации медицинского изделия на этикетке Заказчик пояснил следующее.
Указание срока годности, партии, наименования товара, наименования производителя и указание комплектации контура должно быть на упаковке, но не на этикетке. Этикетка и упаковка - два самостоятельных объекта. Каких-либо требований к этикетке Заказчиком не предъявляется.
Товар поставляется в определенной упаковке (коробка, пакет и т.п.), установить соответствие содержимого этой упаковки (наличие всех принадлежностей в комплекте) регистрационному удостоверению медицинского изделия, если не получить от поставщика документ, содержащий информацию о содержимом упаковки, невозможно.
Как указанно ранее, Заказчик в п. 27 Технического задания предъявляет требование к упаковке с целью идентификации изделия: единая заводская с заводскими этикетками, с указанием срока годности, партии, наименования товара, наименования производителя и указание комплектации контура.
В настоящий момент действует ГОСТ Р ИСО 15223-2-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации. Часть 2. Разработка, выбор и валидация символов".
Маркировка (labeling) - информация, предоставленная изготовителем, которая наносится на медицинское изделие, прилагается или прикрепляется к медицинскому изделию или наносится на любую внешнюю или внутреннюю упаковку. Эта информация относится к идентификации, техническому описанию и применению медицинского изделия и не распространяется на сопроводительную документацию (п. 3.4 ГОСТ Р ИСО 15223-1-2020).
При необходимости информацию, необходимую для правильного применения, указывают на медицинском изделии, его упаковке или в сопроводительной документации, используя соответствующие символы, указанные в таблице 1 ГОСТ Р ИСО 15223-1-2020. Изготовитель может использовать любой соответствующий символ независимо от категории (п. 5 ГОСТ Р ИСО 15223-1-2020).
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них":
9. Для каждого медицинского изделия предоставляется информация, необходимая для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информация для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик. Такая информация может находиться на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению.
11. Информация, предусмотренная пунктом 9 настоящих Общих требований, указывается на маркировке и в инструкции по применению на русском языке, а также при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном языке (государственных языках) государств-членов.
Такая информация может содержать символы, установленные межгосударственными стандартами, а также установленные международными стандартами (при условии, что безопасность медицинского изделия не нарушается в связи с непониманием отдельными пользователями значения таких символов).
58. Маркировка медицинского изделия должна содержать следующую информацию:
1) наименование и (или) торговое наименование медицинского изделия;
2) информацию, необходимую для идентификации медицинского изделия, а также информацию о его назначении (при необходимости);
3) сведения о производителе, включая полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, место нахождения либо Ф.И.О. (при наличии) и место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве МП, почтовый адрес производителя, страну происхождения медицинского изделия. На медицинские изделия, произведенные в государстве, не являющемся членом Союза, может наноситься дополнительная маркировка, содержащая сведения об уполномоченном представителе иностранного производителя. Дополнительная маркировка не должна скрывать маркировку, содержащую сведения о производителе медицинского изделия;
4) информацию о наличии в медицинском изделии лекарственных средств или биологических материалов, а также наноматериалов, если такие наноматериалы не содержатся в связанном состоянии, исключающем возможность их попадания в организм пользователя при использовании медицинского изделия по назначению, определенному производителем;
5) код (номер) партии или серийный номер медицинского изделия;
6) срок (с указанием года и месяца), до истечения которого медицинское изделие может безопасно использоваться;
7) год выпуска медицинского изделия, если не указан срок, до истечения которого медицинское изделие может безопасно использоваться. Год выпуска медицинского изделия включается в номер партии или серийный номер при условии, что год выпуска легко идентифицируется в составе такого номера;
8) информацию об особых условиях хранения и (или) обращения медицинского изделия (при необходимости);
9) информацию о стерильности медицинского изделия (если медицинское изделие поставляется в стерильном виде) с указанием метода стерилизации;
10) предупреждение или меры предосторожности, которые указываются таким образом, чтобы привлечь внимание пользователя или третьего лица. Эта информация может быть сведена к минимуму в случае, если более детальная информация содержится в инструкции по применению;
11) информацию об одноразовом использовании медицинского изделия (если медицинское изделие предназначается для одноразового использования);
12) информацию о восстановлении медицинского изделия с указанием числа произведенных циклов восстановления и любых ограничений по числу циклов восстановления (если медицинское изделие для одноразового использования является восстановленным);
13) информацию об изготовлении медицинского изделия по индивидуальному заказу пользователя исключительно для личного применения в соответствии с назначением медицинского специалиста, выданным в письменной форме;
14) информацию о предназначении медицинского изделия только для проведения клинических испытаний в целях регистрации;
15) информацию о предназначении медицинского изделия только для выставочных или демонстрационных целей. В этом случае требования по маркировке, указанные в пп. 1 - 14 п. 58 Общих требований, не являются обязательными;
16) информацию об инактивации возможных вирусов и других инфекционных агентов в медицинском изделии, наносимую в виде надписи "антитела к ВИЧ 1, 2 и вирусам гепатитов C и HBsAg отсутствуют" (если медицинское изделие имеет в своем составе сыворотку (плазму) крови человека или элементы ткани человека).
Маркировка наносится на медицинское изделие. Если это невозможно (нецелесообразно), то частично или полностью на упаковку для каждого медицинского изделия, и (или) групповую упаковку, и (или) на инструкцию по применению. Маркировка должна быть дополнена информацией о медицинском изделии в машиночитаемом формате, в том числе с использованием радиочастотной идентификации или штрих-кодов (п. п. 61, 62 Общих требований).
Маркировка должна позволять отличать медицинские изделия стерильные от нестерильных (п. 60 Общих требований).
Схожие требования установлены и на территории Таможенного союза. Согласно п. 5 разд. 18 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, маркировка должна:
1) наноситься непосредственно на изделие и/или на упаковку, в т.ч. и на стерильную упаковку. Исключение - изделие имеет слишком малые размеры или этого не допускают его специфические свойства. Если это возможно, то маркировка должна наноситься на торговую упаковку.
Маркировка, наносимая на упаковку изделия, должна содержать: наименование страны-изготовителя; наименование, юридический адрес и торговую марку изготовителя; наименование изделия; нормативный документ, требованиям которого соответствует изделие; габариты, массу (при необходимости), способы ухода за изделием; год изготовления (для ИМТ), срок годности или дату окончания срока годности (для ИМН); знак обращения; другую информацию в соответствии с документацией изготовителя.
Маркировка, наносимая непосредственно на изделие, должна содержать: наименование изготовителя и/или его товарный знак; наименование изделия; габариты, массу, электропитание, заводской номер (при необходимости); дату (год) изготовления (для ИМТ), срок годности или дату окончания срока годности; нормативный документ, требованиям которого соответствует изделие; знак обращения; другую информацию в соответствии с технической документацией изготовителя;
2) быть хорошо видна, разборчива (легкочитаема), нестираема (стойкая при хранении, перевозке, реализации и использовании продукции) и быть нанесена на само изделие либо в инструкции по применению.
Маркировка должна быть изложена на русском языке. Допускается дополнительное использование других языков.
Информация должна наноситься рельефным способом (тиснение, гравировка, литье, штамповка). Допускается нанесение информации в форме пиктограмм, а также трудноудаляемой краской непосредственно на изделие. Упаковки с изделиями должны маркироваться пиктограммами (знаками и/или текстом), предписывающими установленные изготовителем условия хранения и/или транспортировки изделий в соответствии с нормативной (эксплуатационной) документацией.
Изготовитель должен предоставить информацию так, чтобы могли быть приняты надлежащие меры предосторожности и обеспечен надлежащий контроль всех опасных факторов с использованием всего комплекса защитных мер.
Пользователь медицинского изделия, характеризующегося высокой потенциальной опасностью для здоровья (УФ-приборы, лазерные изделия, др.), должен быть предупрежден об имеющемся риске. Опасность изделий обозначается соответствующим образом.
Следовательно, запрашиваемая Заказчиком информация, из буквального толкования Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 может быть указана на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению, производителем.
Комиссия также отмечает, что сведения о комплектации товара не являются обязательными для указания на упаковке. Такая информация может быть указана в соответствии с документацией изготовителя на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению.
Из изложенного следует, что потенциальный участник закупки не вправе самостоятельно указывать запрашиваемую в п. 27 Технического задания информацию о товаре, поскольку ее указывает изготовитель.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование к поставляемому товару в части комплектации в описании объекта закупки является избыточным и противоречит положениям п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В отношении довода жалобы об избыточном требовании к году выпуска товара Заказчик пояснил следующее.
Все производители указанного товара производили товар как до наступления 2022 года, так и после его наступления. Заказчик полагает, что участник закупки не лишен возможности приобрести требуемый Заказчику товара у сторонних субъектов хозяйственной деятельности (у изготовителя, дистрибьютора, иных продавцов и т.п.).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно п. 1 ст. 472 ГК РФ Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, товар является пригодным к использованию в течение всего срок годности.
Как указано ранее, в п. 28 Технического задания Заказчиком установлено требование к году выпуска товара - не ранее 2022 года.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении и приложении к нему требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661.
Требование к году выпуска контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров, а также приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего требование к году выпуска поставляемого товара, нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
4. В отношении довода Заявителя о том, что дополнительные требования к длине трубки линии вдоха, а также длине трубки линии выдоха противоречат описанию КТРУ 32.50.13.190-00247, Заказчик пояснил следующее.
Однозначно определить, что подразумевает позиция КТРУ: суммарную длину обеих трубок или длину каждой из трубок, не представляется возможным. Остается вопрос как правильно исчислять длину, например, в 100 см. Если это суммарная длина обеих трубок, Трубка вдоха Трубка выдоха то расстояние между пациентом и аппаратом ИВЛ получится 50 см. Если же длина дыхательной трубки считается по каждой из них, то получится 100 см.
Именно такая характеристика исключает двусмысленное понимание характеристики КТРУ. Иной размер, чем установлен в описании объекта закупки не будет отвечать потребности заказчика, поскольку если длина каждой из трубок будет менее 160 см, то обеспечивать дыхание пациента с помощью аппарата ИВЛ будет невозможно в силу больших габаритов такого аппарата.
Как указано выше, Заказчик установил в п. 6 Технического задания требование к длине дыхательной трубки в соответствии с КТРУ: 100 и
700 см.
В п. 15 Технического задания установлено требование к длине трубки линии вдоха - не менее 160 см, а в п. 16 Технического задания требование к длине трубки линии выдоха - не менее 160 см.
Указанные положения Технического задания обозначают требования к одной составляющей медицинского изделия - дыхательной трубке.
Кроме того, п. 6 Технического задания позволяет предложить к поставке трубку длиной менее 160 см., что в свою очередь будет противоречить п. 15, п. 16 Технического задания.
Комиссия отмечает, что потребность Заказчика является определяющим фактором, вместе с тем, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках закреплено императивное требование об обязанности использовать КТРУ при описании объекта закупки.
Согласно описанию позиции КТРУ 32.50.13.190-00247 характеристика "длина дыхательной трубки 100 и
700 см." является обязательной.
Следовательно, установленные в п. 15, п. 16 Технического задания требования к длине трубки, нарушают положения п. 5 Правил.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Жалоба ООО "СПИРОНИКА" поступила в адрес Пермского УФАС России 27.01.2023 г. в 19:02 ч.
30.01.2023 г. в 10:52 ч. - жалоба ООО "СПИРОНИКА" принята к рассмотрению и приостановлено определение поставщика в части заключения контракта по жалобе.
30.01.2023 г. в 10:24 ч. - Заказчик разместил извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.01.2023 NИО1.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (контур дыхательный, реанимационный) ивл-1 (изв. N 0356300059123000023) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку 30.01.2023 г. размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.01.2023 NИО1".
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 февраля 2023 г. N 1206/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023