Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Министерством строительства Омской области в лице бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик, учреждение) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью Инженерно-Технический Центр "АСУкомплектсервис" (далее - общество, подрядчик, ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 16-2022/Е, заключенного 23.12.2022 по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий, работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области" (идентификационный код закупки 202550300779555030100101200104120414) (далее соответственно - закупка, контракт),
в отсутствие представителей Министерства строительства Омской области;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Лотош Яны Александровны (доверенность от 22.12.2022 N 66); Балалайкиной Ольги Геннадьевны (доверенность от 09.01.2023 N 5),
ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" - Кильдебекова Дениса Александровича (доверенность от 14.08.2023 N 129 (до перерыва), доверенность от 14.08.2023 N 130 (после перерыва)); Сергуняевой Инны Александровны, адвоката (доверенность от 14.08.2023) (после перерыва)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7286-ЭП/23 от 08.08.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 23.12.2022 между заказчиком и ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключен контракт N 16-2022/Е на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий, работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области" на общую сумму 218959742,33 руб.
Данный контракт заключен в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 29.03.2022 N 154-п "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", Протокола заседания Координационного штаба по повышению устойчивости экономики, социальной сферы и бюджетных отношений в Омской области от 20.12.2022.
13.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком принятых обязательств по контракту и нарушением сроков их исполнения.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 08.08.2023.
14.08.2023 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 15:00 час. 15.08.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3 и 1.4 контракта было установлено следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом и Графиком исполнения контракта (Приложение N 2 к настоящему контракту) срок выполнить работы по подготовке проектной документации, инженерных изысканий, работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области" (далее соответственно - Работы, Объект), в том числе:
1.1.1. Выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнить инженерные изыскания для строительства Объекта, в том числе разработать рабочую документацию (далее - работы ПИР) в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектной документации, инженерных изысканий, работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области" (Приложение N 3 к настоящему контракту)(далее соответственно - проектная документация, Техническое задание).
Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная рабочая документация.
1.1.2. Выполнить работы по строительству Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1. настоящего контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной настоящим контрактом, в сроки, предусмотренные контрактом и графиком выполнения строительно-монтажных работ
Результатом выполненной работы по строительству Объекта является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
1.1.3. Осуществить поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации Объекта и предусмотренного проектной документацией, выполнить его монтаж и ввод в эксплуатацию.
_Результатом поставки является смонтированное и введенное в эксплуатацию оборудование.
1.2. Результатом выполненной Работы по настоящему контракту является здание или сооружение, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию.
1.3. Место выполнения Работ: для работ ПИР- определяется Подрядчиком самостоятельно, с учетом Технического задания. Результаты выполненных работ ПИР передаются Подрядчиком по адресу: Российская Федерация, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42.
Для выполнения работ по строительству Объекта и поставки оборудования, необходимого для эксплуатации Объекта: место нахождения земельного участка, указанного в пункте 3 Технического задания.
1.4. Срок выполнения Работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 20.12.2024 года в соответствии с Графиком исполнения контракта (приложение N 2 к настоящему контракту)".
Графиком исполнения контракта (Приложение N 2 к контракту) установлены следующие сроки исполнения по каждому этапу работ:
N этапа |
Наименование этапа выполнения работ |
Сроки выполнения работ |
|
Начало |
Окончание |
||
1 |
выполнение работ по подготовке проектной документации; -выполнение инженерных изысканий; - разработка рабочей документации; - получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий |
Дата заключения контракта |
01.05.2023 |
2 |
Выполнение работ по строительству объекта |
02.05.2023 |
20.12.2023 |
3 |
Выполнение работ по строительству объекта |
21.12.2023 |
10.12.2024 |
4 |
Поставка оборудования |
11.12.2024 |
20.12.2024 |
Аналогичный срок выполнения работ по 1 этапу выполнения работ установлен в приложении N 5 к контракту.
Цена контракта составляет 218959742,33 руб., при этом по каждому из этапов цена контракта установлена в следующем размере:
- стоимость работ ПИР составляет 11938273,18 руб.
- стоимость работ по строительству Объекта составляет 170397457,77 руб.
-стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства составляет 36624011,38 руб.
В соответствии с пунктом 13.7 Технического задания на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области" (Приложение N 3 к контракту) (далее - Техническое задание) подрядчик обязан разработать проектную документацию в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых в области проектирования и строительства, в соответствии с условиями Государственного контракта и настоящего Технического задания.
Пунктом 38 Технического задания установлено:
"Требования к составу проектной документации, в том числе требования о разработке разделов проектной документации, наличие которых не является обязательным (указываются при необходимости):
Состав и содержание разделов проектной и рабочей документации разработать в соответствии с требованиями:
- Ст. 48 ГрК РФ;
- Постановление Правительства РФ N 87.
Проектную документацию разработать в соответствии с Федеральным законом N 384.
Оформление документации выполнить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-2020.
Не позднее чем за 15 календарных дней до начала проведения государственной экспертизы, для проведения первичного контроля со стороны Заказчика, Подрядчик предоставляет проектную документацию, на электронном носителе в формате PDF, согласно:
- Приказу N 783/пр, заверенную электронной цифровой подписью в соответствии с п. 3.1.19 ГОСТ Р 21.101-2020.
Разрабатываемая проектная документация должна соответствовать критериям экономической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации"".
В соответствии с пунктами "е" и "ж" пункта 45.1 Технического задания подрядчик самостоятельно обязан:
- выполнить проектную документацию в объеме необходимом для получения положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий");
- не позднее чем за 15 календарных дней до начала проведения государственной экспертизы, предоставить заказчику проектную документацию (стадия "П" на электронном носителе в формате PDF), согласно требованиям ГОСТ 21.101-2020, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.05.2017 N 783/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
В пункте 7.4 контракта перечислены обязанности подрядчика, вытекающие из заключенного контракта, в том числе обязанность подрядчика:
"7.4.5.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства.
7.4.5.2. Передать Заказчику результаты выполненных работ ПИР в соответствии с условиями настоящего контракта.
7.4.5.3. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ ПИР по настоящему контракту, при передаче результатов работ ПИР по настоящему контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ ПИР Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ ПИР, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 10 (десяти) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
7.4.5.4. Направить от имени Заказчика проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу для получения заключения о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов изысканий требованиям технических регламентов и устранять выявленные замечания в срок, установленный организациями по проведению государственной экспертизы".
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 7.1.6 контракта также было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 13.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из устных пояснений заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлялось также по адресу электронной почты подрядчика, указанному в контракте (asu@scadaservice.ru), почтой России, а также курьером ООО "РС-Экспресс".
В качестве документов, подтверждающих уведомление подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в материалы дела заказчиком представлены:
- экспедиторская расписка ООО "РС-Экспресс" N 17 0399 9274, свидетельствующая об отправлении ООО ИТЦ "АСУкомплетсервис" 21.07.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- уведомление ООО "РС-Экспресс" от 27.07.2023 о доставке ООО ИТЦ "АСУкомплетсервис" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письме ООО "РС-Экспресс" от 27.07.2023 указано: "21.07.2023 Вами по накладной N 17 0399 9274 было произведено отправление документации для Шинкоренко М.Ю. в организацию ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис", по адресу: г. Новосибирск, ул. Щетинкина, дом N 62, пом.9.
Уведомляем Вас о том, что данное письмо было доставлено 27.07.2023 в 10:00 ч.".
С учетом изложенного датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением признается 27.07.2023.
Таким образом, ООО ИТЦ "АСУкомплетсервис" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 28.07.2023 по 07.08.2023 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 08.08.2023.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 09.08.2023 по адресу электронной почты подрядчика: asu@scadaservice.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N ЗА/4795/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 11.08.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 14.08.2023 в 12 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 7513-ЭП от 15.08.2023) пояснения по вышеизложенным фактам, в которых общество выражает несогласие принятому заказчиком решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока выполнения работ связывает с уклонением заказчика в приемке подготовленной подрядчиком проектной документации.
Следует отметить, что в Омское УФАС России ранее также поступило обращение ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" (вх. N 6741-ЭП/23 от 24.07.2023) на действия заказчика при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Заказчик неоднократно запрашивал предоставить расчет нагрузок для подготовки заявок на подключение к системе электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения (письма от 27.02.2023 N 06-0488, от 17.03.2023 N 06-0856, от 17.03.2023 N 06-0857).
Согласно письму ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" от 20.03.2023 (исх. N 70) общество просило рассмотреть возможность внесения изменений в "График исполнения контракта" (Приложение N 2 к контракту) и планировало сдачу проектной документации и инженерных изысканий для получения положительного заключения экспертизы, государственной экспертизы и результатов в срок до 15.05.2023, соответственно сроки выхода положительного заключения предполагались в срок до 15.06.2023.
Заказчиком неоднократно в адрес подрядчика направлялись письма с требованием выполнить работы по контракту в кратчайшие сроки и оплатить начисленную неустойку (претензия от 04.05.2023 исх. N 02-1342, от 23.05.2023 исх. N 02-1504).
Кроме того, в адрес подрядчика направлялись письма с требованием устранить замечания к разрабатываемой документации (письмо от 15.03.2023 исх. N 06-0765, от 09.06.2023 исх. N 06-1734, от 20.06.2023 исх. N 06-1845, от 07.07.2023 N 06-2130).
Требования заказчика о предоставлении информации и документов об исполнении контракта обществом не исполнялись (письма от 03.04.2023 N 06-1033, от 25.04.2023 N 06-1268, от 02.05.2023 N 06-1313, от 12.05.2023 N 06-1393, от 30.05.2023 N 06-1567, от 07.06.2023 N 06-1689).
На письмо заказчика от 07.07.2023 (исх. N 06-2130) подрядчиком направлена проектная документация для проведения первичного контроля заказчиком (письмом от 12.07.2023 исх. N 225/1).
Заказчиком дан ответ подрядчику (исх. N 06-2220 от 18.07.2023) о наличии замечаний к представленной проектной документации и о необходимости направления откорректированной проектной документации в учреждение в срок до 19.07.2023.
Письмами от 19.07.2023 (исх. N 233), от 31.07.2023 (исх. N 240) подрядчик вновь направил в адрес заказчика проектную документацию для проведения первичного контроля заказчиком.
Из пояснений представителей заказчика ответы на данные письма давались подрядчику в рабочем порядке посредством переписки по электронной почте.
Помимо указанного подрядчиком в адрес заказчика направлены (исх. N 235 от 21.07.2023) возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.07.2023 заказчиком дан ответ (исх. N 02-2332) на данное письмо подрядчика в котором, в частности указано: "Учреждение не усматривает оснований неправомерности, недобросовестности и неразумности своих действий. Основанием для отмены решения Заказчика будут являться устранение нарушений Подрядчиком, послужившие основанием для принятия указанного решения. По состоянию на 27.07.2023 со стороны Подрядчика представлена на поверку Заказчика проектная документация, требующая доработки, о чем Вам направлялись замечания письмами от N 06-2130 от 07.07.2023, N 06-2220 от 18.07.2023. Однако со стороны Подрядчика до настоящего времени замечания не устранены. В соответствии с условиями контракта за 2 недели до загрузки не был представлен Подрядчиком полный комплект проектной документации с приложением информационной модели".
Письмами от 02.08.2023 исх. NN 242, 245 подрядчиком в адрес заказчика вновь направлена проектная документация.
На указанные письма заказчиком дан ответ подрядчику (исх. N 06-2415 от 08.08.2023) об отказе в приемке проектной документации, поскольку обществом не были исправлены замечания к проектной документации, направленной 07.07.2023, 18.07.2023, при этом проектная документация не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 N 783/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства", а также информационная модель по составу разделов не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Каких-либо возражений на данный отказ в приемке проектной документации со стороны подрядчика представлено не было.
Более того, на заседание Комиссии заказчиком даны пояснения о том, что подрядчик 21.07.2023 самостоятельно направил в АУ "Государственная экспертиза Омской области" проектную документацию, включая сметную документацию, и результаты инженерных изысканий (ДЛЯ ПД (СД) и РИИ) по объекту капитального строительства "Строительство общеобразовательной школы по ул. Советская в пос. Малая Бича Усть-Ишимского муниципального района Омской области".
В подтверждение указанного представлена копия письма АУ "Государственная экспертиза Омской области" (исх. N 01167-23/Г55-0068838/15-07 от 25.07.2023) об оставлении документов, представленных ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" для проведения государственной экспертизы в отношении вышеуказанного объекта капитального строительства, поскольку проектная документация представлена с нарушением пунктов 2, 7 Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 N 783/пр.
Из письменных пояснений ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис", направленных в Омское УФАС России и содержащихся в обращении общества от 21.07.2023, а также в возражениях от 15.08.2023 на обращение заказчика, указано, что готовность проектной документации составляет 96%.
При этом довод представителя общества о том, что указание в пояснения на готовность в размере 96% является допущенной опечаткой, а на самом деле проект готов на 100%, не может быть принят Комиссией во внимание как противоречащий представленным доказательствам.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал заказчик при заключении контракта.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Необходимо также отметить, что общество, подавая заявку на участие в закупке и заключая контракт на обозначенных условиях, выразило свое полное согласие на их выполнение.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что обязательства по контракту подрядчиком фактически исполнялись ненадлежащим образом с существенным нарушением сроков производства работ настолько медленно, что делало невозможным их окончание к установленному контрактом сроку. Доказательств обратного в материалы не представлено.
Обществом не представлены доказательства устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Позицию общества о нарушении заказчиком процедуры расторжения контракта в связи с обязанностью заказчика направлять предупредительное (первичное) письмо с уведомлением о наличии существенных замечаний и намерении расторгнуть контракт, Комиссия считает ошибочной, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено такой обязанности.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Более того, с учетом значимости объекта закупки неисполнение обществом обязательств в рамках приведенного контракта ведет к негативным последствиям для заказчика, ответственности заказчика за несоблюдение своих обязательств как учреждения.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; исполнителем не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО ИТЦ "АСУкомплектсервис" подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью Инженерно-Технический Центр "АСУкомплектсервис", ИНН 5406273865, КПП 540601001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью Инженерно-Технический Центр "АСУкомплектсервис"Шинкоренко Михаиле Юрьевиче (ИНН 220911282340);
- об участнике общества ограниченной ответственностью Инженерно-Технический Центр "АСУкомплектсервис" (размер доли (в процентах) 100) Кидельбекове Денисе Александровиче (ИНН 540108538570).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 августа 2023 г. N 055/10/104-910/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023