Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Установленный комментируемой статьей порядок проведения расследования несчастных случаев определяет, осуществление каких действий возлагается на комиссию по расследованию несчастного случая (государственного инспектора труда, самостоятельно проводящего расследование несчастного случая), выполнение каких мероприятий по требованию комиссии обеспечивает работодатель за счет собственных средств, а также примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в ходе расследования, в том числе материалов, подлежащих подготовке работодателем.
Перечень материалов расследования, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
При расследовании несчастных случаев предусматривается возможность использования различных технических средств фиксации событий и юридически значимых фактов. Так, при осуществлении расследования допускается проведение опросов очевидцев несчастного случая, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях, и должностных лиц, получение объяснения пострадавшего, а также осмотр места происшествия, в случае необходимости, с применением дистанционных технологий, в том числе с использованием видео-конференц-связи, с последующим оформлением соответствующих форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, предусмотренных приложением N 2 к приказу Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
Помимо выявления и опроса очевидцев и участников происшествия, получения информации об особенностях несчастного случая, формирования материалов расследования комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) на основании собранных материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
2. Комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование, должны разрешить вопрос о квалификации несчастного случая в зависимости от его связи с производством. Перечень несчастных случаев, которые могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, дан в ч. 6 комментируемой статьи.
Положения ч. 6 комментируемой статьи частично воспроизведены из нормативных положений ч. 12 ст. 230 Кодекса, которые были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и признаны соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2007 N 7-П. Также в Суде была оспорена конституционность ч. 6 комментируемой статьи. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.И. Денисенко на нарушение ее конституционных прав ч. 6 комментируемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что, регулируя отношения по расследованию, учету и квалификации несчастных случаев, федеральный законодатель, исходя из необходимости предоставления обеспечения по страхованию лишившимся кормильца членам семьи застрахованного в случае его смерти в результате несчастного случая, связанного с производством, предусмотрел в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ норму, допускающую возможность квалификации несчастного случая как не связанного с производством, если наступила смерть застрахованного лица вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке, соответственно, медицинской организацией, органами следствия или судом. Такое правовое регулирование, осуществленное федеральным законодателем исходя из природы и целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направлено на установление обстоятельств, имеющих значение для принятия решения о назначении обеспечения по страхованию, в равной мере распространяется на всех граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы (Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2747-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Денисенко Валентины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 227 и частью шестой статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации").
3. Помимо квалификации несчастного случая следует определить, является ли такой случай страховым. Страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен ст. 5 этого Закона.
4. При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека способствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) комиссия (государственный инспектор труда) должна определить степень вины застрахованного в процентах.
5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы документов, соответствующие классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, утверждены приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н. Учетные формы "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" (форма N 315/у), "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" (форма N 316/у) и рекомендации по их заполнению утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".