Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Медикэр" (далее - ООО "Медикэр", Заявитель), представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (гепарин натрия) (извещение N 0334200001323000172), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 19 июля 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (гепарин натрия).
Из содержания жалобы следует, что комиссия при рассмотрении заявок участников закупки и формировании протокола подведения итогов электронного аукциона неверно выбрала основание для отклонения заявки Заявителя.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы обоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 05 июля 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 05.07.2023 N0334200001323000172" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 206 062 руб. 50 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.07.2023 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 8 заявок (NN 114621341, 114622655, 114609671, 114585803, 114616109, 114611264, 114618283, 114596152 (ООО "Медикэр")).
Заявки NN 114609671, 114611264 признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заявки NN 114621341, 114622655, 114585803, 114616109, 114618283, 114596152 (ООО "Медикэр") отклонены по основанию "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.07.2023 NИЭА1 победителем закупки признана заявка N 114609671.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Извещением об осуществлении электронного аукциона в рамках статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289) определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пунктом 2 Постановления N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Указанные выше требования установлены в электронном документе "Общие требования к содержанию составу заявки и инструкция (ЛЕКАРСТВА ЖВНЛП)".
Частью 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно электронного документа, прикрепленного к Извещению об осуществлении электронного аукциона "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", участникам закупки необходимо поставить следующее лекарственное средство:
- Гепарин натрия (Раствор для внутривенного и подкожного введения; дозировка: 5000 ЕД/мл, 5 мл флаконы*).
Комиссией, исследовав заявки участников на участие в электронном аукционе, представленных Заказчиком, установлено следующее:
Участником закупки N114621341 ("_") в составе заявки предложено к поставке товар, страной происхождения которого является - Республика Беларусь, производитель РУП "Белмедизделие". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участниками представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 N 4651685.
Участником закупки N 114622655 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Республика Беларусь, производитель РУП "Белмедизделие". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 4646429.
Участником закупки N 114609671 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация, производитель ООО "Велфарм". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 3773546.
Участником закупки N 114585803 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация, производитель ООО "Атолл". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1536945.
Участником закупки N 114616109 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация, производитель ООО "Велфарм". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 3773546.
Участником закупки N 114611264 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Российская Федерация, производитель ПАО "Синтез". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2730626.
Участником закупки N 114618283 ("_") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Республика Беларусь, производитель РУП "Белмедизделие". В качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, участником представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 4649013.
Участником закупки N 114596152 (ООО "Медикэр") в составе заявки предложен к поставке товар, страной происхождения которого является - Индия.
Таким образом, на участие в закупке поступило 2 заявки, которые удовлетворяют требованиям Извещения об осуществлении закупки и требованиям Постановления N1289.
Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссией установлено, что в соответствии с положениями статей 48 и 49 Федерального закона N44-ФЗ комиссией Заказчика правомерно отклонена заявка N114596152 (ООО "Медикэр"), в связи с тем, что участником к поставке был предложен товар, происходящий из иностранного государства.
Вместе с тем, комиссией Заказчика ошибочно выбран пункт 2 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ в качестве основания отклонения заявки N114596152 (ООО "Медикэр").
Кроме того, Комиссией Иркутского УФАС в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что комиссией Заказчика неправомерно отклонены заявки NN114621341, 114622655, 114585803, 114616109, 114618283, в связи с тем, что в составе указанных заявок были представлены документы, установленные Постановлением N1289.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика усматривается нарушения части 1 статьи 27, пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ, а довод жалобы является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикэр" обоснованной;
2. Признать комиссию по осуществлению закупок Заказчика нарушившей часть 1 статьи 27, п.п. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 17.07.2023 NИЭА1 и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023