Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, членов Комиссии - М.А. Косенко, старшего государственного инспектора, А.Р. Мулагалеева - специалиста- эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Форвард" (ИНН 2462058658) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно- восстановительных работ на действующем объекте: территория МБОУ "СШ N17" г. Норильск, Центральный район, пр. Молодежный, д.7", извещение N0319300026123000097, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Форвард" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанных в Контракте, размещенных в единой информационной системе (далее - ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований
Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик и общество представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Обществом было направлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство было удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России.
Заказчиком было направлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие его представителя.
На заседании Комиссии состоявшемся 28 декабря 2023 года в 15 часов 00 минут общество обеспечило явку своего представителя посредством ВКС, личность удостоверена паспортом, полномочия подтверждены доверенностью.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение ремонтно- восстановительных работ на действующем объекте: территория МБОУ "СШ N39"
24.05.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом Контракта.
В соответствии с разделом 1 Контракта: "Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить ремонтно-восстановительные работы на действующем объекте: Территория МБОУ "СШ N 17", г. Норильск, Центральный район, пр. Молодежный, д. 7 (далее - Объект) и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
1.1. Работы по настоящему контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта, а также нормами и правилами выполнения данных работ, установленными законодательством Российской Федерации.
1.2. Подрядчик обязуется завершить выполнение работ, предусмотренных настоящим контрактом, в срок по 29.09.2023 года в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 1)".
В соответствии с разделом 3 Контракта подрядчик обязан: "Подготовить и представить на утверждение Заказчику сметы на выполнение работ, предусмотренных настоящим контрактом, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта по адресу: г. Норильск, ул. Кирова, д.21, каб. 404.
Выполнить работу в соответствии с настоящим Контрактом и Техническим заданием, требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов, ГОСТ, СНиП, в соответствии с требованиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другой нормативно-технической документацией на необходимость применения которой указано в Техническом задании, не допуская выполнения объемов работ сверх лимитов их финансирования, установленных бюджетом на соответствующий год".
Согласно разделу 4 Контракта: "Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить комплектацию объекта строительными материалами, инженерным оборудованием в соответствии с проектно-сметной документацией.
Все поставляемые для работы на объекте товары, строительные материалы, инженерное оборудование должны отвечать требованиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, установленных Федеральным законом N261-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и содержащие информацию о классе э/э, оформленные на русском языке. Копии таких документов (сертификатов, паспортов и т.п.) должны быть предоставлены Заказчику за 5 дней до начала производства работ, выполняемых с использованием этих товаров, строительных материалов и инженерного оборудования".
Раздел 7 Контракта предусматривает: "7.1. Подрядчик гарантирует качество выполненных работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Техническим заданием и требованиями, установленными настоящим Контрактом.
7.2. Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Подрядчиком по настоящему Контракту.
7.3. Гарантийный срок нормальной эксплуатации результата работ и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается в течение 2-х лет с момента подписания Заказчиком акта приёмки законченного ремонтом объекта, составленного по форме Приложения N 3 к настоящему Контракту".
Согласно разделу 8 контракта: "Приемка работ, предусмотренных настоящим контрактом, осуществляется при условии полного выполнения Подрядчиком работ в соответствии с Техническим заданием и действующими нормативно-техническими документами.
8.2. Подрядчик, за 10 (десять) рабочих дней до окончания выполнения работ, предоставляет Заказчику письменное уведомление о завершении работ, с приложением исполнительной документации, подтверждающей выполнение работ в объеме, предусмотренном настоящим контрактом и подлежащей передаче Заказчику.
В день окончания выполнения работ и готовности передать результат работ Заказчику, Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке выполненных работ.
8.3. Сдача-приемка выполненных работ проводится приемочной комиссией, состав которой назначает Заказчик.
8.4. Приемка выполненных по контракту работ предусматривает:
- определение соответствия качественных характеристик и геометрических параметров, выполненных работ требованиям контракта, требованиям нормативных документов, техническому заданию;
- определение фактических объемов выполненных Подрядчиком работ и их соответствие техническому заданию (Приложение N 1 к контракту), сметному расчету и контракту".
Согласно разделу 14 Контракта: "14.3 Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
14.5 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается Стороной контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе и соблюдением уведомительного порядка, установленного названной статьёй".
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
29.05.2023 Общество заключило контракт с ИП Синельниковым Д.В. на выполнение комплексных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия.
05.06.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N200-1650, в котором указал на необходимость предоставления обществом локально- сметных расчетов, а также проект производства работ.
11.06.2023 Общество в адрес заказчика направило письмо N123, в котором направило проект производства работ с просьбой об согласовании указанных работ.
12.07.2023 Заказчик в адрес общества направил письмо N200-2144, в котором уведомило общество о согласовании проекта производства работ.
18.07.2023 Заказчик в адрес общества направил телефонограмму с указанием на тот факт, что 21.07.2023 состоится комиссионный осмотр объекта. Заказчик уведомил общество о необходимости личного присутствия.
28.08.2023 ИП Синельников Д.В. направил в адрес общества письмо N19, в котором указал на невозможность исполнения обязательств в связи с отсутствием асфальтобетонной смеси на территории г. Норильска.
Как следует из пояснений заказчика, 07.09.2023 общество приступило к работам по укладке асфальтобетонного покрытия, однако 14.09.2023 при визуальном осмотре объекта, заказчиком были обнаружены нарушения технологии укладки асфальтобетонного покрытия, в связи с чем на покрытии образовалась "сетка из трещин" а также неровность покрытия. Обществом были осуществлены меры, направленные на устранение нарушений технологии укладки, а именно частичный срез асфальтобетонного покрытия.
28.09.2023 Обществом были направлены уведомления в иные организации с просьбой о заключении контракта на поставку асфальтобетонной смеси.
30.09.2023 Норильское производственное управление уведомило заинтересованных лиц о консервации асфальтобетонного завода на территории города Норильска.
20.11.2023 Общество в адрес заказчика направило письмо N247, в котором уведомило заказчика о невозможности исполнения обязательств по контракту в связи с обстоятельствами, независящими от общества. Общество указало на возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссией установлено, что ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту 10.03.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 11.2 Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 14.12.2023.
Датой надлежащего уведомления подрядчика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 14.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 26.12.2023.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом в течение 10 дней после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не были совершены действия, направленные на устранение нарушений обязательств по Контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, однако обществом были представлены доказательства того факта, что исполнение обязательств не представляется возможным в связи с обстоятельствами, не зависящими от общества.
Комиссия также отмечает, что заказчиком в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю не были направлены материалы и сведения, подтверждающие недобросовестное поведение общества.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Поскольку в адрес Комиссии были представлены доказательства направленных действий общества на исполнение условий контракта и невозможность их осуществления в силу объективных причин, незявисящих от общества, а именно отсутствие асфальтобетонной смеси в связи с консервацией завода, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении контракта действовало недобросовестно, поскольку действия, совершенные обществом были направлены на исполнение условий контракта, в том числе в интересах заказчика и иных лиц.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Форвард" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии А.Р. Мулагалеев
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2023 г. N 024/10/104-3800/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024