Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - БУЗОО "ОКБ", учреждение, заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - ООО "Арсенал", общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0352200000823000233, заключенного 03.05.2023 по результатам осуществления аукциона в электронной форме "Поставка медицинского расходного материала для лабораторного отделения (Реестровый номер 2023.025027)" (извещение N 0352200000823000233) (далее - электронный аукцион, контракт),
в отсутствие представителя ООО "Арсенал", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - Загайновой Алёны Евгеньевны (доверенность N 542 от 01.03.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в Омское УФАС России было направлено соответствующее обращение (вх. N 7310-ЭП/23 от 09.08.2023).
2. Из представленных материалов и информации следует, что 03.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 035200000823000233 о проведении аукциона электронной форме с максимальным значением цены контракта 336 000 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 19.04.2023 ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 336 000 руб. (снижение НМЦК составило 2 %) было подано участником с идентификационным номером заявки 114041479 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки были признаны соответствовавшими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем признано ООО "Арсенал".
03.05.2023 между заказчиком и ООО "Арсенал" заключен контракт (номер реестровой записи контракта 2550201838523000386).
26.07.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Арсенал" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Разделом 1 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского расходного материала для лабораторного отделения (код ОКПД2 - 32.50.13.190) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение к Контракту), и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара, технические характеристики и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Омск, ул. Березовая, 3 (склад аптеки) (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки".
В соответствии с разделом 5 "Порядок поставки Товара, оказания Услуг и документация" контракта:
"5.1 Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, по графику поставки Товара (приложение N 2 к Контракту). Поставка осуществляется в рабочие дни с понедельника по четверг с 8-00 до 15-00; пятница с 8-00 до 14-00.
Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
Услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей в Месте доставки".
Согласно пункту 3.1 раздела 3 "Взаимодействие сторон" контракта в том числе поставщик обязан:
"3.1.1. Поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
3.1.2. Оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
3.1.3. Обеспечить соответствие поставляемого Товара и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.4. Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
3.1.5. Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
3.1.6. Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара и оказании Услуг.
3.1.7. Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта".
Наименование товара, регистрационное удостоверение, характеристики товара указаны в приложении N 1 к контракту.
График поставки товара определен приложением N2 к контракту.
Таким образом, к поставке необходим был медицинский расходный материал "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением "Вакуумная пробирка для взятия венозной крови" "UNIVACR" по ТУ-9398-035-59879815-2014) объемом 2,7 Кубический сантиметр;^миллилитр), со сроком поставки с 04.05.2023 по 02.06.2023 включительно в количестве 20 000 шт.; с 01.08.2023 по 04.08.2023 в количестве 10 000 шт.
Хронология исполнения контракта.
29.05.2023 (исх. N 265) поставщиком в адрес заказчика направлено письмо следующего содержания: "Просим принять первую партию с улучшенной характеристикой вместимостью вместо 2,7 поставили 3,6 в количестве 8400 шт."
05.06.2023 (исх. N 1539) заказчик направил отказ поставщику в принятии товара, поскольку счел, что указанные поставщиком характеристики не являются улучшенными по сравнению с характеристиками товара, указанного в контракте.
Согласно счету - фактуре N 63 08.06.2023 поставщиком поставлены на склад аптеки БУЗОО "ОКБ" пробирки, не соответствующие условиям контракта (объем 3,6 кубический сантиметр;^миллилитр вместо установленных 2,7 кубический сантиметр;^миллилитр), заказчиком в ЕИС сформирован мотивированный отказ от приемки поставленного товара.
15.06.2023 (исх. 1634) заказчиком в адрес поставщика направлена претензия с требованием осуществления поставки товара соответствующего условиям контракта в срок 5 рабочих дней с момента получения претензии поставщиком.
29.06.2023 поставщиком осуществлена поставка пробирок вакуумных МиниМед по ТУ-32.50.50.024- 2950813.3-2017 в количестве 20 000 штук, вместо вакуумных пробирок для взятия венозной крови "UN1VACR" по ТУ-9398-035-59879815-2014.
04.07.2023 заказчиком в ЕИС сформирован мотивированный отказ от приемки поставленного товара.
10.07.2023 заказчиком вновь направлена поставщику претензия (исх. N 1935) с требованием осуществить поставку товара по 1 этапу поставки в течение 5 рабочих дней с даты получения настоящего письма.
19.07.2023 (исх. N 278/23) поставщик направил заказчику письмо, в котором обязуется осуществить поставку медицинского расходного материала соответствующего условиям контракта в срок до 30.08.2023: "Товар заказан соответственно регистрационному удостоверению, срок изготовления 30 дней".
Особо хочется отметить, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения поставщика.
Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на поставку товара в соответствии с требованиями установленными извещением, заключает контракт на условиях, указанных в документации к извещению, заявке на участие в аукционе.
Следовательно, поставщик, заключая договор, предполагает поставку товара в соответствии с теми характеристиками (условиями), которые он, являясь победителем аукциона, предложил в своей заявке.
Пунктом 11.3 раздела 11 "Срок действия контракта, изменение и расторжением контракта" контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в том числе в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая, что обществом были нарушены существенные условия контракта (нарушение сроков поставки), 26.07.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления поставщика является 26.07.2023.
Следовательно, учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, общество с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имело право на устранение допущенных нарушений в период с 27.07.2023 по 07.08.2023 включительно.
В связи с указанным, датой расторжения контракта является 08.08.2023.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 08.08.2023 с указанием даты расторжения 08.08.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 08.08.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 10.08.2023 (исх. N ЗА/4832/23) в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 16.08.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО "Арсенал" представило письменные возражения (вх. N 7506-ЭП/23 от 15.08.2023) следующего содержания:
"Товар был собран и отгружен Заказчику со склада Поставщика в срок указанный в контракте, но объем пробирок был больше (3.6 мл), чем указан в техническом задании (2.7 мл), специалист по тендерам решил, что это будет являться улучшением условий контракта.
При приемке. Заказчик отказался от данных пробирок, после чего Поставщик заказал пробирки качеством и объемом соответствующим контракту, но у другого производителя ООО "МиниМед" регистрационное удостоверение N РЗМ 2019/8175 от 27 декабря 2019 г. (копия платежного поручения прилагается). При отгрузке Заказчику, лаборатория согласилась принять данный товар и сказали сделать дополнительное соглашение к контракту, но юридический отдел отказался, ссылаясь на то. что необходимо поставить пробирки согласно регистрационного удостоверения приложенного к заявке.
После отказа. Поставщик заказал необходимые пробирки производства Энлитон РЗН 2015/2307 от 10.11.2022 г (копия платежного поручения прилагается), но срок изготовления составил две недели, Заказчик отказался принимать данные пробирки, в связи с тем, что срок поставки согласно контракту истек 04 августа 2023 г., от подписания соглашения о продлении сроков также отказался, при этом действие договора заканчивается 31 декабря 2023 года.
В свою очередь. Поставщик от исполнения обязательств не отказывается, просит заключить дополнительное соглашение к контракту о продлении сроков поставки и согласовать отгрузку необходимого товара в кратчайшие сроки, а также просит не включать сведения об ООО "АРСЕНАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков".
Представлены следующие документальные доказательства:
- платежное поручение N 48 от 02.06.2023 на сумму 113400 руб. (получатель "Минимед" с отметкой "оплата по счету N 52696 от 02.06.2023 за тмц без НДС";
- платежное поручение N 47 от 07.08.2023 на сумму 163800 руб. (получатель "Юнимед-Импэкс" с отметкой "оплата по счету N 8234 от 19.07.2023 за тмц без НДС".
На заседание Комиссии представитель ООО "Арсенал" не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
Относительно довода поставщика, изложенного в возражениях (вх. N 7506-ЭП/23 от 15.08.2023 "_.объем пробирок был больше (3.6 мл), чем указан в техническом задании (2.7 мл), специалист по тендерам решил, что это будет являться улучшением условий контракта", Комиссия Омского УФАС России отмечает, что в законе отсутствует указание на то, какие характеристики можно считать улучшенными, данное решение заказчик принимает самостоятельно, поскольку именно его потребности являются определяющими*(1).
К представленным поставщиком платежным поручениям N 48 от 02.06.2023, N 47 от 07.08.2023 Комиссия Омского УФАС России относится критически, поскольку факт оплаты по ним не подтверждает наличие у ООО "Арсенал" необходимого по настоящему договору товара, а может свидетельствовать лишь об осуществлении обществом своей хозяйственной деятельности.
Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Из пояснений представителей заказчика и материалов дела следует, что общество фактически не уведомляло заказчика о наличии каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту.
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
- требуемый в соответствии с условиями контракта товар ("Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением "Вакуумная пробирка для взятия венозной крови" "UNIVACR" по ТУ-9398-035-59879815-2014) объемом 2,7 Кубический сантиметр;^миллилитр) в срок с 04.05.2023 по 02.06.2023 включительно в количестве 20 000 шт.; с 01.08.2023 по 04.08.2023 в количестве 10 000 шт. не поставлен;
- поставленный товар (пробирки вакуумные объемом 3,6 кубический сантиметр;^миллилитр в количестве 8400 шт. (письмо поставщика от 29.05.2023 (исх. N 265)), 29.06.2023; пробирки вакуумные МиниМед по ТУ-32.50.50.024- 2950813.3-2017 в количестве 20 000 шт.) не соответствовал характеристикам, установленным контрактом;
- поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта в период (с 27.07.2023 по 07.08.2023 включительно), предоставленный для устранения допущенных нарушений.
Таким образом, поставщик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока поставки и установленных контрактом характеристик товара, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, поставщик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на поставщика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
В настоящем случае небрежность, допущенная поставщиком, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на него санкции за его недобросовестное поведение.
В данном случае поставщиком не представлено доказательств нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта.
Характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых поставщиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия отмечает, что социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Арсенал" (ИНН 7203523601, КПП 720301001);
- о директоре, единственном участнике (размер доли 100%) общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" Софронове Павле Ивановиче (ИНН 720213466253).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.В. Страхолетова
А.О. Миняева |
-------------------------------------------
*(1) Письма Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96264, от 13.12.2019 N 24-03-07/97747, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2017 N Ф01-5614/2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 августа 2023 г. N 055/10/104-904/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023