Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - председатель Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: ООО "Нутритек Кострома" - Зуевой Ю.В., Сивоконь С.С., Рытикова В.В.; КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка" - Хованцевой Ю.В.; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Григоряна А.С., Цыпкиной М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания для детей раннего возраста (смеси) (номер извещения 0131200001023014863),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" (далее - Заявитель) на действия КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка" (далее - Заказчик) и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания для детей раннего возраста (смеси) (номер извещения 0131200001023014863).
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
08.12.2023 г. извещение N 0131200001023014863 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 389 340,20 руб.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных тем же Постановлением N145.
В силу подп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной вышеуказанным п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Таким образом, Правила использования КТРУ устанавливают конкретные обстоятельства, при которых запрещается или разрешается указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом.
Как следует из описания объекта закупки, позиции закупаемых товаров содержатся в КТРУ, но не имеют обязательных к применению характеристик.
Согласно доводу жалобы, в аукционной документации в структурированной части описания объекта закупки часть показателей отличаются от установленных техническими регламентами и выходят за пределы разрешенных диапазонов нормирования.
В соответствии с пунктом 2 часть 1 статья 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Структурированная часть описания объекта закупки содержит следующие характеристики товара:
Наименование товара, работы, услуги |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
Обогащение докозагексаеновой кислотой и арахидоновой кислотой (DHA и ARA) в соотношении 1:1 |
наличие |
Требования к продукту на 100 мл готовой смеси: Лактоза |
не менее 65% от общего числа углеводов |
Вместе с тем, согласно ТР ТС 033/2013 Приложения 12, Примечания п. 6-7 Докозагексаеновая и Арахидоновая жирные кислоты нормируются как процент от общего жира в пропорции 1:2: "при обогащении смесей длинноцепочечными жирными кислотами их содержание не должно быть более 1% от общего жира для w - 3 (докозагексаеновая кислота) длинноцепочечной полиненасыщенной жирной кислоты и 2% для w - 6 (арахидоновая кислота) длинноцепочечной полиненасыщенной жирной кислоты".
Состав и пищевая ценность детских молочных смесей на основе частично гидролизованного белка регулируется ТР ТС 033/2013 Приложение 12, 14 и Примечания к ним; а в части, не вошедшей в ТР ТС 033/2013, продолжает действовать Решение Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 N 299 и 17 августа 2010 г. N 341.
Согласно ТР ТС 033/2013 Приложение 12, лактоза в смесях на основе частично гидролизованного белка для детей возраста 0-6 месяцев нормируется 65%, за исключением продуктов на основе частично гидролизованных белков.
В Решении Комиссии таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 341 содержится следующая информация:
Критерии и показатели |
Единицы измерения |
Допустимые уровни |
Для детей от 0 до 6 месяцев жизни | ||
Лактоза |
% от общего количества углеводов, не менее |
65 (не менее 40 для смесей на основе частично гидролизованных белков) |
Таким образом, допустимым уровнем лактозы для смесей на основе частично гидролизованных белков является показатель "не менее 40 %", в то время как Заказчиком указано "не менее 65 %". Кроме того, в Приложении 3 отсутствует обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре.
Следовательно, Заказчиком применены требования, отличающиеся от установленных техническими регламентами и выходящие за пределы разрешенных диапазонов нормирования, а также отсутствует обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно следующему доводу жалобы, условиям описания объекта закупки в пункте 3 структурированной части соответствует товар единственного производителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Вместе с тем, в пункте 3 структурированной части описания объекта закупки содержится следующая информация:
Наименование товара, работы, услуги |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Смесь молочная специализированная |
Состав в 100 мл: Жиры (растительные) |
|
Согласно пояснениям Заявителя, на Российском товарном рынке в категории "готовые к употреблению смеси молочные специализированные для детей старше 12 месяцев" представлено всего 3 продукта: Эбботт PediaSure "Здоровейка", Nutricia Infatrini, Fresenius Суппортан напиток вкус тропических фруктов, имеющие следующие характеристики:
Готовые к употреблению смеси молочные специализированные для детей старше 12 месяцев |
Содержание жира, г в 100 мл готового к употреблению продукта |
Эбботт PediaSure "Здоровейка" |
7,47 |
Nutricia Infatrini |
5,4 |
Fresenius Суппортан напиток вкус тропических фруктов |
6,7 |
Заказчиком и Уполномоченным органом обратных доказательств данному утверждению не представлено.
Следовательно, материалами дела установлено, что совокупности характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует товар единственного производителя - Эбботт PediaSure "Здоровейка".
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки составлено таким образом, что в совокупности характеристик объекта закупки подходит товар единственного производителя.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, что нарушает п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" на действия КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания для детей раннего возраста (смеси) (номер извещения 0131200001023014863) обоснованной.
2. Признать в действиях КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка" и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. С учетом того, что на дату вынесения решения контракт заключен, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
У.А. Апанащик
|
|
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 января 2024 г. N 036/06/42-23/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024