Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу Образовательной организации дополнительного профессионального образования "Частное учреждение "Институт современных образовательных технологий и измерений" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее- Оператор электронной площадки) открытого конкурса в соответствии с ч.19 ст.48 Закона N44-ФЗ на оказание услуг по разработке вариантов контрольных измерительных материалов по учебным предметам для подготовки обучающихся 11-х классов к государственной итоговой аттестации в 2023 году (извещение N0348200040523000131 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 05.10.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 135 560,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 20.11.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса в части установления в извещении о закупке величин значимости критериев.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системы установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктами 1, 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерии "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются, в том числе критерии "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 5 Положения установлено, что значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2 к Положению.
Пунктом 13 приложения N 2 к Положению установлена минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 40; максимальная сумма величин значимости критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 60.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Оказание услуг по разработке вариантов контрольных измерительных материалов по учебным предметам для подготовки обучающихся 11-х классов к государственной итоговой аттестации в 2023 году".
В Критериях оценки заявок установлена минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 40; максимальная сумма величин значимости критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 60.
По мнению Заявителя оказание услуг по разработке вариантов контрольных измерительных материалов по учебным предметам для подготовки обучающихся 11-х классов к государственной итоговой аттестации в 2023 году не является образовательной услугой.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно п.9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации"(далее - Закон об образовании): "образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". Следовательно, оценочные и методические материалы, применяемые при различных формах аттестации, что сопоставимо с предметом закупки, относятся к образовательной программе и являются элементом основных ее характеристик.
Разработка КИМ, аналогичных КИМ ГИА в рамках настоящей закупки осуществляется с целью обеспечения проведения тренировочных мероприятий по формату ЕГЭ, для подготовки обучающихся и педагогов к ГИА. Услуга проводится с использованием измерительных материалов, разработанных согласно спецификациям КИМ ГИА (ЕГЭ) текущего учебного года.
Порядок разработки КИМ для проведения ГИА утвержден Приказом Рособрнадзора от 11.08.2022 N 871 (ред. от 16.02.2023) "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
Процедура проведения тренировочных мероприятий (тренировочного тестирования) организаторами в пунктах проведения экзамена (ППЭ) соответствует процедуре проведения ГИА в форме ЕГЭ в ППЭ, установленной порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приказ Рособрнадзора N552 от 04.04.2023). В соответствии со ст.59 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является частью образовательной деятельности. Таким образом, подготовительные мероприятия, аналогичные процедуре ГИА, являются образовательной деятельностью.
В соответствии с разделом 8. "Требования к объему и/или сроку предоставления гарантий" Технического задания на оказание услуг/ выполнение работ в рамках настоящей закупки Исполнитель принимает на себя обязательства по гарантии качества результатов, полученных при оказании Услуг.
Соблюдение качества Услуг по мнению Заказчика обеспечивается в том числе неукоснительным соблюдением требований Технического задания. В соответствии с подразделом 4.4 "Ограничения по отбору содержания заданий вариантов КИМ" Раздела 4 технического задания "Технические требования" оказание Услуг должно осуществляться Исполнителем согласно действующему законодательству Российской Федерации, в том числе, но не ограничиваясь: Рособрнадзора N552 от 04.04.2023 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (из перечня).
В соответствии с п. 30 Порядка проведения ГИА, утвержденного приказом Рособрнадзора N552 от 04.04.2023, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках проведения ГИА организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ. В соответствии с п. 8 Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 декабря 2013 г. N 1274), в целях разработки КИМ и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе разработанных КИМ, создаются комиссии по разработке КИМ по учебным предметам (далее - Комиссии разработчиков КИМ). При отборе работников для включения в состав Комиссий разработчиков КИМ учитывается наличие квалификации и опыта разработки и экспертизы материалов в области педагогических измерений.
Проведение тренировочных мероприятий аналогичных процедуре ГИА, в т.ч. разработка измерительных материалов, проведения тренировочного ЕГЭ в ППЭ, обработка материалов, экспертиза невозможны без соблюдения технических требований к программному обеспечению и требованию к качеству измерительных материалов, следовательно, к квалификации разработчиков, имеющих специализированные навыки разработки и экспертизы КИМ в составах Комиссий разработчиков КИМ.
Результаты тренировочных работ используются для определения уровня образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями спецификации и кодификатора ЕГЭ, уровня сформированности предметных компетенций педагогических работников. На основе полученных данных определяются дальнейшие образовательные и профессиональные маршруты участников тестирования.
В соответствии с пунктами 7 и 13 Порядка проведения ГИА, утвержденного приказом Минпросвещения России N233, Рособрнадзора N552 от 04.04.2023, участниками ГИА могут являться выпускники текущего года, экстерны, обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет. В тренировочных мероприятиях по подготовке ГИА также участвуют представители разных категорий, имеющих право на образование разных уровней (в том числе на государственную итоговую аттестацию).
Согласно ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации", лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 (ред. от 11.10.2023) "О лицензировании образовательной деятельности" образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, дополнительных профессиональных программ и др.
ОКПД2 услуги печати - в связи с порядком проведения ГИА по программам общего среднего образования, контрольные измерительные материалы могут печататься в аудитории в пункте проведения экзамена (тренировочного экзамена)".
Изучив указанный порядок оценки, а также документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки в части установления минимальных и максимальных значимостей критерия не противоречит Положению и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Образовательной организации дополнительного профессионального образования "Частное учреждение "Институт современных образовательных технологий и измерений" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения (поставщика, подрядчика) исполнителя в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 ноября 2023 г. N 050/06/105-44486/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023