Трудоустройство беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ Смотрите в этом материале: - кто относится к беженцах и лицам, получившим временное убежище; - документы, предъявляемые при трудоустройстве; Кто относится к беженцах и лицам, получившим временное убежище
Беженцем в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" признается лицо, не являющееся гражданином РФ, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, а также лицо без гражданства, находящееся вне страны своего обычного местожительства в результате подобных событий, которое не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статус беженца подтверждается удостоверением установленной формы, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, и подтверждает его право на пребывание на территории РФ. Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года. Срок его действия может продлеваться территориальным органом МВД РФ по месту постановки указанного лица на учет, но не более чем на 1 год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утв. постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356). При получении удостоверения паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в МВД РФ либо в его территориальном органе (п. 8 ст. 7 Закона N 4528-1). Лицо, получившее временное убежище (ЛПУ), - это иностранец, подавший заявление с просьбой предоставить ему такое убежище на территории РФ, просьба которого была удовлетворена. Результатом является свидетельство о предоставлении временного убежища в Российской Федерации, которое выступает также в качестве документа, удостоверяющего личность иностранца, и подтверждает его право на временное пребывание на территории страны (подп. 3 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1, абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", п. 9 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274). Свидетельство выдается на срок до 1 года (с возможностью последующего продления). При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в территориальный орган МВД РФ (данное правило не касается граждан Украины). Беженцы и лица, получившие убежище, в силу абзаца 11 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, имеют статус временно пребывающих в РФ лиц. Согласно подп. 9 п. 1 ст. 8 Закона N 4528-1 лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на работу по найму наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или международными договорами Российской Федерации. При этом на трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст.ст. 11, 327.1 ТК РФ). В отношении беженцев и лиц, получивших временное убежище, действует упрощенный (по сравнению со стандартным) порядок привлечения их к трудовой деятельности: им не нужно оформлять патент или разрешение на работу (подпункты 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее - работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников работодателю не требуется. Следует помнить, что иностранный гражданин в силу специальных положений законодательства не может занимать ряд должностей (см., например, ст. 14 Закона N 115-ФЗ), а в отдельных отраслях экономики Правительством могут вводиться допустимые доли иностранных работников (обратите внимание, в некоторых субъектах РФ допустимые доли отличаются от общероссийских, см. пункты 2 - 15 постановления Правительства РФ от 16.09.2023 N 1511). В случае превышения установленной доли (которая, к слову, может меняться ежегодно) иностранные работники подлежат увольнению по п. 9 части первой ст. 327.6 ТК РФ (приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление ими трудовой деятельности). Нарушение требования относительно допустимой доли иностранных работников является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (штраф до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство беженцев и ЛПУ производится практически в том же порядке, что и граждан России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве должны быть представлены следующие документы (указанные в ст. 65 ТК РФ): - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина: удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища в Российской Федерации. По умолчанию документом, удостоверяющим личность иностранца, считается паспорт (ст. 10 Закона N 115-ФЗ), однако, как уже указывалось выше, беженцы и ЛПУ при получении, соответственно, удостоверения или свидетельства оставляют паспорт на хранении в МВД РФ либо в его территориальном органе (п. 8 ст. 7, п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1); - трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (часть 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ); - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; - документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 ст. 65 ТК РФ); - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660); - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746). Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища имеют ограниченный срок действия. Статья 327.6 ТК РФ содержит целый ряд специальных оснований для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Утрата (лишение) статуса беженца или ЛПУ прямо к таким основаниям не отнесена, однако при наступлении соответствующих обстоятельств трудовой договор следует расторгнуть в кратчайшие сроки: как мы уже упоминали, право работать в РФ без оформления разрешительных документов (патент, разрешение на работу) в данном случае напрямую увязано с наличием у иностранца статуса беженца или ЛПУ (подпункты 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), поэтому после утраты статуса, утрачивается и право. Продолжение трудовых отношений в подобной ситуации может явиться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 18.15 КоАП РФ. ВниманиеИностранный гражданин, не имеющий вида на жительство в РФ, в терминах валютного законодательства является нерезидентом (пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). По общему правилу, выплаты в пользу таких лиц в валюте Российской Федерации, в том числе выплата заработной платы, должны производиться в безналичном порядке, через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. Нарушение установленного порядка является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции). Подробнее смотрите в отдельном материале. Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). В отношении беженцев и ЛПУ данное правило применяется без каких-либо изъятий. Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (смотрите, соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной в том случае, когда он предоставляет иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания (в том числе, когда иностранец-работник проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 части 1 ст. 2, часть 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ)). По общему правилу, организация-работодатель, являющаяся принимающей стороной, обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Вместе с тем, если между иностранным гражданином и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, обязанность по подаче уведомления возлагается на самого иностранца. В этом случае к уведомлению о прибытии прилагается копия соответствующего договора (ч. 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(1). По общему правилу, уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (части 2 и 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на миграционный учет по месту пребывания, является соответствующая отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Если уведомление подавалось в электронной форме, отрывная часть подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета. Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________ *(1) Другие ситуации, в которых иностранный гражданин самостоятельно направляет уведомление о прибытии в место пребывания, перечислены в частях 3-3.4, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
|
Тема Иностранный работник. Правовой статус иностранных граждан
См. также Ограничения на осуществление иностранцами трудовой деятельности в РФ, квотирование Особенности выплаты заработной платы работникам - иностранцам Формы документов Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах