Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалоба ООО "РБЕ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Медицинский реабилитационный центр" Сергиевские минеральные воды" Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного запроса котировок на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение N 0342100007923000003, начальная (максимальная) цена контракта - 9 999 815,00 руб.)
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ":
- Заказчиком установлены требования к участникам закупки, не соответствующие Закону о контрактной системе;
- Заказчиком нарушены правила описания закупки, а именно в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлены недействующие ГОСТы;
- Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении запроса котировок, приложений к нему, а именно в документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ" Заказчиком установлены требования к участникам закупки, не соответствующие Закону о контрактной системе.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Подпунктом л пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона
Подпунктом л пункта 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению документации определено, что заявка на участие в настоящем запросе котировок должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, в извещении о проведении закупки, приложениям к нему в разделах "Преимущества, требования к участникам" Заказчиком не установлены какие-либо преимущества и ограничения.
Таким образом, поскольку в извещении о проведении закупки, приложениях к нему не установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства, Заказчик не вправе устанавливать требование о предоставлении в составе заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, социально-ориентированным, некоммерческим организациям.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан обоснованным.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ" Заказчиком нарушены правила описания закупки, а именно в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлены недействующие ГОСТы.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Вместе с тем, документация заказчика содержит недействующие стандарты:
крупа кукурузная - в соответствии с ГОСТ 6002-69, который утратил силу с 01.04.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2022 N 1408-ст.;
фасоль продовольственная - в соответствии с ГОСТ 7758-75, который утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Приказа Госстандарта от 15.09.2022 N 932-ст.;
крупа ячменная - в соответствии с ГОСТ 5784-60, который утратил силу с 01.04.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2022 N 1407-ст;
крупа манная - в соответствии с ГОСТ 7022-97, который утратил силу с 01.11.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.10.2019 N 996-ст.;
крупа гречневая - в соответствии с ГОСТ Р 55290-2012, который утратил силу с 01.04.2022 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 06.12.2021 N 1715-ст;
горох шлифованный - в соответствии с ГОСТ 6201-68, который утратил силу с 01.01.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.09.2022 N 931-ст.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан обоснованным.
Выявленные в действиях заказчика, нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ" Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении запроса котировок, приложений к нему, а именно в документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона. Участник закупки на момент подачи заявки не обязан иметь в наличии товар, который будет использоваться при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Антимонопольным органом установлено, что в описании объекта закупки указаны характеристики продуктов питания, используемых при оказании закупаемой услуги. В составе заявки участнику не требуется предоставлять конкретные характеристики продуктов.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2023 NИЗК1 на участие в закупке подана 1 заявка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РБЕ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 31, подпункта л пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе,
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 июня 2023 г. N 250-10228-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2023