Военные сборы в трудовых отношениях Смотрите в этом материале: - понятие, виды и правовое регулирование военных сборов; - гарантии работникам при прохождении военных сборов; - сохранение за работниками среднего заработка на период военных сборов; - какие документы должен предоставить работник при призыве на военные сборы; - оформление отсутствия работника на работе в связи с прохождением военных сборов; - учебные сборы (стажировки) в период обучения по программам военной подготовки Понятие, виды и правовое регулирование военных сборов
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (далее - Закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан РФ предусматривает в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Прохождение военных сборов относится к числу государственных обязанностей граждан (см., например, письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13). В соответствии с п. 1 ст. 56 Закона N 53-ФЗ порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, урегулирован Положением о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее - Положение N 333). Проведение военных сборов в Вооруженных Силах РФ регулируется также Руководством_, утв. приказом Министра обороны РФ от 17.05.2007 N 185 (далее - Руководство). Определение понятию "военные сборы" дано в п. 3 Положения N 333: это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В соответствии с п. 1.1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы бывают двух видов: - учебные сборы (подвиды таких сборов, в свою очередь, определены в подп. "а" п. 4 Положения N 333); - сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы). Как следует из п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ на военные сборы могут быть призваны только граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, не подлежащих призыву на военные сборы, и граждан, подлежащих освобождению от военных сборов, установлены статьей 55 Закона N 53-ФЗ. Призыв граждан на военные сборы объявляется указами Президента РФ (п. 9 Положения N 333). Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил РФ, воинских частей и специальных формирований (п. 7 Положения N 333). Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба (п. 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ). Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ). Для резервистов общая продолжительность военных сборов составляет 24 месяца (п. 42 Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 933). Периодичность призыва граждан на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (п. 4 ст. 54 Закона N 53-ФЗ). Пункт 10 Положения N 333 предусматривает отбор граждан для призыва на учебные сборы, который проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Отбор граждан для призыва на проверочные сборы не проводится (п. 10 Положения N 333). Но медицинское освидетельствование, как следует из п. 11 Положения N 333, граждане проходят при призыве на любые военные сборы.
Гарантии, предоставляемые работникам по месту работы в связи с прохождением военных сборов и участием в связанных с ними мероприятиях
Согласно части первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пунктами 1 и 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы на время: - прохождения военных сборов; - медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы; - исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы. При этом перечень предоставляемых работникам гарантий не ограничивается сохранением места работы и среднего заработка. Так, согласно п. 2 ст. 56 Закона N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением N 333. В соответствии с подп. "в" п. 24 Положения N 333 материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает среди прочего финансовое обеспечение в связи с призывом на военные. В силу же п. 25 Положения N 333 данное финансовое обеспечение, помимо выплаты работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов и участия в связанных с призывом на них мероприятиях, предполагает также компенсацию: - за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно; расходов по найму (поднайму) жилья; командировочных (суточных); - за время прохождения военных сборов: командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно. По смыслу приведенного регулирования указанные выше выплаты осуществляются работнику непосредственно по месту работы, то есть самим работодателем. Однако работодатель может получить компенсацию понесенных им в связи с этим расходов, о чем речь пойдет ниже. Отметим, что, помимо указанных выше выплат, за время прохождения военных сборов гражданам выплачивается оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклад по воинскому званию, а в случае прохождения сборов в местностях с особыми климатическими условиями - также соответствующие коэффициенты и процентные надбавки. Однако эти выплаты осуществляются не работодателем, а воинскими частями, в которых граждане проходили сборы, и производятся не позднее даты убытия граждан с места проведения военных сборов (см. подп. "б" п. 25, п. 26 Положения N 333, пп. 117-118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утв. приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 N 727).
Сохранение за работниками среднего заработка на период военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях
Как уже отмечалось выше, законодательство предусматривает сохранение за работниками среднего заработка как за сам период военных сборов, так и за время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы и исполнения работниками других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы (пп. 1 и 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ). Порядок расчета среднего заработка для данных случаев его сохранения нормативно не установлен. Порядок, установленный ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922), формально применяется только для случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ (см. часть первую ст. 139 ТК РФ). Однако в отсутствие иного регулирования полагаем возможным использовать данный порядок и при расчете среднего заработка для целей предоставления работникам гарантий, установленных ст. 6 Закона N 53-ФЗ. Подробнее ознакомиться с правилами расчета среднего заработка, предусмотренными ст. 139 ТК РФ и Положением N 922 вы можете в материалах Энциклопедии решений. Специфичным для случаев расчета среднего заработка за время военных сборов и связанных с ними мероприятий является вопрос определения количества дней, подлежащих оплате. В соответствии с п. 9 Положения N 922, средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Как видим, Положение четко не разграничивает, в каких случаях нужно умножать дневной заработок на календарные, а в каких - на рабочие дни в оплачиваемом периоде. Однако представляется логичным, что в тех случаях, когда для исчисления среднего дневного заработка сумма выплат за расчетный период делится на отработанные в этом периоде дни (то есть, как следует из п. 9 Положения N 922, во всех случаях, кроме оплаты отпусков), средний заработок также необходимо определять исходя из количества рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Иное бы приводило к завышению суммы среднего заработка (подробнее читайте в материале Энциклопедии решений). Однако же применительно к случаям сохранения среднего заработка на период военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях можно говорить о том, что в правоприменительной практике сформировалась позиция, в соответствии с которой размер среднего заработка определяется исходя из календарных дней. Так, Роструд в письме от 08.02.2024 N ПГ/01280-6-1 указал, что оплате подлежат все календарные дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период военных сборов. Крайне распространен такой подход и в судебной практике (см. определения Верховного Суда РФ от 28.12.2017 N 308-ЭС17-19872, Третьего КСОЮ от 15.11.2023 N 8Г-19643/2023, постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.04.2018 N Ф08-2351/18, Четырнадцатого ААС от 03.12.2020 N 14АП-9748/20, Пятого ААС от 23.08.2019 N 05АП-5321/19, Шестнадцатого ААС от 13.09.2017 N 16АП-2425/17). Иная позиция по данному вопросу встречается реже и в более ранних судебных актах и разъяснениях чиновников (см. решения АС Удмуртской Республики от 31.08.2009 N А71-5616/09, АС Смоленской области от 31.03.2009 N А62-6208/08, письма Минздравсоцразвития России от 25.06.2009 N 4125-17, от 10.02.2009 N 22-2-279, консультации с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Вместе с тем несправедливость такого подхода становится еще более очевидной с учетом особенностей расчета среднего заработка для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени. В отношении таких работников п. 13 Положения N 922 четко фиксирует, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска). То есть для работников с суммированным учетом рабочего времени оплачиваются только пропущенные рабочие часы. А значит, оплата работникам с нормальным учетом рабочего времени не только пропущенных ими из-за военных сборов рабочих дней, но также и выходных и праздничных дней, ставит их в заведомо более выгодное положение по сравнению с работниками, которым установлен суммированный учет. Тем не менее с учетом того, насколько глубоко в правоприменительной практике укрепилась точка зрения о необходимости исчисления среднего заработка за период военных сборов и связанных с ними мероприятий исходя из количества календарных дней в соответствующем периоде, игнорировать ее для работодателей было бы опрометчиво. Нормативные акты не регулируют вопрос о сроках выплаты среднего заработка за период военных сборов и связанных с ними мероприятий. Полагаем, что оплата должна производиться в ближайший день выплаты заработной платы после предоставления работником подтверждающих документов (см. ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по предоставлению гарантии в виде сохранения среднего заработка на период военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях для совместителей. Соответственно, средний заработок выплачивается и работодателем по совместительству (см. ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Какие документы должен предоставить работник в связи с призывом на военные сборы и вызовом на связанные с ними мероприятия?
В соответствии с п. 7 Положения N 333 сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами в том числе до руководителей организаций. Однако порядок такого информирования в данном НПА прямо не урегулирован. При этом п. 12 Положения N 333 предусматривает заблаговременное оповещение граждан о призыве на учебные сборы: гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении N 1 к Положению N 333 (далее - форма N 1). Одной из отрывных частей повестки является извещение руководителю организации, в котором указывается цель вызова гражданина и время его нахождения в военном комиссариате или цель призыва и время, на которое (с которого) гражданин призван военным комиссариатом. Представляется, что именно посредством передачи работником данного извещения и должно осуществляться информирование работодателя о призыве работника на учебные сборы. Фактически о том же речь идет и в п. 17 Руководства: он гласит, что о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане. Соответственно, данное извещение и будет для работодателя документальным подтверждением призыва работника на учебные военные сборы. При этом сама повестка остается у работника: как следует из информации на оборотной стороне повестки, с ней он должен явиться в военкомат. Что же касается проверочных сборов, то согласно п. 12 Положения N 333 оповещение граждан о призыве на них осуществляется в порядке и в сроки, установленные мобилизационными планами. О том, что для этих целей используется повестка по форме N 1, в Положении N 333 не говорится. Вместе с тем в упомянутом выше п. 17 Руководства речь идет об извещении работодателей посредством этой повестки при призыве работников на военные сборы без уточнения относительно того, о каких именно сборах идет речь. Это позволяет предположить, что в Минобороны России исходят из того, что повестка по указанной форме вручается и при призыве граждан на проверочные сборы. Также повесткой граждане в период отбора на учебные сборы вызываются в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования (п. 10 Положения N 333). О форме такой повестки в приведенной норме не говорится. Вместе с тем форма N 1 предполагает ее использование не только непосредственно для призыва гражданина на военные сборы, но и для вызова в военкомат. Сам факт пребывания работника в военном комиссариате и (или) на военных сборах подтверждается справкой, форма которой приведена в приложении N 2 к Положению N 333 (далее - форма N 2). Такая справка выдается гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. С учетом указанной в этом документе информации работодатель определяет размер подлежащего выплате работнику среднего заработка (п. 26 Положения N 333).
Оформление отсутствия работника на работе в связи с прохождением военных сборов
Нормативные акты не предусматривают какого-либо специального оформления призыва работника на военные сборы и вызова на связанные с ними мероприятия в кадровом учете работодателя. Работник не обязан обращаться к работодателю с каким-либо заявлением по этому поводу, а работодатель, со своей стороны, не обязан издавать никаких приказов. Впрочем, работодатель не лишен возможность сделать это с целью упорядочения документооборота. Если работодатель ведет учет рабочего времени с применением табелей по формам N Т-12 или N Т-13, утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, то период прохождения работником военных сборов отмечается в нем как период отсутствия в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей - буквенным кодом "Г" или цифровым "23". Буквенный код "Г" используется и организациями бюджетной сферы для отражения данного случая невыхода работника на работу в табеле по форме 0504421, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (см. методические указания). Запись о прохождении работником военных сборов необходимо внести в раздел III "Дополнительные сведения" карточки гражданина, подлежащего воинскому учету (п. 33 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700). Уведомлять о призыве сотрудника на военные сборы какие-либо государственные органы не нужно. Также это не является кадровым мероприятием, в связи с которым у работодателя появляется обязанность по предоставлению в СФР сведений по форме ЕФС-1. Также работодателям следует иметь в виду, что в случае, если работник будет проходить военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, ему потребуется справка о стаже работы в соответствующих местностях, на основании которой воинская часть будет производить расчет процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию. Данную справку выдает работодатель по форме из приложения N 3 к Положению N 333 (п. 26 Положения N 333).
Компенсация расходов, понесенных работодателем в связи с предоставлением гарантий призванному на военные сборы работнику
Пункт 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ, пункты 8, 26 Положения N 333 предполагают компенсацию гражданам и организациям расходов, понесенных в связи с призывом на военные сборы и участием в связанных с ними мероприятиях, которая производится военными комиссариатами и осуществляющими воинский учет территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Правила компенсации утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила). Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей (п. 4 Правил). Как следует из п. 5 Правил, для получения компенсации работодатели должны предоставить: - сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Организации предоставляются указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (при наличии печати); - копии документов, подтверждающих осуществление соответствующих расходов. В нормативных актах нет уточнений о том, какие именно документы должен предоставить работодатель для подтверждения своих расходов. Представляется целесообразным приложить следующие документы: - копию извещения о вызове работника в военкомат/призыве на военные сборы по форме N 1; - копию приказа об освобождении работника от работы (если такой приказ издавался); - выписку из табеля учета рабочего времени с отметками о периоде исполнения работником государственных обязанностей; - копию справки из военкомата по форме N 2; - расчет среднего заработка; - копию платежной ведомости с информацией о произведенных работнику выплатах; - копии документов, подтверждающих расходы работника по проезду к военкомату и найму жилого помещения (если такие расходы имели место); - копии документов, подтверждающих проезд работника от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно. Как подчеркивает Минфин России в письме от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11, если по каким-либо из расходов отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются. В Правилах не уточняется, в какой именно военный комиссариат работодатель обращается за выплатой компенсации. Однако представляется логичным, что компенсация должна выплачиваться тем же военкоматом, который и вызывал работника (то есть тем, который указан в извещении и справке, представленных работником). Срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательством не установлен. Отметим, что действовавшее до вступления в силу Правил Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, предусматривало компенсацию расходов военными комиссариатами в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов (п. 5), но в действующих Правилах такой нормы не предусмотрено.
Военные сборы и увольнение
Закон не предусматривает возможности прекращения с работником трудового договора по мотиву призыва его на военные сборы. Законодатель разграничил такие понятия, как призыв на военную службу и призыв на военные сборы (см. п. 1 ст. 1 Закона N 53-ФЗ). Соответственно, работник, призванный на военные сборы, не может быть уволен по основанию, предусмотренному п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ. Иных же оснований для увольнения работника, призванного на военные сборы, закон не содержит. Более того, как уже указывалось выше, законодательство прямо предусматривает сохранение за работниками на время прохождения военных сборов места работы. ВАС РФ в определении от 28.12.2012 N ВАС-17305/12 также указывает, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Вместе с тем наличие в законодательстве указания на сохранение за призванными на военные сборы работниками места работы, на наш взгляд, не препятствует прекращению трудового договора в этот период по иным основаниям.
Военные сборы и отпуск
Как уже отмечалось выше, прохождение работниками военных сборов и участие в связанных с ними мероприятиях относится к случаям исполнения ими государственных обязанностей. Соответственно, если работник был призван на военные сборы или участвовал в связанных с ними мероприятиях в период ежегодного оплачиваемого отпуска, то в силу части первой ст. 121 ТК РФ его отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника. Подробнее о продлении и переносе отпуска см. в материале Энциклопедии решений. Поскольку на время прохождения военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях за работником сохраняется место работы, соответствующие периоды включаются в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (часть первая ст. 121 ТК РФ).
Учебные сборы (стажировки) в период обучения по программам военной подготовки
Согласно п. 8 ст. 20 Закона N 53-ФЗ граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Требования к проведению таких сборов содержатся в Порядке приема и обучения граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утв. приказом Министра обороны РФ от 26.08.2020 N 400. В силу п. 85 Порядка учебные сборы (стажировки) являются составной частью военной подготовки, предназначены для практического обучения граждан эксплуатации, ремонту, боевому применению вооружения и военной техники, совершенствования командно-методических навыков и навыков военно-политической работы, общевоенной и физической подготовки, отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, выполнения других учебно-боевых задач и приобретения опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению. Учебные сборы (стажировка) проводятся администрацией учебных сборов (руководителем стажировки) в соответствии с программой учебных сборов (п. 97 Порядка). Данная программа разрабатывается военным учебным центром на основе квалификационных требований и определяет общие организационные, учебные, методические и материально-технические условия проведения учебных сборов (стажировки) (п. 51 Порядка). Направление граждан на учебные сборы (стажировки) осуществляется военными комиссариатами по месту нахождения образовательной организации в соответствии с выписками из плана проведения учебных сборов, по спискам граждан, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы в войсковую часть, составленным в алфавитном порядке на всех граждан, направляемых в одну воинскую часть (п. 99 Порядка). Учебные сборы (стажировки) обучающихся по программам военной подготовки не следует путать с учебными сборами как видом военных сборов. Учебные сборы, о которых идет речь в ст. 20 Закона N 53-ФЗ, - это специальный вид мероприятий, который проводится для граждан, которые в принципе не могут быть призваны на военные сборы, поскольку не пребывают в запасе. В судебной практике можно даже встретить примеры отказов работникам, направленным на такие учебные сборы, в сохранении за ними среднего заработка по месту работы (решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28.01.2010). Однако же следует учитывать, что в силу п. 8 ст. 20 Закона N 53-ФЗ учебные сборы (стажировки) обучающихся приравниваются к военным сборам. На наш взгляд, из этого следует, что и гарантии, предоставляемые гражданам в связи с призывом на военные сборы, также распространяются на проходящих учебные сборы. Суды также чаще всего признают за работниками, направленными на учебные сборы, право на получение предусмотренных для случаев направления граждан на военные сборы гарантий, а на военкоматы возлагают обязанность по компенсации соответствующих расходов работодателям (см., например, постановления АС Центрального округа от 05.07.2022 N Ф10-1524/22, АС Московского округа от 27.01.2020 N Ф05-25084/19, от 26.01.2023 N Ф05-35338/22, от 04.08.2023 N Ф05-14702/23, от 30.08.2022 N Ф05-18604/22, АС Поволжского округа от 08.11.2017 N Ф06-25659/17, Тринадцатого ААС от 07.06.2021 N 13АП-8841/21, Пятнадцатого ААС от 07.02.2023 N 15АП-22039/22, от 19.04.2023 N 15АП-1660/23, Девятого ААС от 17.04.2024 N 09АП-15800/24, Семнадцатого ААС от 01.08.2018 N 17АП-9041/18, Одиннадцатого ААС от 08.08.2019 N 11АП-11747/19). Отсутствие в такой ситуации у работодателя извещения о призыве на военные сборы по форме N 1 и справки из военкомата по форме N 2 (выдача которых при проведении учебных сборов нормативно не предусмотрена) не может являться основанием для отказа в возмещении ему расходов со стороны военкомата. Приведенные выше суды в качестве подтверждения периода прохождения работниками учебных сборов принимали соответствующие справки из образовательных организаций или воинских частей (см. также ответ с портала "Онлайнинспекция.РФ"). При этом, как показывает практика, нередко запись о прохождении учебных сборов вносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (см., например, определение Московского городского суда от 12.09.2013 N 11-29136/13, постановление Тринадцатого ААС от 07.06.2021 N 13АП-8841/21, решения АС Воронежской области от 07.10.2021 N А14-5588/2021, АС г. Москвы от 28.02.2022 N А40-169208/2021). Хотя сама форма данного документа, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700, этого не предусматривает. При этом подчеркнем, что, по нашему мнению, за компенсацией работодателю необходимо обращаться именно в тот военкомат, который направил работника на учебные сборы, то есть в военкомат по месту расположения образовательной организации, а не в военкомат, в котором работник состоит на учете.
|
Тема
См. также Средний заработок для случаев, предусмотренных ТК РФ Формы документов Практические ситуации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах