Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
04.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчиком опубликовано извещение N 0145200000423000608 о проведении электронного аукциона на поставку автомобиля дорожной лаборатории (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 100 000,00 рублей.
Дата начала подачи заявок - 04.05.2023 12:52 (МСК).
Дата окончания подачи заявок - 12.05.2023 09:00 (МСК).
Имея намерение принять участие в закупке Общество 11.05.2023 08:45 (МСК) подало заявку на участие.
По окончании срока подачи заявок подано две заявка на участие в закупке.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 12.05.2023 NЦПА1, Общество не делало шагов на понижение, а лучшее ценовое предложение было у другого участника (4 079 500,00 рублей).
Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 NИЭА1 Общество стало победителем, поскольку заявка иного участника признана несоответствующей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
18.05.2023 17:35 (МСК) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной по средствам электронной площадки http://etp.zakazrf.ru Заказчиком в адрес Общества направлен проект контракта.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
25.05.2023 13:18 (МСК) руководствуясь пп. а п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе Общество направило посредством электронной площадки протокол разногласий.
Протокол разногласий Общества касался следующего.
В заявке Общества имеется файл "Характеристики предлагаемого участником закупки товара".
Как пояснил Комиссии Участник и следует из Протокола разногласий, при формировании заявки произошла техническая ошибка, следствием которой была указана страна производства предлагаемого Обществом автомобиля - Россия (Российская Федерация).
Вместе с тем, Заказчиком получено разрешение Минпромторга России N36246/20 от 10.04.2023 на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара - Китайской Народной Республике.
Поскольку данную техническую ошибку исправить не представляется возможным в связи окончанием срока подачи заявок и отсутствие возможности редактирования файлов заявок, Участник просил внести корректировку в сформированном проекта контракта - указав страну производства КНР.
25.05.2023 Общество оплатило обеспечение исполнения Контракта в размере 410 000 рублей, что подтверждается платежным поручением.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
29.05.2023 12:09 (МСК) на основании п. 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик отклонил протокол разногласий и разместил доработанный проект контракта.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В срок, установленный ч. 4 ст. 51 Закона о контактной Участник не подписал проект контракта, в результате чего Протоколом от 02.06.2023 NППУ20_1 Участник признан Заказчиком уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контракта, после публикации итогового протокола Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
Как следует из пояснений Участника, как только ему стало известно о технической ошибке в заявке страны происхождения товара он сразу же связался с Заказчиком с целью урегулировать данное обстоятельство. Общество подчеркивает, что им планировалось осуществить подписание проекта контракта, однако, в силу того, что представить товар с техническими характеристиками производства Россия (как указано в его заявке) не представляется возможным, он просил внести изменения через протокол разногласий, при том, что в этот же день было представлено обеспечение исполнения предполагавшегося к подписанию контракта.
Комиссия внимательно ознакомилась с извещением Заказчика и подтверждает, что в его составе присутствует разрешение Минпромторга России N 36246/20 от 10.04.2023 на приобретение автомобиля производства КНР.
При этом, строке 16 Заявки Заказчика о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара указано: "16 Страна производства КИТАЙ [156 | CN | CHN]".
С одной стороны, Комиссия исходит из того, что техническая ошибка в заявке действительно имеет место быть, а совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключаемое контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом N 44-ФЗ действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. То есть, Заказчик и Участник могут заключить контракт, в строго регламентированные законом сроки.
С другой стороны, Комиссия учитывает, что Участник просил содействия Заказчика в решении данного вопроса с просьбой заменить страну происхождения, выразив со своей стороны готовность заключить контракт и исполнить в полном объёме со строй товара КНР, что применительно в делу об оценке поведения Общество, безусловно подлежит учету, со стороны антимонопольного органа.
Из пояснений Участника также следует, что он не имел намерений уклониться от заключения контракта, для выполнения предстоящего контракта с Заказчиком имеются все мощности, однако в силу вышеописанных обстоятельств, подписать проект контракта не представилось возможным, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Участник сообщил, что у Общества исполнено/в стадии исполнения более 50 контрактов по 44-ФЗ, все на поставку (техническое обслуживание) транспортных средств, поскольку он специализируется на данном рынке.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пп. а) и б) п. 13 Правил орган контроля рассматривает обращение Заказчика, проводит проверку фактов заказчика и доводов, документов и иных материалов от исполнителя. По результатам рассмотрения обращения и проведения такой проверки принимает решение о включении информации об участнике закупки в РНП, либо об отказе в таком включении.
В соответствии с п. 14 Правил "Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его, в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта".
При рассмотрении вопроса о признании Общества уклонившимся от заключения контракта, Комиссия дает оценку существенности нарушения, степени вины организации, с применением:
- разъяснений, содержащихся в Определении Верховного суда РФ от 29.03.2016 N305-ЭС16-1282 по делу N А40-44497/2015, в Определении Верховного суда РФ от 23.09.2016 N 305-КГ16-11727 по делу N А40-188978/2014, в судебном акте АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 N Ф03-5118/2015 по делу N А16-374/2015;
- позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации и соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
- правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, о том, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерным конституционным защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом. по смыслу ст.55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Комиссией установлено, что Участником предпринимались действия, направленные на заключение контракта, а в материалы дела приобщены доказательства отсутствия умысла, намеренного уклонении со стороны Участника, поскольку оно произошло в результате технической ошибки страны происхождения товара - Россия, при этом в разрешение Минпромторга России N 36246/20 от 10.04.2023 на приобретение автомобиля производства указана стана КНР, о чем, Заказчик ставился в известность, также еще до признания Общества уклонившимся соответствующим протоколом, им внесено обеспечение исполнения контракта, что указывает на подготовку Участника к подписанию контракта.
То есть, Комиссия рассмотрев обстоятельства дела, находит доказательства, что уклонение Общества, в данном конкретном деле, не являются последствиями намеренного умысла, и не свидетельствует о цели уклониться от заключения контракта и сорвать Заказчику закупку.
Комиссия считает, что включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру полной последовательности действий Участника.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие оснований для безусловной необходимости включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Аларм-моторс Юго-Запад" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 июня 2023 г. N 047/10/104-1393/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023