Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_
_
_
рассмотрев представленное Акционерным обществом "Сибирские приборы и системы" (далее - общество, заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), представленных в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ИЭА1, заключенного 20.05.2022 по результатам проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "Сибирские приборы и системы" для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы "ГЛОНАСС"" (извещение N 2052700001522000001) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика _, _.
подрядчика - _.,
УСТАНОВИЛА:
1. 1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 2578-ЭП/23 от 22.03.2023), а также материалы электронного аукциона и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 25.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 2052700001522000001 с начальной (максимальной) ценой контракта 51 800 541,27 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.05.2022 (размещенного в этот же день) следует, что в аукционе приняли участие 2 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 111825501 (ООО "Фортуна") предложившим наиболее низкую цену контракта 48 951 511,46 руб. признан победителем.
12.02.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 06.03.2023 было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", 20.03.2023 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 4550620308222000001).
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.7 раздела 11 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено:
"11.7. Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта:
"1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанность выполнить работы по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства ОАО "Сибирские приборы и системы" для обеспечения выпуска изделий специального назначения системы ГЛОНАСС (далее - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, согласно проектной и рабочей документации, в объеме, определенном локальными сметными расчетами (Приложение N 1 к настоящему контракту), в соответствии с наименованием и характеристикой товаров, используемых при выполнении работ (Приложение N 5 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ: Российская Федерация, 644041, Омская обл, Омск г, ул. Харьковская, 2.
1.4. Срок выполнения работ: Начало выполнения работ - датой начала работ является дата подписания настоящего контракта. Окончание выполнения работ - 30 декабря 2022 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
В соответствии с пунктами 7.2, 7.4 раздела 7 "Права и обязанности Сторон" контракта:
"7.2 Заказчик обязан:
7.2.1. Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
7.2.2. В течение 2 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта:
7.2.2.1. передать Подрядчику по акту приема-передачи: объект, проектную документацию;
7.2.2.2. предоставить Подрядчику в письменной форме сведения об ответственном представителе Заказчика, который уполномочен руководителем на основании доверенности, выданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществлять контроль и надзор за выполнением работ, приемку выполненных работ, в том числе подписывать документы, предусмотренные настоящим контрактом.
7.2.3. Информировать незамедлительно Подрядчика при обнаружении в ходе осуществления контроля или надзора за выполнением работ отступлений от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ.
7.2.4. Предоставить Подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика.
7.2.5. Провести экспертизу, предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных настоящим контрактом, в части их соответствия условиям настоящего контракта.
7.2.6. Осуществить приемку выполненных работ, результатов отдельного этапа исполнения настоящего контракта в соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями законодательства Российской Федерации.
7.2.7. Оплатить выполненные работы в соответствии с условиями, установленными настоящим контрактом и требованиями законодательства Российской Федерации.
7.4. Подрядчик обязан:
7.4.1. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
7.4.2. В течение 2 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта:
7.4.2.1. принять от Заказчика по акту приема-передачи: объект, проектную документацию в соответствии с пунктом 7.2.2.1 настоящего контракта;
7.4.2.2. предоставить Заказчику в письменной форме сведения об ответственном представителе Подрядчика, который уполномочен руководителем на основании доверенности, выданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, представлять интересы Подрядчика в ходе осуществления контроля и надзора за выполнением работ, приемки выполненных работ, в том числе подписывать документы, предусмотренные настоящим контрактом.
7.4.3. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, согласно проектной документации, техническим условиям, СНиП, ГОСТ и другими действующими нормативными документами о техническом регулировании.
7.4.4. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обеспечить:
- чистоту и порядок на объекте при выполнении Подрядчиком работ;
- доступ на объект представителям Заказчика, контрольных и надзорных органов, а также исполнение их требований и предписаний;
- оформление исполнительной документации, а также передачу её Заказчику.
7.4.5. Производить последующие работы только после предъявления Заказчику промежуточных выполненных работ (скрытых работ) с оформлением на них актов освидетельствования скрытых работ.
7.4.6. Приглашать Заказчика для приемки скрытых работ не менее чем за 1 день до начала выполнения последующих работ. Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ.
7.4.7. Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят ухудшением качества результатов выполненных работ, либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
7.4.8. Незамедлительно уведомить Заказчика о любых внеплановых событиях на объекте (авариях, несчастных случаях, хищениях и иных противоправных действиях, аресте) и (или) иных обстоятельствах, влияющих на исполнение обязательств, по настоящему контракту.
7.4.9. Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом.
7.4.10. Вывезти в течение 3 дней со дня подписания последнего акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), принадлежащие ему инструменты, мусор.
7.4.11. За свой счет обеспечить устранение недостатков и (или) дефектов выявленных в ходе выполнения работ по настоящему контракту.
7.4.12. Предоставлять:
- своевременно сведения и/или документы, и/или отчёт о ходе выполнения работ (далее - отчет), в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Заказчика;
- своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (далее - информация).
- акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3),акт приемочной комиссии, счет-фактуру (счет) в течение 3 рабочих дней со дня завершения выполнения работ, отдельного этапа исполнения настоящего контракта.
При этом под своевременностью предоставления сведений и/или документов и/или отчета и/или информации понимается ее предоставление в срок не более 2 рабочих дней со дня получения запроса Заказчика, а также в иных случаях - по собственной инициативе Подрядчика.
7.4.13. Выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту.
7.4.14. В случае расторжения настоящего контракта передать заказчику в течение 3 дней с момента предъявления соответствующего требования проектную документацию.
7.4.15. Одновременно при передаче результатов выполненных работ по настоящему контракту передать заказчику по акту приема-передачи проектную документацию".
Техническим заданием (приложение N 5 к контракту) установлен перечень мероприятий, в соответствии с требованиями которых необходимо было выполнить работы, определены задачи, цели, состав и содержание работ.
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в период с 20.05.2022 по 30.12.2022 включительно.
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок работы в полном объеме не были выполнены, результат работ не был сдан заказчику, последним 06.03.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком его условий.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна" подлежат включению в реестр, исходя из следующего:
4.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком 12.02.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.03.2023 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 4550620308222000001) признается 06.03.2023 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, подрядчик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 07.03.2023 по 16.03.2023 включительно, таким образом контракт считается расторгнутым с 17.03.2023.
Согласно сведениям, представленным в обращении заказчика, датой расторжения контракта является 20.03.2023.
В силу положений части 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе информацию о включении сведений в Реестр заказчику подлежало направить в срок не позднее 21.03.2023, в то время как обращение общества фактически поступило в адрес Омского УФАС России только 22.03.2023.
Таким образом в действиях АО "Сибирские приборы и системы" выявлено нарушение установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок требования к сроку направления заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в Реестр.
Кроме того, Комиссия установила в действиях заказчика нарушение части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в части неправомерной отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств невозможности направления заказчиком указанной информации в регламентированный законом срок представлено не было.
При этом, Комиссия отмечает, что несвоевременное направление данных сведений в антимонопольный орган не повлияло на права и законные интересы подрядчика.
4.2. Комиссией изучена хронология взаимодействия заказчика и подрядчика, при исполнении контракта, при этом установлено, что объект и документация были переданы подрядчику 06.06.2022, из писем заказчика (исх. N 129/51-1 от 27.06.2022, N 114/51 от 24.11.2022, N 123/51 о 01.12.2022N 132/051 от 09.12.2022, N 44/51 от 03.02.2023) установлены систематические нарушения в сроках выполнения работ со стороны подрядчика.
На заседании Комиссии представителем подрядчика даны пояснения о том, что ООО "Фортуна" выполняло свои обязательства по контракту своевременно, однако после наложения ареста на счета (на основании решения Арбитражного суда Омской области), компания лишилась возможности исполнить договор.
В материалы дела документы, подтверждающие факт невозможности исполнения контракта, подрядчиком не представлено.
Более того, в материалы дела не представлены доказательства о своевременности исполнения контракта до момента возникновения у ООО "Фортуна" финансовых затруднений, а также доказательства об информировании заказчика о возникших у подрядчика сложностях в выполнении работ.
В рассматриваемом случае, как было указано выше, на момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и в период, когда подрядчик имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения, подрядчик работы не выполнил.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
По общему правилу должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 - ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
В действующем гражданском законодательстве отсутствует легальное понятие "форс-мажор", при этом в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, в том числе дано понятие "непреодолимая сила".
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
На основании указанного, ООО "Фортуна", действуя разумно и добросовестно, было обязано известить заказчика о финансовых сложностях, которые повлекли невозможность выполнить работы по контракту в срок.
Лицо, принимая решение об исполнении государственного и муниципального заказа и заключая соответствующий контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, осуществляющим выполнение государственного или муниципального заказа.
Подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, подрядчик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на подрядчика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
В настоящем случае небрежность, допущенная подрядчиком, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на него санкции за его недобросовестное поведение.
Из пояснений представителя заказчика и материалов дела следует, что общество не уведомляло заказчика о наличии каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту.
В данном случае подрядчиком не представлено доказательств нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также не доказано наличие форс-мажорных обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения ООО "Фортуна", характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Фортуна" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 5505053356, КПП 550501001);
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" Макарове Алексее Алексеевиче (ИНН 550506070569).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
17.03.2023 |
21.03.2023 |
22.03.2023 |
1 |
22.03.2023 |
29.03.2023 |
29.03.2023 |
0 |
03.04.2023 |
03.04.2023 |
0 |
0 |
3. Признать в действиях Акционерного общества "Сибирские приборы и системы" нарушения частей 14, 16 статьи 95, части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения дела должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 марта 2023 г. N 55/10/104-317/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2023