Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Универсал-Траст" Зверева Сергея Леонидовича путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Троицкая центральная больница" ходатайствовали о рассмотрении без их участия,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Горбункова Андрея Васильевича путем видеоконференции,
от участника закупки - ИП Баяндиной Анны Дмитриевны не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлена,
по поступившему из ФАС России обращению ООО "Универсал-Траст" о нарушении уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчиком - КГБУЗ "Троицкая центральная больница" требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N 0817200000323019515 "Поставка насосов циркуляционных" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе уполномоченным учреждением и заказчиком.
Проверка начата: 23.01.2024 г., окончена 25.01.2024 г.
Место нахождения проверяемых организаций:
659840, Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Чапаева, д. 75;
656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: 05.12.2023 года по 25.12.2023 года.
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю из ФАС России поступило обращение ООО "Универсал-Траст" (далее - заявитель), о нарушении уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчиком - КГБУЗ "Троицкая центральная больница" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0817200000323019515 "Поставка насосов циркуляционных". Заявитель считает, что поскольку заявки участников закупки не были отклонены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 и были признаны заявками, содержащими предложение о поставке иностранного товара, цена контракта, заключенного с ним, была снижена на 15% неправомерно, другим участником закупки была представлена недостоверная информации о происхождении товара в РФ.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами заявителя не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Участник закупки - ИП Баяндина А.Д. направила в УФАС по Алтайскому краю письменные пояснения по обращению заявителя, согласно которым подтвердила, что планировала к поставке насосные агрегаты, которые собираются из иностранных комплектующих на территории РФ.
Ознакомившись с пояснениями сторон, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
05.12.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323019515 "Поставка насосов циркуляционных", описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявок, проект контракта и пр. документы.
Согласно извещению, описанию объекта закупки к поставке требуется насос циркуляционный. Код ОКПД2 28.13.14.190 .
В извещении установлены ограничения допуска продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ( далее - Постановление N 617), а также условия допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. ( далее - Приказ N 126н).
Согласно п.1.1.7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г является указание (декларирование) участником закупки в заявке страны происхождения поставляемого товара. Для подтверждения соответствия промышленной продукции требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2023 г. на участие в закупке было подано шесть заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения, участник с заявкой N 115557247 был признан победителем закупки с ценовым предложением 162885,00 руб.
Согласно проекту контракта победителю закупки - ООО "Универсал Траст" был направлен на подпись проект контракта с ценой контракта - 138 452,25 руб.
25.12.2023 г. между КГБУЗ "Троицкая центральная больница" и ООО "Универсал Траст" был заключен контракт на поставку насосов циркуляционных с ценой контракта 138 452,25 руб.
Согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, данный контракт исполнен.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Приказом N 126н.
Ограничения допуска промышленной продукции, происходящей из иностранных государств, установлены Постановлением N 617.
Код ОКПД 2 ОК 28.13.14.190 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки" включен в Перечни продукции, товаров согласно Приложения к Приказу N 126н и Постановлению N 617.
В соответствии с п. 7 Постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
Согласно п. 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 2 и 3 Постановления N 617 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1.1. Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пп "а" п. 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пп. "в" п.2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В соответствии с п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно п. 4 информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Комиссия установила, что в заявках участников закупки, в том числе заявителя, были предложены к поставке товары иностранного происхождения, кроме заявки N 115574541 ( ИП Баяндина А.Д.), в которой участник закупки продекларировал страну происхождения товара - Российская Федерация, торговый знак - CNP, при этом данная заявка не содержала сведения о номерах реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Поскольку участником закупки с заявкой N 115574541 не были указаны номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, у аукционной комиссии отсутствовали основания применения положений п. 2 Постановления N 617 и отклонения заявок участников закупки, предложивших к поставке иностранный товар.
Вместе с тем, в случае если заявки участников не были отклонены согласно п.3 Постановления N 617, но в заявке одного из участников закупки содержится предложение о поставке товара российского происхождения в форме декларации, подлежат применению к победителю закупки, предложившему товар иностранного происхождения, условия допуска в соответствии с пп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 31.10.2022 N ДФ/99397/22 "О рассмотрении обращения", а также позицией Минфина России, изложенной в письме от 15.07.2022 N 24-06-06/68443.
Поскольку для подтверждения страны происхождения товаров достаточно декларации участника закупки и один из участников закупки в своей заявке продекларировал страну происхождения товаров - Российская Федерация, Комиссия не находит в действиях аукционной комиссии, действиях заказчика по направлению победителю закупки проекта контракта с ценой, сниженной на 15%, нарушений требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод заявителя о том, что участником закупки, предложившим товар российского происхождения, были предложены товары ООО "Сиэнпи Рус", а также представленное заявителем письмо ООО "Сиэнпи Рус" и декларацию о соответствии, Комиссия приходит к следующему выводу.
Согласно представленному письму ООО "Сиэнпи Рус" исх. б/н от 17.03.2023 г. насосы CNP TD65-41G/2, S/N 2201095968; CNP TD100-48G/2, S/N 2209004356; CNP MS60/0,37, S/N 22004020440 были изготовлены в 2022 г. из комплектующих производителя Nanfang Pump Industry Co., Ltd на предприятии в г. Челябинске, ул. Рождественского , д. 13/1. С января 2023 г. производство было остановлено и в 2023 г. не планируется продолжать производство насосов.
Согласно представленной заявителем декларации о соответствии на оборудование насосное : насосы торговой марки CNP, торговой марки "AIKON" изготовителя ООО "Сиэнпи Рус" адрес изготовления продукции Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Рождественского , д. 13/1.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 N 576-ЛА/Д22 товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации. Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Таким образом, в декларации о соответствии на оборудование насосное: насосы торговой марки CNP указано место производства продукции - Российская Федерация, а из смысла письма ООО "Сиэнпи Рус" от 17.03.2023 г. не следует, что участником закупки не могут быть поставлены насосы, произведенные ранее января 2023 г.
Дополнительно по вопросу применения положений п. 3 Постановления Правительства РФ 617, пп "а" п. 1.3 Приказа N 126н Комиссия считает, что отсутствие сведений о реестровых записях из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров в заявках участников закупки не означает, что такие записи отсутствует в реестрах (участник закупки не указал в заявке по каким-то причинам), а отсутствие сведений о товарах в данных реестрах не означает, что такие товары на территории РФ и ЕврАзЭС не производятся, что заявки производителей на получение заключения соответствующих органов о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ и ЕврАзЭС и последующее включение товара в реестры в настоящий момент не рассматриваются данными органами.
Таким образом, Комиссия УФАС по Алтайскому краю не располагает однозначными сведениями, подтверждающими недостоверность сведений о стране происхождения товара, предложенного участником закупки ИП Баяндиной А.Д.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю провела внеплановую проверку действий уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчика - КГБУЗ "Троицкая центральная больница" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0817200000323019515 "Поставка насосов циркуляционных" и
РЕШИЛА:
в действиях уполномоченного учреждения, заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение составлено на 3 (трех) листах /6 (шести) страницах.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 25 января 2024 г. N 022/10/99-56/2024 (ключевые темы: участники закупок - промышленные товары - товары, происходящих из иностранных государств - страна происхождения товара - евразийский экономический союз)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2024