Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С.- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой" Новоселовой Е.Ю. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Булатовой Е.В. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Подкорытовой А.А. (доверенность от 29.11.2021 б/н), в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. Касперского В.В. (доверенность от 14.02.2023 б/н) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих (реестровый N0825500000723000319), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 16.02.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. (далее - Заявитель, ИП Шапошникова Ю.И.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок (далее - комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих (реестровый N0825500000723000319) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок нарушены требования Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 17.02.2023 N04/796 рассмотрение жалобы было назначено на 22.02.2022 на 10 час.00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой" Новоселовой Е.Ю. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Булатовой Е.В. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Подкорытовой А.А. (доверенность от 29.11.2021 б/н), в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. Касперского В.В. (доверенность от 14.02.2023 б/н) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 27.02.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой" Новоселовой Е.Ю. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Булатовой Е.В. (доверенность от 17.02.2023 б/н), Подкорытовой А.А. (доверенность от 29.11.2021 б/н), в отсутствие представителя заявителя индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31), Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
31.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению установил требования к поставляемому товару.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик в пункте 2 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению установил требования к содержанию заявки, а именно:
"а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром:
Требуется предоставить один из следующих документов (или информацию), подтверждающих государственную регистрацию дезинфицирующих средств на каждое наименование товара:
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- выписку из единого реестра свидетельств о государственной регистрации, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации, наименования этих товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о государственной регистрации в виде электронного документа;
- информацию о наличии в едином реестре свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств, опубликованном на информационном портале Евразийского экономического Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.
Основание: Приказ Минздрава РФ от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей"; Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.02.2023 NИЭА1 на участие в аукционе было подано шесть аукционных заявок, с идентификационными NN2,3,4,6,7,9.
Комиссия по осуществлению закупок отклонила заявки с идентификационными N3,N 4 от участия в аукционе. Заявки с идентификационными N2, N6, N7, N9 комиссия по осуществлению закупок признала соответствующими требованиям Извещения.
При этом, Заявитель считает, что комиссией по осуществлению закупок не были проверены не только соответствие заявок участников требованиям Извещения, но и не установлена достоверность указанных в заявках характеристик и показателей товара в соответствии с инструкциями по применению заявленных товаров, названия которых должны быть указаны участниками в прилагаемых свидетельствах о государственной регистрации дезинфицирующих средств.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении аукционных заявок не было учтено решения Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2022 г. по делу N А53-23337/21, в котором указывается, что на основании различных протоколов испытаний, проводимых в испытательной лаборатории Республики Казахстан, для оценки и подтверждения эффективности дезинфицирующих средств, - не проводятся испытания в отношении аденовируса, грибов рода Трихофитон, плесневых грибов, в отношении сальмонеллёза, чумы.
Комиссия Управления, рассмотрев заявки участников закупки, установила, что в заявке с идентификационным N9 (1 место) предложено дезинфицирующее средство производства Российской Федерации, которое было зарегистрировано в республике Казахстан, в заявке с идентификационным N6 (2 место) предложено дезинфицирующее средство производства Российской Федерации, которое было зарегистрировано в республике Казахстан, в заявке с идентификационным N7 (3 место) предложено дезинфицирующее средство производства Российской Федерации, которое было зарегистрировано в республике Казахстан, в заявке с идентификационным N2 (4 место) предложено дезинфицирующее средство производства Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1), 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 19.05.2014 в рамках таможенного союза государств-членов функционирует внутренний рынок товаров и осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, арантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение КТС от 28.05.2010 N 299) утвержден Перечень продукции (товаров), подлежащих государственной регистрации. Пунктом 6 указанного перечня дезинфицирующие средства отнесены к продукции, подлежащей обязательной государственной регистрации.
Разделом 20 Единых санитарных требований, утверждённых Решением КТС от 28.05.2010 N299, установлены требования к дезинфекционным средствам.
Пунктом 6 указанных Требований установлено, что порядок организации и проведения дезинфектологической экспертизы определяется в соответствии с законодательством государств-членов.
В Российской Федерации установлен и действует определенный порядок оборота дезинфицирующих средств и оценки их целевых свойств и активности. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены "Р 4.2.2643-10. 3.5. Дезинфектология. Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности. Руководство" от 01.06.2010 и "МУ 3.5.2431-08. 3.5. Дезинфектология. Изучение и оценка вирулицидной активности дезинфицирующих средств. Методические указания" от 13.12.2008, обязательные для применения к дезинфицирующим средствам на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 5.7.2., абз. 3 пункта 5.7.3. Руководства Р 4.2.2643-10. 3.5. обязательным для всех дезинфицирующих средств является испытание на двух тест-вирусах: вирусе полиомиелита 1 типа (вакцинном штамме Sabin LSc-2ab) и аденовирусе 5 типа (штамм Аденоид 75). Средство, показавшее способность инактивировать полио- и аденовирус, включают в группу ДС с вирулицидной активностью. Дезинфицирующие средства с вирулицидной активностью могут быть использованы для дезинфекции при любой вирусной (включая особо опасные) инфекции, имеющей значение в инфекционной патологии человека.
В соответствии с пунктом 5.7.4., Руководства Р 4.2.2643-10. 3.5. исследования эффективности дезинфицирующих средств при обеззараживании различных объектов (изделия медицинского назначения, включая эндоскопы, посуда, белье, поверхности, выделения и др.), имеющих эпидемиологическое значение в распространении инфекционных заболеваний вирусной этиологии, проводят с целью разработки эффективных режимов дезинфекции. Полученные положительные результаты в опытах на тест-вирусах уточняют (при необходимости) на вирусах-возбудителях той инфекции, при которой они будут использованы, учитывая их специфику и механизм передачи инфекции.
Согласно пункту 4.1.2. Методических указаний МУ 3.5.2431-08. 3.5. обязательным для всех дезинфицирующих средств является испытание на двух тест-вирусах: вирусе полиомиелита I типа (вакцинном штамме Sabin (LSc-2ab) (далее - "полиовирус") и аденовирусе V типа (штамм Аденоид 75) (далее - "аденовирус"). Средство, показавшее способность инактивировать полио- и аденовирус, включают в группу дезинфицирующих средств с вирулицидной активностью. Дезинфицирующие средства с вирулицидной активностью могут быть использованы для дезинфекции при любой вирусной (включая особо опасные) инфекции, имеющей значение в инфекционной патологии человека.
В соответствии с ГОСТ Р 58151.1-2018. "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.06.2018 No 314-ст) средства должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, настоящего стандарта и технической документации на средство, должны быть изготовлены по рецептурам и технологической документации, утвержденным в установленном порядке; идентификационным признаком средств является их назначение, указанное в маркировке и подтвержденное документально (п.п. 3.1.1, 3.1.2).
Представителем Заявителя в материалы дела представлены письма филиала "Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга" РГП на ПХВ "НЦОЗ" Министерства здравоохранения Республики Казахстан, согласно которым предрегистрационные лабораторные испытания дезинфицирующих средств по вирусному режиму проводятся в Республике Казахстан в соответствии с методическими указаними по проведению лабораторных предрегистрационных испытаний средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, утвержденными приказом КГСЭН МЗ РК от 4 ноября 2008 г. No 133 только на вирусе полиомиелита 1 типа (вакцинный штамм Sabin (LSc-2ab).
Однако Комиссия Управления считает, что данные письма не подтверждают факт того, что дезинфицирующие средства, предложенные участниками закупки с идентификационными N9 (1 место), N6 (2 место), N7 (3 место), N2 (4 место) не эффективны в отношении аденовирусов.
Более того, также в ходе рассмотрения жалобы Заявитель не представил какие-либо иные доказательства своих доводов.
Кроме того, выводы Арбитражного суда Ростовской области, изложенные в решении от 29.12.2022 по делу NА53-23337/21, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент рассмотрения жалобы ИП Шапошникой Ю.И. данное решение не вступило в законную силу.
Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При этом, согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Учитывая, что комиссия по осуществлению закупок на момент рассмотрения заявок участников закупки не выявила недостоверной информации, содержащейся в заявке таких участников (с идентификационным N9 (1 место), N6 (2 место), N7 (3 место), N2 (4 место), а Заявитель обратного не доказал, следовательно, Комиссия Управления считает, что комиссией по осуществлению закупок соблюдены требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шапошниковой Ю.И. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Клинический родильный дом им.Ю.А.Пасхаловой", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих (реестровый N0825500000723000319) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 февраля 2023 г. N 030/06/49-201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023