Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ООО "Вяткаавиа" по доверенности от 19.01.2019 г;
- представителя ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" по доверенности от 13.02.2023 г.;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности от 14.06.2022 г.;
- представителя КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" по доверенности от 13.02.2023 г.;
рассмотрев жалобу ООО "Вяткаавиа",
У С Т А Н О В И Л А:
08.02.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Вяткаавиа" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области (извещение 0340200003323000592). Заказчик - КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов".
Заявитель считает, что комиссией по осуществлению закупок необоснованно признан победитель электронного аукциона - ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку он не относится к государственной авиации и для участия в закупке обязан предоставить сертификат эксплуатанта, однако он не был предоставлен в составе заявки. В подтверждение своей позиции ссылается на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2022 г. по делу N А40-184634/22-145-1408; письма первого заместителя министра обороны от 01.11.2022 г. N 307/2535; заместителя руководителя ФАС России от 11.11.2022 г. N ПИ/102875/22; информацию с сайта Ространснадзора (https://rostransnadzor.gov.ru/news/227) от 16.11.2022 г.
Рассмотрение жалобы назначено на 14.02.2023 г., откладывалось на 15.02.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что победитель электронного аукциона представил все необходимые документы для ВС Государственной авиации и соответствовал выставленным требованиям, что не позволяло на законных основаниях не допускать участника к торгам. Жалобу считает необоснованной.
Представитель Заказчика пояснил, что принятие решения об одобрении или отклонении заявок осуществлялось комиссией Уполномоченного учреждения и в ее составе отсутствовали сотрудники Заказчика. Сообщает, что Заказчик не уполномочен решать вопрос о принадлежности победителя закупки к гражданской или государственной авиации.
Представитель победителя электронного аукциона пояснил, что представленные письма не являются законодательными актами РФ. ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" имеет в оперативном управлении государственные воздушные суда, которые являются собственностью Российской Федерации и зарегистрированы в порядке, определенном п. 1.4 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. Документально подтвержденных сведений об исключении и, (или) отсутствии записей в отношении государственных воздушных судов ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" в Государственном реестре государственных воздушных судов государственной авиации Заявителем не предоставлено.
Указал, что ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" в полной мере, как субъект государственной авиации, правомочен оказывать услуги по предмету закупки, обладает всеми необходимыми для этого разрешительными документами, которые предоставлены в составе заявки на участие в электронном аукционе. У комиссии Уполномоченного учреждения отсутствовали основания для отклонения заявки ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России", как не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Сообщил, что авиация ДОСААФ России имеет необходимые признаки государственной авиации и не может быть отнесена к гражданской авиации. В подтверждение своего довода ссылается на решение Верховного Суда РФ от 19.05.2010 N ГКПИ10-278; решения Арбитражных судов Новгородской области от 02.06.2011 по делу N А44-547/2011, Свердловской области от 19.08.2011 по делу N А60-12241/2011, Костромской области от 11.12.2014 по делу N А31-8262/2014, Новосибирской области от 18.05.2021 по делу N А45-36398/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.07.2015 N А58-6440/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15- 14236 по делу N А58-4902/2014; письмо Министерства юстиции РФ от 25.10.2018 N 11-140508/18; письмо Руководителя Росавиации N исх-21786/01 от 22.09.2017 г.; письмо Минтранса РФ N ВО-22/14531 от 09.10.2017 г.; приказ Министра обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны РФ, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" от 18.12.2017 N 787/578/726/530/2003/744/436/172 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации". Считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что представленные им документы рассчитаны на неограниченный круг лиц, опубликованы на официальном сайте соответствующих министерств и ведомств. Авиацию ДОСААФ нельзя отнести ни к одному из видов государственной авиации, предусмотренной статьей 22 Воздушного кодекса. По принадлежности воздушных судов Министерству обороны РФ и, как следствие, отнесение к государственной авиации отметил, что предоставление имущества ДОСААФ России Министерством обороны РФ было предусмотрено п. 3. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 и не свидетельствует об отнесении такой авиации к государственной, поскольку Постановление от 28.11.2009 N 973 не содержит таких положений, как и иные нормативные акты.
Указал, что в настоящее время статус авиации ДОСААФ не определен и хоть какую-то единую позицию государственных органов формулируют разъясняющие письма Министерства обороны, Ространснадзора, Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.01.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323000592 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 080 000,00 руб.
Согласно п. 1 Технического задания (описание объекта закупки) состав услуг включает: выполнение тренировочных прыжков на самолете типа Ан-2 по заявкам Заказчика (Образец заявок представлен в приложении N2) в целях подготовки работников учреждения к выполнению лесоавиационных работ:
- тренировка работников парашютно-десантной пожарной службы (далее - ПДПС) по прыжкам с парашютом - в районе г. Киров для организации и подготовки к производству лесоавиационных работ по территории Кировской области.
В соответствии с п. 5.1 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
Для ВС гражданской авиации:
- копия действующего сертификата эксплуатанта в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ;
- копия действующего сертификата(ов) летной годности ВС на используемое(ые) ВС.
Для ВС Государственной авиации:
- копия разрешения для использования воздушных судов Государственной авиации для выполнения авиационных (лесоавиационных) работ согласно Федеральным авиационным правилам производства полетов в Государственной авиации;
- копия сертификатов летной годности воздушных судов или свидетельства о летной годности воздушных судов на используемые ВС.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п.п. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно п.п. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 г. N 7-П одна из задач комиссии по осуществлению закупок состоит в квалифицированном и беспристрастном отборе лица, допускаемого до заключения контракта с заказчиком, что позволяет обеспечить как интересы самого заказчика в получении товаров, надлежащего качества по наименьшей цене, так и право всех потенциальных поставщиков на участие в закупках на равных условиях. Исполнение этой задачи гарантируется, прежде всего, набором требований к профессиональной компетенции членов комиссии и к обеспечению их незаинтересованности в определении поставщика, которые призваны, среди прочего, обеспечить законность решения о допуске или об отказе в допуске к участию в аукционе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 601-О).
Несоответствие требованиям законодательства может быть установлено комиссией по осуществлению закупок в рамках исполнения ею своих обязанностей при обычной внимательности и осмотрительности.
В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно второй части заявки победителя электронного аукциона, которая была представлена Уполномоченным учреждением на рассмотрение жалобы, участником во исполнение п. 5.1 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки представлены разрешение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России) (серия РНК, номер 000012) с приложением; свидетельство (заключение о летной годности воздушного судна) (серия СЛГ, номер 000396); свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна NRF-00810, выданное Министерством обороны РФ 20.10.2009 г.
Таким образом, в составе заявки победителя электронного аукциона отсутствует действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта на выполнение авиационных работ.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.02.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 2 заявки. Комиссией по осуществлению закупок принято решение признать победителем аукциона участника закупки с идентификационным номером 113450229 (ПОУ "КИРОВСКИЙ АЭРОКЛУБ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ"), с ценовым предложением 3 049 200,00 руб.
Федеральным Законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс РФ) установлено, что Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Согласно ст. 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (п.1,3 ст. 21 Воздушного кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 22 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Согласно п. 2 ст. 22 Воздушного кодекса РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 25 Воздушного кодекса РФ государственное регулирование деятельности в области государственной авиации, за исключением проведения военно-врачебной экспертизы специалистов авиационного персонала государственной авиации, являющихся членами экипажа государственного воздушного судна (в том числе внешних пилотов), лиц, осуществляющих управление полетами, парашютистов, лиц, участвующих в выполнении задания на полет (далее - специалисты авиационного персонала государственной авиации), осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
Минобороны России осуществляет в качестве органа в области обороны полномочия по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации (п.п. 7 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
В соответствии с письмом от 03.08.2021 г. N 603/6/3559 по вопросу деятельности общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Министерство обороны РФ сообщило, что в настоящее время ведется работа, в части касающейся определения правового статуса авиации ДОСААФ России. Деятельность данной организации регулируется ФЗ от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Министерство обороны Российской Федерации не имеет права вмешиваться в деятельность ДОСААФ России и не ведет работу по определению классной квалификации авиационного персонала авиации ДОСААФ России.
В соответствии с письмом от 28.02.2022 г. N 606/6/673 Министерство обороны Российской Федерации указало, что авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации, следовательно, не может выполнять государственные задачи на основании требований ст. 22 Воздушного кодекса РФ.
Согласно письму от 12.05.2022 г. N 307/914 по вопросу допустимости выполнения ДОСААФ России авиационных работ Министерство обороны Российской Федерации указало, что ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании ст. 114 Воздушного кодекса РФ воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации, размещенному 25.07.2022 на своём официальном сайте и разъясняющему статус ДОСААФ России и отношение авиации ДОСААФ к государственной авиации, Постановление N 973 противоречит требованиям статьи 22 Воздушного кодекса РФ в части выполнения государственных задач государственной авиацией, к которой отнесение авиации ДОСААФ России не предусмотрено. Неоднократно предлагаемые законодательные инициативы внести в статью 22 Кодекса дополнения, касающиеся отнесения авиации ДОСААФ России к государственной авиации, Правительством Российской Федерации не поддержаны. ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Кодекса воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
В соответствии с письмом от 01.11.2022 г. N 307/2535 Министра обороны Российской Федерации авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации.
Согласно письму ФАС России от 11.11.2022 г. N ПИ/102875/22 в случае, если воздушные суда организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют.
Представленное в материалы дела победителем закупки письма Росавиации от 22.09.2017 г. N Исх.-21786/01, заместителя Министра транспорта РФ от 09.10.2017 г. N ВО-22/14531 и Министерства юстиции РФ от 25.10.2018 N 11-140508/18 не подтверждают доводы, что авиация ДОСААФ России относится к государственной авиации, поскольку в определение статуса авиации ДОСААФ находится вне компетенции Росавиации; Министерство транспорта Российской Федерации полагает нецелесообразным разработку нормативного правового акта, содержащего положения, предусматривающие отнесение авиации ДОСААФ к гражданской авиации; отнесение воздушных судов, переданных авиационным организациям ДОСААФ России, к воздушным судам государственной авиации, ДОСААФ России необходимо решать совместно с Минтрансом России и Минобороны России. Кроме того, данные органы не обладают компетенцией определять относимость к государственной авиации.
Ссылка победителя закупки на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты вынесены по иным, отличным от настоящего дела обстоятельствам. В каждом конкретном случае устанавливаются фактические обстоятельства дела на основании доказательств, представленных сторонами.
На момент размещения извещения о проведении электронного аукциона, а также принятия комиссией по осуществлению закупок решения о соответствии заявки профессионального образовательного учреждения "Кировский аэроклуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" требованиям извещения о закупке и Закона о контрактной системе, вышеуказанной информацией Уполномоченное учреждение располагало (решение Кировского УФАС России от 22.06.2022 г. N 043/06/99-529/2022).
Таким образом, заявка победителя закупки не содержит действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта на выполнение авиационных работ, в связи с чем комиссия по осуществлению закупок, в нарушение п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, признала заявку ПОУ "Кировский АК ДОСААФ России" соответствующей требованиям извещения о закупке и Закона о контрактной системе. Данные действия Уполномоченного учреждения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя обоснован.
Устранение выявленного нарушения возможно путем выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Вяткаавиа" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем в целях выполнения воздушных тренировок и проведения тренировочных прыжков на территории Кировской области (извещение 0340200003323000592).
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения нарушение п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному учреждению, Заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении закупки.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 15 февраля 2023 г. N 043/06/106-107/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023