Решение Приморского краевого суда
от 9 марта 2017 г. по делу N 3а-11/17
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Маториной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Геслер" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент градостроительства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территорий", Общество с ограниченной ответственностью "СТДК-7", Администрация города Владивостока о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утверждён Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110). В настоящее время Генеральный план действует с изменениями от 17 февраля 2016 года.
Схемой функционального зонирования территории Владивостокского городского округа, входящей в состав Генерального плана, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, отнесён к нескольким функциональным зонам: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта.
Схемой границ территорий общего пользования, границ линейных объектов Владивостокского городского округа, входящей в состав Генерального плана, определено, что на части земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, установлена территория общего пользования (автомобильная дорога).
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 17 февраля 2016 года.
Картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, определено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
ООО "Геслер" обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими: Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления двух функциональных зон и территорий общего пользования, в части установления территорий общего пользования и красной линии автомобильной дороги и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., расположенного в районе <адрес>, с разрешённым использованием: для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, как не соответствующие требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. В обоснование своих требований указало, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, что подтверждается договором аренды земельного участка N от 30 апреля 2002 года и соглашением о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 1 января 2007 года. Обществу и ООО "СТДК-7" на праве собственности принадлежат находящиеся на земельном участке с кадастровым номером N нежилые помещения, расположенные в торговом комплексе с эксплуатируемой кровлей (Лит. А). Данный торговый комплекс был реконструирован в соответствии с разрешением на реконструкцию от 23 июня 2006 года в существующих границах здания и не имеет признаков самовольной постройки. 12 мая 2012 года Администрацией города Владивостока Обществу а спорный земельный участок выдан градостроительный план, в который распоряжением Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока 1 августа 2016 года внесены изменения. В настоящее время установлено, что земельный участок с кадастровым номером N и, расположенное на нём здание торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, находятся в двух территориальных зонах: зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), установленных Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. При этом граница вышеуказанных территориальных зон проходит по зданию, разделяя его на две части. Нахождение спорного земельного участка в двух территориальных зонах нарушает установленный пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет на расположение одного земельного участка и неразрывно связанного с ним объекта недвижимости в различных территориальных зонах. Также установлено, что Генеральным планом Владивостокского городского округа на земельном участке с кадастровым номером N установлены две функциональные зоны: зона автомобильного транспорта и жилая зона, а также по части земельного участка проходит красная линия, которая при этом проходит по зданию, разделяя его на две части. Прохождение красных линий через земельный участок и расположенное на нём здание торгового центра, а равно и строительство автомобильной дороги на данной территории с изъятием в части нахождения в красных линиях части земельного участка, установления в границах красных линий территории общего пользования, приведёт к его фактическому разделу и невозможности его разрешённого использования для эксплуатации здания как единого строения. Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы Общества, поскольку лишают возможности введения в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства, а также возможности пользоваться и распоряжаться находящимся в его собственности объектом недвижимости.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию города Владивостока.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 поддержала уточнённые требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске и уточнениях к нему.
Представитель Думы города Владивостока ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий. Административным истцом не использована возможность досудебного урегулирования настоящего спора. Утверждение красных линий не отражается на правовом режиме земельного участка, не означает изъятие участка и не свидетельствует о его разделении, в связи с чем, не нарушает прав и законных интересов арендатора земельного участка. Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет на установление территориальных зон применительно к одному земельному участку не установлен. Земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Полагает, что принятие оспариваемых актов не исключает возможность использования административным истцом спорного земельного участка по целевому назначению, а также эксплуатации расположенных на нём объектов недвижимости. Не представлено доказательств того, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права ООО "Геслер".
Представитель департамента градостроительства Приморского края и КГБУ "Центр развития территорий" ФИО10 предоставив письменный отзыв, в судебном заседании согласился с заявленными требованиями в части незаконности и недействительности нахождения спорного земельного участка в двух территориальных зонах (Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462) и в двух функциональных зонах (Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119) и возражал против удовлетворения требований в части красных линий и территории общего пользования. По существу показал, что генеральный план является документом территориального планирования, которое направлено не только на фиксацию существующего положения, но и на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем. Генеральным планом Владивостокского городского округа, утверждённым решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, красные линии не утверждались. Поскольку планируется расширение существующей дороги, поэтому при утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа указаны планируемые, а не существующие места общего пользования. Следовательно, Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления красных линий и в части нахождения территории общего пользования не может быть признан незаконным.
Представитель Администрации города Владивостока ФИО11 в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, ранее представила письменный отзыв на иск. По существу пояснила, что согласно градостроительному плану часть земельного участка с кадастровым номером N располагается в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3). Согласно фрагменту карты функционального зонирования на территории города Владивостока, спорный земельный участок расположен в двух функциональных зонах: зоне автомобильного транспорта, жилой зоне. В соответствии со схемой границ территорий общего пользования в составе Генерального плана Владивостокского городского округа в редакции, утверждённой решением Думы города Владивостока от 31 января 2012 года N 792, в границах вышеуказанного земельного участка установлены красные линии существующей автодороги, которая является магистральной улицей общегородского значения. У органа местного самоуправления отсутствует обязанность по определению границы планируемых территорий общего пользования в соответствии с фактическим пользованием территории, поскольку Генеральный план является документом территориального планирования, который направлен не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её планируемое изменений в будущем. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Представители департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ООО "СТДК-7" в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО8, возражения представителей Думы города Владивостока ФИО9, департамента градостроительства Приморского края и КГБУ "Центр развития территорий" ФИО10, Администрации города Владивостока ФИО11, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маториной О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, в том числе внесение изменений в такие планы и правила, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка указанных решений Думы города Владивостока на предмет соблюдения при их принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения Думы города Владивостока в данной части не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2002 года между Администрацией города Владивостока ("Арендодатель") и ФИО16 ("Арендатор") заключён договор аренды земельного участка N, на основании которого Арендодатель в соответствии с земельным законодательством и постановлением Администрации города Владивостока от 15 апреля 2002 года N предоставляет из земель поселений, а Арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 1386 кв. м., расположенный в районе <адрес>, на условиях аренды сроком на 5 лет с 15 апреля 2002 года по 14 апреля 2007 года. Границы участка закреплены в натуре и обозначены на прилагаемой к договору схеме границ земельного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора аренды (Приложение N 1) (пункт 1.2.). Участок предоставляется для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей (пункт 1.3.).
1 января 2007 года между ФИО16 ("Первоначальный Арендатор") и ООО "Геслер" ("Новый Арендатор") заключено соглашение о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно которому Первоначальный Арендатор передает, а Новый Арендатор принимает на себя все принадлежащие Первоначальному Арендатору права и обязанности по договору аренды N от 30 апреля 2002 года земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., расположенному в районе <адрес>, заключённому с Администрацией города Владивостока, зарегистрированному Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края 30 сентября 2002 года за N. Права и обязанности Первоначального Арендатора, указанные в пункте 1.1. настоящего соглашения переходят к Новому Арендатору в том объёме и на тех условиях, которые существовали на дату подписания настоящего Соглашения (пункт 1.2.).
В настоящее время, арендатором вышеназванного земельного участка является ООО "Геслер", что подтверждается сообщением департамента земельных отношений, ГСН и КДС Приморского края от 6 декабря 2011 года N и выпиской из ЕГРП, выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю 12 декабря 2016 года.
Также, ООО "Геслер" является собственником объектов недвижимости: - здания - торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, общая площадью 1185,30 кв. м. (лит. А), этажность: 1, цокольный, назначение: нежилое; - нежилых помещений в здании (торговый комплекс с эксплуатируемой кровлей, (лит. А)), назначение: нежилое, общая площадь 78,6 кв. м., этаж цокольный, 1, номера на поэтажном плане 3, 6, 4, 5; - нежилых помещений в здании (лит. А), назначение: нежилое, общая площадь 176 кв. м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1, 6, 7 (II); - нежилых помещений в здании (лит. А), назначение: нежилое, общая площадь 27,6 кв. м., этаж 1, номера на поэтажном плане 2, 3 (I), расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморского края 20 августа 2007 года и 2 декабря 2008 года соответственно, и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 30 июня 2010 года и 31 марта 2011 года соответственно.
Кроме этого, ООО "СТДК-7" является собственником нежилых помещений в здании (лит. А), назначение: нежилое, площадь 976 кв. м., этаж: цокольный, номера на поэтажном плане: 1-35, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 24 марта 2015 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 10 марта 2016 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 30 сентября 2002 года, отнесён к землям населённых пунктов с определением вида разрешённого использования "для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей".
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением от 7 апреля 2010 года N 462 земельный участок с кадастровым номером N был отнесён к двум территориальным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны, в то время как зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.
Установление на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешённого использования "для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей".
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), в границах земельного участка с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 4 статьи 3 и части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из Главы 3 Градостроительного кодекса РФ генеральный план Владивостокского городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, то есть на её возможное изменение в будущем, и не направлен на фиксацию существующего положения.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует к общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Кодекса).
Содержание приведённых федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплён принцип первичности генерального плана муниципального образования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
При корректировке Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части отнесения земельного участка к одной из двух одновременно установленных территориальных зон приведёт к противоречию с Генеральным планом Владивостокского городского округа в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах.
При указанных обстоятельствах, Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления функционального зонирования, а именно одновременно жилой зоны и зоны автомобильного транспорта, в границах земельного участка с кадастровым номером N, не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем, требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 11 статьи 1 и пункту 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы как территорий общего пользования, так и земельных участков, на которых, в частности, расположены автомобильные дороги, и устанавливаются в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории и в проекте межевания территории, относящихся к документации по планировке территорий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования, а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Кодекса).
Согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введённой в действие постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98", которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
В пункте 4.4 Инструкции от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98" указано, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов городских округов и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Согласно статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установление красных линий в документации по планировке территории отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местной администрации муниципального района, главы местной администрации поселений или главы местной администрации городского округа.
Как следует из системного толкования приведённых положений Градостроительного кодекса РФ и названных Инструкций, документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), в составе которой осуществляется проектирование и установление красных линий (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), является самостоятельной градостроительной документацией, и разрабатывается на основе градостроительной документации другого уровня - документов территориального планирования, в том числе генеральных планов городских округов, и документов градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходима разработка специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
В судебном заседании установлено, что на картах (схемах), входящих в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, красные линии не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих подписей.
Из имеющихся в материалах дела кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового паспорта земельного участка, выданных Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 23 августа 2012 года и 10 марта 2016 года соответственно, на земельном участке с кадастровым номером N отсутствуют ограничения (обременения) в виде красных линий.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что апелляционными определениями Верховного Суда РФ от 27 октября 2016 года по делу N 56-АПГ16-21 и от 16 февраля 2017 года по делу N 56-АПГ16-33, при проверки Генерального плана Владивостокского городского округа, установлено, что в составе указанного Генерального плана отдельный план красных линий и разбивочный чертеж красных линий не утверждался, а из карт (схем), утверждённых в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, не усматривается наличие красных линий, в связи с чем, Генеральный план Владивостокского городского округа не содержит оспариваемых положений в части обозначения красных линий и сам по себе не является документом, которым утверждается расположение красных линий, требования ООО "Геслер" о признании недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
На Схеме границ территорий общего пользования, границ линейных объектов (в том числе, обозначающих существующие, планируемые, изменяемые, вновь образуемые границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, железнодорожные линии), утверждённой в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 31 января 2012 года N 792, указаны границы городского округа, населённых пунктов, территорий общего пользования (автомобильных дорог).
В судебном заседании установлено, что на вышеуказанной Схеме границ территорий общего пользования, часть земельного участка с кадастровым номером N и часть находящегося на нём нежилого здания, были отнесёны к территории общего пользования, граница которой соответствует границе функциональной зоны автомобильного транспорта.
При этом суд учитывает, что существующая автомобильная дорога по <адрес> проходит по земельному участку с кадастровым номером N, который является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером N.
В судебном заседании административным ответчиком, заинтересованными лицами не представлено, а судом не добыто доказательств наличия в Генеральном плане Владивостокского городского округа экономического обоснования необходимости и возможности расширения существующей автодороги в районе земельного участка с кадастровым номером N.
Кроме этого, настоящим решением суда признаны недействующими: Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления двух функциональных зон: жилой зоны, зоны автомобильного транспорта и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления двух территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Следовательно, при корректировке Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части отнесения земельного участка к одной из двух одновременно установленных функциональных и территориальных зон приведёт к неясности и противоречивости применения, установленных Генеральным планом Владивостокского городского округа, границ территории общего пользования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретных нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных статьями 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантий (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 20 апреля 2009 года N 7-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П, от 29 июня 2012 года N 16-П и др.).
На основании изложенного, учитывая, что отнесение части земельного участка, расположенной под нежилым зданием, к территории общего пользования произведено в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности и нарушает права собственника объекта недвижимости на его использование по функциональному назначению, требования о признании недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления территории общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Геслер" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: департамент градостроительства Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Краевое государственное бюджетное учреждение Приморского края "Центр развития территорий", Общество с ограниченной ответственностью "СТДК-7", Администрация города Владивостока о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, адрес (описание местоположения): <адрес>, двух функциональных зон: жилой зоны и зоны автомобильного транспорта.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, адрес (описание местоположения): <адрес>, территории общего пользования.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, адрес (описание местоположения): <адрес>, двух территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В удовлетворении административных исковых требований в части признания недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, площадью 1386 кв. м., назначение: земли населённых пунктов, для строительства торгового комплекса с эксплуатируемой кровлей, адрес (описание местоположения): <адрес>, ООО "Геслер" отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 марта 2017 г. по делу N 3а-11/17
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)