Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский наркологический диспансер МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" (ИНН 1841101055) (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на проведение капитального ремонта центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117 (номер извещения в ЕИС - 0813500000122015274, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ": <_> (доверенность от 10.02.2023 б/н), <_> (доверенность от 01.02.2023 б/н),
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 13.02.2023 N254), <_> (доверенность от 13.02.2023 N255),
в отсутствие представителей ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
06.10.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 571 688,40 рублей.
14.10.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.10.2022 NИЭА1 поступило две заявки на участие в Аукционе, победителем признано ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ".
25.10.2022 между ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" и БУЗ УР "РНД МЗ УР" был заключен контракт N 125 ЭА (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по проведению капитального ремонта центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР" (далее - работы). Цена контракта 3 270 000,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий Контракта Заказчиком 23.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: 01.11.2022 г.;
- дата окончания исполнения контракта: 16.12.2022 г.
В соответствии с п. 6.1. Контракта Подрядчик после завершения работ по Контракту, но не позднее срока, указанного в пункте 3.2 Контракта представляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счет (счет на оплату), счет-фактуру, оформленный в соответствии с законодательством и содержащий ссылку на Контракт (номер, дата) (в случае, если законодательством предусмотрено его предоставление), сертификаты (декларации) соответствия на применяемые товары (материалы), если указанные товары (материалы) подлежат обязательной сертификации (декларированию) соответствия, и формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать обязательную информацию, предусмотренную частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ о приемке, подписанный Подрядчиком автоматически с использованием единой информационной системы, направляется Заказчику.
28.10.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо с приложением на рассмотрение пакета документов для внесения изменений в существенные условия Контракта. В частности, согласно проекту дополнительного соглашения N1 к Контракту, Общество предлагало изложить п. 2.7. Контракта в следующей редакции: "Предварительная оплата (авансирование) производится в размере 49% от стоимости Контракта - до 30.11.2022". В пояснительной записке с обоснованием изменения существенных условий Контракта в качестве обстоятельств, побудивших Общество выступить с предложением внесения данных изменений положений Контракта, указываются сложная геополитическая обстановка и введенные ЕС экономические санкции в отношении Российской Федерации, по причине которых поставщики гарантируют поставку продукции (строительных материалов) в срок от 45 до 100 дней (в зависимости от объема) с момента внесения 100% предоплаты.
01.12.2022 Общество повторно направило Заказчику письмо о возможности внесения изменений в существенные условия Контракта в части включения в него положений, предусматривающих авансирование.
Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Согласно Протоколу заседания Республиканской Комиссии по устойчивому развитию экономики в Удмуртской Республике в условиях санкций от 16.12.2022 вопрос о согласовании внесения изменений существенных условий по контракту от 25.10.2022 N 125 ЭА, заключенному между БУЗ УР "РНД МЗ УР" и ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ", на капитальный ремонт центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117 снят с повестки заседания Комиссии.
19.12.2022 БУЗ УР "РНД МЗ УР" направило в адрес Общества письмо с требованием направить Заказчику документы, предусмотренные п. 6.1. Контракта.
20.12.2022 Общество разместило в ЕИС Документ о приемке N 2 на сумму 1 184 007,00 рублей.
27.12.2022 АНО "УРЦЦС" составлен Акт контрольного обмера N 06-01/483-2022, согласно которому работы, предусмотренные Контрактом, не выполнены подрядчиком в полном объеме. В результате контрольного обмера также установлено, что фактическая стоимость строительно-монтажных работ по объекту составляет 1 034 790, 00 рублей.
23.01.2023 Заказчик направил в адрес Общества требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в котором также уведомил Общество о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 12.3. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" в процессе производства работ по Контракту Обществом была выявлена необходимость проведения дополнительных работ, ряд препятствий к выполнению работ, а именно: наличие льда на кровле здания, "наличие снега и отсутствие сухой погоды", а также непредоставление Заказчиком проектной документации.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заключив Контракт, фактически ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ", выразившемся в следующем.
В установленные контрактом сроки, Подрядчик не выполнил работы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как уже было указано выше, дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на проведение капитального ремонта центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117 в ЕИС - 14.10.2022.
Вместе с тем, правом обжаловать положения извещения о проведении закупки в антимонопольный орган ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" не воспользовалось.
Согласно ч. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Вместе с тем, несмотря на указанные Обществом препятствия к выполнению работ по Контракту (наличие льда на кровле здания), ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" не стало прекращать взятое на себя обязательство невозможностью исполнения.
Кроме того, дополнительные работы, необходимость которых была выявлена Обществом в процессе исполнения контрактных обязательств, Обществом не проводились, о их необходимости Заказчик не уведомлялся, документы подтверждающие их наличие в антимонопольный орган не представлены.
Довод ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" о том, что Общество, в том числе из-за сложной геополитической обстановки, не обладает достаточными финансовыми ресурсами, необходимыми для приобретения строительных материалов, Комиссией отклоняется, поскольку Общество, зная о сложившейся ситуации в мире задолго до момента подачи заявки все равно приняло решение об участии в закупочной процедуре.
Таким образом, Общество, приняв участие в закупке, дало свое согласие на исполнение взятых на себя обязательств на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и требованиях Закона о контрактной системе. Вопреки установленным требованиям, Общество не осуществило все действия, направленные на исполнение контракта, то есть действовало недобросовестно.
Кроме того, невозможность исполнения контракта на указанных условиях опровергается итогами торгов, согласно которым еще как минимум один субъект был готов выполнить работы в срок.
Подавая 13.10.2022 заявку на участие в торгах ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" согласилось с условиями исполнения контракта, сроками выполнения работ, перечень и объем работ были ему понятны и не вызывали вопросов (Общество не обращалось за разъяснением документации, жалоб на положение документации не подавало).
Однако, несмотря на то, что никаких изменений в документацию и условия контракта не вносились, буквально в течении нескольких дней с момента подачи заявки условия контракта, исходя из переписки и пояснений ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ", стали для Общества неисполнимыми.
Комиссия антимонопольного органа критически относится к доводам Общества, поскольку, исходя из содержания его переписки с Заказчиком, ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" не пыталось урегулировать какие-либо из обозначенных самим Обществом препятствий к исполнению контрактных обязательств, кроме решения вопроса о получении аванса.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ", так как Общество не предприняло достаточных мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" (ИНН 1841101055) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на проведение капитального ремонта центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117 (номер извещения в ЕИС - 0813500000122015274) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" (ИНН 1841101055) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
03.02.23 |
08.02.23 |
07.02.23 |
0 |
07.02.23 |
14.02.23 |
13.02.23 |
0 |
16.02.23 |
16.02.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 февраля 2023 г. N 018/06/104-125/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023