Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>,
рассмотрев обращение бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее также - БУЗОО "КОД", заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее также ИП <_>., предприниматель, победитель), представленных в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 23000222, заключенного 02.03.2023 по результатам проведения аукциона в электронной форме "Поставка медицинских расходных материалов - 52 (Реестровый номер 230291)" (извещение N 0852500000123000222), размещенного казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_>,
уполномоченного органа - <_>,
поставщика - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 4641-ЭП/23 от 23.05.2023), а также материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 08.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000123000222 о проведении аукциона в электронной форме с максимальным значением цены контракта 1112998,50 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.02.2023.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 4 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участником закупки с идентификационным номером 113556621 (ИП <_>) (предложившим наиболее низкую цену 5379,52 руб. за ед. товара) признан победителем.
02.03.2023 заказчиком заключен контракт N 23000222 на поставку медицинских расходных материалов - 52 (Реестровый номер 230291), который был размещен на официальном сайте в ЕИС.
12.05.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", 23.05.2023 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 2550302559323000212).
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.8 раздела 9 "Заключительные положения" контракта было предусмотрено:
"Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ также определено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 5.4 раздела 5 "Права и обязанности сторон" контракта поставщик обязан:
5.4.1. Обеспечить прием заявок Заказчика на поставку товара. В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявки направить Заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме, телефонограммой, посредством факсимильной связи или по электронной почте.
5.4.2. Поставить товар в соответствии с условиями настоящего контракта и заявкой Заказчика.
5.4.3. За 2 дня до предполагаемой даты поставки известить телефонограммой или по факсимильной связи Заказчика о точном времени и дате поставки товара. Все риски, связанные с ненадлежащим уведомлением, несет Поставщик.
5.4.4. Предоставлять:
- своевременно сведения и/или документы, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Заказчика;
- своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (далее - информация).
При этом под своевременностью предоставления сведений и/или документов и/или информации понимается их предоставление в срок не более 2 рабочих дней со дня получения запроса Заказчика, а также в иных случаях - по собственной инициативе Поставщика.
5.4.5. Нести расходы, связанные с заменой товара, устранением недостатков товара, поставкой недопоставленного товара.
5.4.6. В случае невозможности исполнения обязательств по настоящему контракту незамедлительно информировать об этом Заказчика.
5.4.7. При передаче товара передать Заказчику товарную накладную, надлежаще заверенную копию регистрационного удостоверения (в случаях, предусмотренных законодательством), документы, подтверждающие качество товара и оформленные в соответствии с законодательством (сертификат соответствия (декларация о соответствии) (при наличии) и т.д.)".
Пунктом 9.5 раздела 5 "Заключительные положения" контракта предусмотрено, что "Если в процессе исполнения обязательств по настоящему контракту обнаружатся препятствия к надлежащему исполнению настоящего контракта, каждая из Сторон обязана известить об этом другую Сторону настоящего контракта и принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены".
Наименование, характеристики, страна происхождения, цена товара, технические характеристики (параметр, требуемое значение) указаны в Спецификации (приложение к контракту).
Срок поставки товара - "С даты заключения контракта по 22 декабря 2023 года по письменным заявкам Заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения заявки Поставщиком".
Таким образом, поставщик должен был поставить товар в период со 02.03.2023 по 22.12.2023 по заявкам заказчика в течение 7 рабочих дней с момента получения заявки поставщиком.
Представленные заказчиком в адрес Омского УФАС России информация и документы свидетельствуют о следующем.
В соответствии со спецификацией к контракту ИП <_> необходимо было поставить заказчику следующие медицинские изделия:
Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением (при наличии), товарный знак (при наличии) |
Страна происхождения товара |
Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 10 Fr с коннектором XS, REF-0615-М521-10 РЗН 2018/7837 Наименование производителя согласно РУ: "Медерен Неотех Лтд." |
Китайская Народная Республика Товарный знак: MEDEREN |
Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами 15 Fr, REF-0615-M520-15 РЗН 2018/7837 Наименование производителя согласно РУ: "Медерен Неотех Лтд." |
Китайская Народная Республика Товарный знак: MEDEREN |
Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 19 Fr, REF-0615-М521-19 РЗН 2018/7837 Наименование производителя согласно РУ: "Медерен Неотех Лтд." |
Китайская Народная Республика Товарный знак: MEDEREN |
Заказчиком на адрес электронной почты поставщика (ip.szolotuhin@gmail.com), указанный в контракте, 23.03.2023 была направлена (исх. N 1061 от 22.03.2023) заявка на поставку следующего товара:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Трубка дренажная для закрытой раны Диаметр 10 FR |
штука |
50 |
2 |
Трубка дренажная для закрытой раны Диаметр 15 FR |
штука |
50 |
3 |
Трубка дренажная для закрытой раны Диаметр 19 FR |
штука |
50 |
С учетом положений пункта 1.5 раздела 1 "Предмет контракта" товар следовало поставить в адрес заказчика по 03.04.2023 включительно.
23.03.2023 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. б/н от 23.03.2023), в котором было указано, что сроки поставки "Трубки медицинской дренажной одноразовой силиконовой круглой с пазами со стилетом 10 FR с коннектором XS, REF-0615-V521-10 РЗН 2018/7837 производства Медерен Неотех Лтд" задерживаются в связи с увеличением срока поставки товара с данным артикулом, которые напрямую связаны с сохраняющейся непростой геополитической ситуацией, введением дополнительных экономических санкций против России и усложнением общемировой логистики. Согласно письму официального представителя производителя медицинских изделий Медерен Неотех Лтд" - ООО "Альфамедэкс" товар с артикулом 0615-V521-10 отсутствует на складе, предполагаемая поставка ожидается не ранее конца июня 2023 года. В связи с указанными обстоятельствами поставщик предлагал заказчику рассмотреть возможность замены арт. REF-0615-V521-10 на иной артикул REF-0615-V521-15, соответствующий требованиям к техническим характеристикам "Трубка дренажная медицинская одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 15 FR".
Согласно приходной накладной N 0000000417 от 03.04.2023 ИП <_> была осуществлена поставка медицинского изделия "Трубка дренажная для закрытой раны Диаметр 15 FR" (50 штук) и "Трубка дренажная для закрытой раны Диаметр 19 FR" (50 штук) на общую сумму 179317,50 руб.
При этом медицинское изделие "Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 10 Fr с коннектором XS, REF-0615-М521-10" заказчику не был поставлен.
Поскольку 03.04.2023 предпринимателем поставлен товар по заявке заказчика не в полном объеме, заказчиком 13.04.2023 (исх. N 1379) в адрес поставщика была направлена претензия о просрочке поставки товара на 10 дней на общую сумму 89658,50 руб., с установлением срока поставки товара 3 рабочих дня с момента получения претензии, а также необходимости оплаты пени в размере 224,15 руб.
Согласно платежному поручению N 148 от 18.04.2023 поставщиком была оплачена начисленная пеня, однако товар, определенный контрактом, в адрес заказчика так и не был поставлен, соответственно, обязательства по контракту ИП <_> в полном объеме исполнены не были.
В связи с указанным, заказчиком 12.05.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий.
Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.05.2023 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550302559323000212) признается 12.05.2023 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе поставщик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 13.05.2023 по 22.05.2023 включительно, таким образом с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации контракт считается расторгнутым с 23.05.2023.
Информация о расторжении размещена заказчиком в реестре контрактов 23.05.2023, обращение заказчика направлено в Омское УФАС России 23.05.2023 в соответствии с установленными процессуальными сроками.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе <_> не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Омским УФАС России 24.05.2023 в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 26.05.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 30.05.2023 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос предпринимателем представлены письменные возражения (вх. N 4761-ЭП/23 от 26.05.2023), в которых изложены обстоятельства неисполнения обязательств, следующего содержания:
"09.02.2023 <_>, имея намерение принять участие в закупке и произвести поставку, провел изучение рынка - направил в адрес <_> запрос о возможности приобретения ИМН, являющихся предметом поставки в рамках электронного аукциона N 0852500000123000222 (Приложение N 1 к настоящему Объяснению).
13.02.2023<_> получен ответ от <_> о том, что поставка возможна, однако, он не отвечает за сбои в поставке в связи с возможными задержками со стороны производителя (Приложение N 2 к настоящему Объяснению)
15.02.2023 <_> подал заявку на участие в электронном аукционе N 0852500000123000222.
17.02.2023 протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123000222 <_> признан победителем закупки.
02.03.2023 между <_> и Заказчиком заключен контракт N 23000222.
03.03.2023 <_> связался с БУЗОО КОД, так как контракт не содержит чёткого указания объема изделий медицинского назначения, Поставщик в телефонном режиме просил Заказчика сообщить количество предполагаемых к поставке ИМН.
06.03.2023 Заказчик устно дал Поставщику примерное количество, сколько всего будет заказано ИМН.
07.03.2023 <_> обратился в адрес<_>. о поставке 3-х позиций ИМН (Приложение N 3 к настоящему Объяснению).
09.03.2023 в своем письме <_> сообщил <_> о том, что есть 2-е позиции ИМН, третья - отсутствует в настоящий момент на складе (Приложение N 4 к настоящему Объяснению).
13.03.2023 между <_> и <_> заключен договор N 1 (Приложение N 5 к настоящему Объяснению).
13.03.2023 <_> выставил <_> счет на оплату N 4 двух позиций ИМН (Приложение N 6 к настоящему Объяснению).
22.03.2023 от Заказчика в адрес <_> поступила заявка N 1061 на три наименования ИМН по 50 штук каждого.
22.03.2023 от <..> к ИП <_> направлено письмо с просьбой пояснить не появилась ли в наличии позиция 10FR (Приложение N 7 к настоящему Объяснению).
23.03.2023 платежным поручением N 138 ИП <_> оплачивает счет <_> на две позиции (Приложение N 8 к настоящему Объяснению).
23.03.2023 <_> со ссылкой на ООО "Альфамедэкс" исх. N 200323/01 (Приложение N 9 к настоящему Объяснению) предложил своим письмом <_> замену позиции 10 FR на 15 FR (Приложение N 10).
Как следует из вышеуказанного письма ООО "Альфамедэкс", которое является официальным представителем производителя медицинских изделий Mederen Neotech Ltd, Израиль на территориях Российской Федерации и стран СНГ. Указанным письмом, официальный представитель производителя информируем о том, что в настоящий момент артикул 0615-M521-10, наименование Трубка дренажная медицинская одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 10 Fr с коннектором отсутствует на складе.
В связи с этим предлагает на замену артикул 0615-M521-15, наименование Трубка дренажная медицинская одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 15 Fr. Средний размер трубки позволяет дренировать как небольшие, так и обширные раны, обеспечивая лучшее выведение экссудата.
Наличие стилета из нержавеющей стали, в комплекте с дренажной трубкой, обеспечивает атравматичное выведение дренажа, позволяя сократить время на извлечение проводящей части трубки, делая процедуру более комфортной для специалиста.
23.03.2023 <_>, руководствуясь авторитетным мнением официального представителя производителя, предложил Заказчику замену 10 FR на 15 FR прилагая к своему письму, письмо ООО "Альфамедэкс" (Приложение N 11 к настоящему Объяснению).
24.03.2023 УПД N 8 <_> отгрузил <_> две позиции ИМН (15 FR и 19 FR) - Приложение N 12 к настоящему Объяснению.
03.04.2023 Заказчик по УПД N 28 от 29.03.2023 принял у Поставщика 2 позиции товара.
13.04.2023 от Заказчика в адрес <>.поступила претензия исх. N 1379.
18.04.2023 ИП <_> ответил на претензию Заказчика - разместив на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ свой ответ от 23.03.2023 к которому приложил письмо ООО "Альфамедэкс" исх. N . 130423/01 о том, что ИМН с артикулом 10 FR ожидается к поставке не ранее конца июня 2023 года (Приложение N 13 к настоящему Объяснению).
12.05.2023 Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке.
Исходя из указанного выше письма ООО "Альфамедэкс", которое, напомню является официальным представителем производителя медицинских изделий - Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 10 Fr с коннектором XS, артикул 0615-М521-10 ожидается не ранее конца июня 2023 года.
16.05.2023, кроме запроса ИП <_>., Поставщик подготовил и направил по средствам электронной почты запросы, о возможности поставки необходимых ИМН, ещё в 8 (восемь) организаций, занимающихся оптовой продажей изделий медицинского назначения (Приложение N 14 к настоящему Объяснению), таких как:
- Центр Торговли Медицинскими Товарами "Гипермед" (https://gipermed.ru) - ответ не поступил;
- ООО "КРИНДО МСК" (https://krindo.ru) - ответа не последовало;
- ООО "ФИШ Партнерс" (https://leаnmed.ru) - оставлен без ответа;
- ООО "ДЖИМЕДИС" (https://oxy2.ru) - ответ не поступил;
- ООО "АЛЬФАМЕДЭКС" (https://alfamedex.ru) - ответ не предоставлен;
- ООО "Медпоставка-М" (https://medpostavka-m.ru) - получен ответ о том, что
нет в наличии у производителя, есть либо 15 размер, либо 10 - но без стилета;
- ООО "СИКВЕЛТРЕЙД" (https://mediatormed.ru) - получен ответ о том, что такой трубки нет в наличии;
- ООО "МЕДТЕХУРАЛ" (https://medtehural.ru) - получен ответ о том, что запрашиваемый товар отсутствует в наличии и срок поставки не определен.
Указанные "отрицательные" ответы об отсутствии необходимого Заказчику изделия медицинского назначения, еще раз подтверждают то, что неисполнение условий контракта сложилось в силу обстоятельств, не зависящих от воли Поставщика, такое неисполнение сложилось в силу объективных причин, на которые Поставщик со своей стороны не мог повлиять".
Соответствующие документы, ссылку на которые делает ИП <_>, были представлены к его письменным пояснениям.
На заседании Комиссии представителями предпринимателя даны пояснения о том, что нарушение контрактных обязательств произошло в связи с отсутствием медицинского изделия "Трубка медицинская дренажная одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 10 Fr с коннектором XS, REF-0615-М521-10", при этом предприниматель не совершал умышленных действий, нарушающих интересы заказчика, а приложило все усилия для того, чтобы поставить товар, неисполнение обязательств по контракту явилось следствием непредотвратимых обстоятельств.
Представленные заказчиком документы и сведения формально указывают на то, что предпринимателем были нарушены сроки поставки товара и обязательства по контракту (поставке товара, отвечающего требованиям контракта) и на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП <_> обязательства по поставке товара в полном объеме исполнены не были.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП <_> письмом от 23.03.2023 известил заказчика о сложностях, связанных с поставкой товара, предлагал заказчику рассмотреть возможность замены артикула REF-0615-V521-10 на иной артикул REF-0615-V521-15, соответствующий техническим характеристикам "Трубка дренажная медицинская одноразовая силиконовая круглая с пазами со стилетом 15 FR"; направлял запросы о наличии медицинского изделия и возможности его поставки иным поставщикам.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными предпринимателем документами и информацией.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об индивидуальном предпринимателе <_> (ИНН 614100443302).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 мая 2023 г. N 055/10/104-621/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023