Собственник обратился в управляющую компанию с просьбой предоставить работникам электроснабжающей организации возможность для выполнения технических условий установки зарядной станции для электромобиля на подземной парковке в МКД.
Каков порядок установки розетки для зарядки электромобиля в МКД? Нужно ли провести общее собрание собственников, согласование с МЧС и иными контролирующими органами? Каков порядок оформления?
Перед установкой зарядного устройства для электромобиля на машино-месте в подземном паркинге многоквартирного дома (далее - МКД) необходимо, прежде всего, убедиться в том, не будет ли такая установка нарушать правила пожарной безопасности и не возникнет ли необходимость в переоборудовании машино-места и/или паркинга с целью соблюдения таких правил.
В связи с изложенным отметим, что согласно п. 5.9 Свода правил СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 17.12.2021 N 880 (далее - Свод правил), хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машино-места допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
Кроме того, машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади. При этом зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и/или АУПТ (п. 8.7 Свода правил).
Помимо этого, в силу п. 6.1.2 Свода правил в закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 кв. м. В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 кв. м одним из следующих способов:
- противопожарными перегородками 1-го типа;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 метров;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посередине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(см) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
Общее число машино-мест, оборудованных зарядными устройствами для электромобилей, в секции площадью 1200 кв. м не должно превышать десяти штук.
При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований о согласовании с органами пожарного надзора размещения зарядного устройства на машино-месте на подземной парковке или получении от них специального разрешения на это.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в таком доме, к которому относятся в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как мы поняли из вопроса, подземная парковка не является отдельным сооружением, а представляет собой часть (цокольный этаж) МКД, на машино-места зарегистрированы права собственности как на отдельные объекты недвижимости. В силу этого машино-места являются неотъемлемой конструктивной частью такого МКД (ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Положения п. 4 ст. 287.5 ГК РФ указывают на то, что такие владение, пользование и распоряжение осуществляются собственниками общего имущества совместно.
В п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г., разъясняется, что предусмотренное ч. 2 ст. 36 ЖК РФ право собственников помещений в МКД владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в этом доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников.
В п. 26 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2021 г., сформулирована позиция о том, что правовой режим общего имущества в МКД предусматривает запрет для лиц, в том числе собственников помещений в данном доме, пользоваться общим имуществом МКД единолично без согласия других сособственников.
В силу подп. "е" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Основываясь на приведенных нормах и разъяснениях, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации подключение зарядного устройства (розетки) на машино-месте к внутридомовым электрическим сетям и/или оборудованию требует получения собственником машино-места согласия собственников помещений в МКД, которое на основании ст. 44-48 ЖК РФ может быть дано на общем собрании собственников (далее также - ОСС). Исключение составляют лишь случаи, когда полномочия по предоставлению в пользование общего имущества МКД переданы ОСС управляющей компании (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В этих случаях согласие можно получить у нее.
На это указывают также и положения законодательства об электроэнергетике. В частности, нормой п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил N 861 они распространяются как на присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, так и на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В силу абзаца первого п. 8.4 Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением. С учетом схожести правового режима нежилого помещения и машино-места и отсутствия специальных норм о присоединении энергопринимающих устройств, расположенных на машино-местах, данная норма может быть применена и к рассматриваемому случаю.
В заявке физического лица указываются сведения, приведенные в п. 14 Правил. Документы, которые должны быть приложены к заявке на присоединение, перечислены в п. 10 Правил. Согласно подп. "ж" п. 10 Правил при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях МКД, к заявке прикладывается копия документа, подтверждающего согласие управляющей организации (при наличии у нее соответствующих полномочий), или общего собрания собственников помещений на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства, установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть.
Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств потребителя через уже имеющиеся энергопринимающие устройства МКД по смыслу пп. 40.4-40.10 Правил N 861 требует согласия собственника, то есть опять-таки положительного решения ОСС или согласия управляющей компании (при наличии у нее соответствующих полномочий).
В связи с изложенным отметим, что в правоприменительной практике отсутствует единство позиций относительно того, какое число голосов необходимо собственнику машино-места для того, чтобы получить разрешение ОСС на установку зарядного устройства для электромобиля. Дело в том, что в числе полномочий ОСС закон прямо называет лишь принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами, то есть лицами, не входящими в круг этих собственников (ч. 4 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В свою очередь, из буквального прочтения ч. 1 ст. 46 ЖК РФ следует, что квалифицированное большинство голосов собственников (2/3 от общего числа всех голосов) требуется для принятия именно этого решения. На этом основании ряд судов делает вывод, согласно которому для принятия решения о разрешении одному из собственников помещений в МКД использовать общее имущество для своих нужд достаточно получения большинства голосов тех собственников, которые приняли участие в соответствующем собрании (смотрите определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2021 по делу N 8Г-21244/2020[88-235/2021-(88-19265/2020)], апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 22.07.2020 по делу N 33-1781/2020).
В то же время в судебной практике широко распространен и иной подход, согласно которому даже одному из собственников для использования общего имущества требуется заручиться не менее чем 2/3 от общего числа голосов всех собственников (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2021 по делу N 8Г-2179/2021[88-3374/2021], определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2022 по делу N 8Г-24586/2021[88-1351/2022-(88-22974/2021)], апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14.12.2018 по делу N 33-55518/2018, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 13.08.2014 по делу N 33-6927, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2016 N Ф06-15555/16, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 11АП-2894/18).
В связи с изложенным во избежание признания такого решения недействительным собственнику машино-места рекомендуется заручиться 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Помимо этого, необходимо учитывать то, что установка зарядного устройства (розетки) на машино-месте с использованием электрических сетей и/или оборудования МКД представляет собой переустройство помещения в МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, п. 2.1.1 и п. 3.8 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП). В связи с этим собственнику машино-места следует согласовать такое переустройство также и с Мосжилинспекцией (ст. 26 ЖК РФ, Административный регламент предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме" в городе Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП).
Наконец, следует помнить, что при непосредственном подключении зарядного устройства к сетям сетевой организации машино-место должно быть оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
20 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"