Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", учреждение, заказчик) обращение об индивидуальном предпринимателе Хиреве Михаиле Викторовиче (далее - ИП Хирев М.В., предприниматель, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 24094 от 09.04.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для КДЛ (Реестровый номер 2024.020229)" (извещение N 0352200022724000094) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_>,
поставщика -<_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 29.05.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 4908-ЭП/24).
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.06.2024 16:00 час. (по омскому времени).
Из представленных материалов и информации следует, что 15.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 500000 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 26200 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 25.03.2024 ценовые предложения были двумя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 16113 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 116201266 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о сумме цен единиц товара наименьшую сумму цен таких единиц (ИП Хирев М.В.).
Из информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, следует, что 09.04.2024 между учреждением и предпринимателем заключен контракт с максимальным значением цены 500000 руб., при этом общая цена единиц товаров составляет 16113 руб.
15.05.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 29.05.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Хиреве Михаиле Викторовиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктам 1.1-1.5 контракта был определен его предмет:
" Поставщик обязуется поставить Заказчику медицинские расходные материалы для КДЛ (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение к настоящему контракту), а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом.
Поставщик обязуется передать Заказчику товар свободным от прав третьих лиц, а также не являющийся предметом залога, ареста или иного обременения.
Место доставки товара: 644013, РФ, Омская обл., г. Омск, ул. Завертяева, 9, корп. 1 - склад БУЗОО "КОД".
Срок поставки товара: с даты заключения контракта по 24 декабря 2024 года, по заявкам заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки поставщиком".
Разделом 5 контракта регламентирован порядок взаимодействия сторон при его исполнении.
В силу пунктов 5.4.1, 5.4.2 и 5.4.3 поставщик обязан:
- Обеспечить прием заявок Заказчика на поставку товара. В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявки направить Заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме посредством факсимильной связи или по электронной почте.
- Поставить товар в соответствии с условиями настоящего контракта и заявкой Заказчика.
- За 2 дня до предполагаемой даты поставки известить телефонограммой или по факсимильной связи Заказчика о точном времени и дате поставки товара. Все риски, связанные с ненадлежащим уведомлением, несет Поставщик.
Корреспондирующая вышеуказанным обязанностям поставщика обязанность заказчика закреплена в пункте 5.2.4 контракта, согласно которой он обязан своевременно подавать поставщику заявки на поставку товара с указанием количества поставляемого товара.
Порядок поставки товара установлен разделом 6 контракта.
На основании пункта 6.1 контракта поставка повара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных разделом 1 настоящего контракта и заявкой заказчика, подаваемой в соответствии с пунктом 5.2.4 контракта.
В соответствии с пунктом 6.2 контракта поставщик в день поставки товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.8 контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Также пункт 5.1.2 определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "КОД" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 15.05.2024 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта ЕИС датой уведомления поставщика является 15.05.2024.
Следовательно, в период с 16.05.2024 по 27.05.2024 (с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и выходных дней) поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 29.05.2024 с указанием даты расторжения 28.05.2024. В обращении заказчика указана дата расторжения 28.05.2024.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 30.05.2024, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и предприниматель считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
Более того, Омским УФАС России 30.05.2024 в адрес указанных лиц было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 04.06.2024 соответствующих документов и информации, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 05.06.2024 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос представителем предпринимателя А.В. Бережко представлены (вх. N 5099-ЭП/24 от 05.06.2024) объяснения, из содержания которых следует, что поставщиком были предприняты меры для надлежащего исполнения контракта в целях поставки товара.
В пояснениях изложены обстоятельства неисполнения обязательств, следующего содержания:
"Действуя добросовестным образом, Поставщик незамедлительно (сразу после получения заявки) заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные Контрактом N24094 от 09.04.2024.
Однако Товар, приобретенный для исполнения Контракт N24094 от 09.04.2024, на склад Поставщика в установленные сроки не поступил.
В ответ на претензию ИП Хирева М.В. продавец Товара сообщила, что по сведениям завода - изготовителя, по причине возросшего спроса на продукцию, а также срыва сроков поставки оборудования, оснастки и комплектующих, перегруженностью завода, возник дефицит медицинских изделий, что привело к задержке сроков изготовления Товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту N 24094 от 09.04.2024.
При этом, понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара, по вышеуказанным причинам, ИП Хирев М.В. предпринял все усилия по исполнению обязательств по поставке Товара.
Поставщик в отношении недопоставленного Товара совершал мероприятия по его приобретению у альтернативных поставщиков, которые готовы были организовать поставку Товара за пределами сроков поставки.
13 мая 2024 года ИП Никитина Л.В. (продавец Товара) сообщила ИП Хиреву М.В. в письме N 01-34-1, что заказанные медицинские изделия уже в пути на склад последнего, и в срок до 20 мая 2024 года будет передан ИП Хиреву М.В.
15 мая 2024 года Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N24094 от 09.04.2024.
16 мая 2024 года ИП Хирев М.В. по электронной почте сообщил Заказчику о сложностях в поисках Товара. и предложении поставить аналогичные Контрактным медицинские изделия. Ответ на данное сообщение в адрес Поставщика не поступил, поставка аналогичного Товара не согласована.
20 мая 2024 года Товар, заказанный для исполнения обязательств по Контракту N24094 от 09.04.2024, поступил на склад ИП Хирева М.В., что подтверждается Товарной накладной N524.
21 мая 2024 года в адрес БУЗОО "КОД" ИП Хирев М.В. направил письмо о формировании отгрузки Товара.
22 мая 2024 года ИП Хиревым М.В. в адрес БУЗОО "КОД" было отправлено письмо о сборе медицинских изделий на складе и передаче транспортной компании.
23 мая 2024 года в адрес Заказчика от Поставщика направлено письмо об отправке груза и прибытии его в БУЗОО "КОД" 27 мая 2024 года.
24 мая 2024 года от ИП Хирева М.В. Заказчику было направлено письмо с просьбой отменить односторонний отказ и произвести приемку Товара.
27 мая 2024 года БУЗОО "КОД" от ИП Хирева М.В. было направлено письмо о согласовании доставки Товара на 27.05.2024 г. в промежуток времени с 14.00 по 15.00.
27 мая 2024 года Поставщику от Транспортной компании поступила информация, что последняя созванивалась с БУЗОО "КОД" и согласовывали доставку Товара 27.05.2024 до 17.00. однако, Заказчик отказался от приемки Товара.
По вышеуказанному обстоятельству 28 мая 2024 года ИП Хирев М.В. обратился с письмом Заказчику, которое в последствии осталось без ответа.
Медицинские изделия до настоящего времени находятся на терминале Транспортной компании".
Соответствующие документы, ссылку на которые делает представитель предпринимателя, были представлены к письменным пояснениям.
Кроме того, представителем предпринимателя на заседание Комиссии представлена копия экспедиторской расписки ООО "Байкал-сервис ТК" N ПРМ-055282 от 23.05.2024 (номер для отслеживания CI045287343RU), согласно которой ИП Хиревым М.В. в адрес заказчика отправлен груз "медицинские товары" с объявленной ценностью 16113 руб. (накладная N 225 от 22.05.2024).
В данной экспедиторской расписке указана ориентировочная дата прибытия груза "25.05.2024".
Также поставщиком представлена распечатка об отслеживании груза CI045287343RU, в которой указано, что груз прибыл на терминал Омск "Центральный" 26.05.2024.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с поставщиком в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
17.04.2024 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты направлена заявка на поставку товара в количестве двух упаковок на общую сумму 16113 руб. С учетом условий контракта поставка должна была быть осуществлена поставщиком в срок по 24.04.2024 включительно.
24.04.2024 главной медицинской сестрой БУЗОО "КОД" Е.В. Козуб составлен рапорт N 1, согласно которому по состоянию на 24.04.2024 товар в адрес заказчика в соответствии с направленной заявкой не поступил.
26.04.2024 и 02.05.2024 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты, а также с использованием официального сайта ЕИС направлена претензия (исх. N 1306 от 26.04.2024) о нарушении последним сроков поставки товара по заявке учреждения от 17.04.2024, начислены пени. В данной претензии указано на необходимость поставки товара в течение трех рабочих дней с момента ее получения.
В претензии заказчик проинформировал поставщика о том, что в случае несвоевременной поставки товара учреждением будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку по состоянию на 14.05.2024 товар не был поставлен учреждению, 15.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день размещено в ЕИС.
21.05.2024 и 22.05.2024 поставщиком в адрес заказчика посредством электронной почты направлялись письма, в которых предприниматель информировал об отгрузке товара по заявке учреждения от 17.04.2024, в связи с чем, просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставить ему возможность исполнить все обязательства по контракту. Поставщик также проинформировал учреждение о том, что транспортную компанию и трек-номер отправки груза сообщит дополнительно.
23.05.2024 поставщиком в адрес заказчика посредством электронной почты направлено письмо, в котором указано об ориентировочной дате прибытия груза 27.05.2024, поставщик просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставить ему возможность исполнить все обязательства по контракту.
23.05.2024 поставщиком использованием официального сайта ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке (счет-фактура N 225) товара на общую сумму 16113 руб.
24.05.2024 поставщиком в адрес заказчика посредством электронной почты направлено письмо, в котором указано об ориентировочной дате прибытия груза 27.05.2024, поставщик просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставить ему возможность исполнить все обязательства по контракту.
27.05.2024 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты направлено сообщение, в котором учреждение просило сообщить наименование транспортной компании и номер трека груза.
Данная информация поставщиком не представлена.
27.05.2024 поставщиком в адрес заказчика посредством электронной почты направлено письмо следующего содержания: "По информации, полученной от Транспортной компании доставка товара в рамках контракта N 24094 согласована с вами на 28.05.2024 года с 14:00 до 15:00. Отмените, пожалуйста, решение об одностороннем отказе по данному контракту, дайте нам возможность исполнить все обязательства".
28.05.2024 поставщиком в адрес заказчика посредством электронной почты направлено письмо в котором указано: "По информации, полученной от Транспортной компании доставка товара в рамках контракта N 24094 согласовывалась с вами на 28.05.2024 года до 17:00 часов, так как по объективным причинам они не смогли доставить товар сегодня 28.05.2024 в период с 14:00 до 15:00. Вы доставку товара не согласовали. Правильно ли я понимаю, что вы отказываетесь от приемки товара?"
29.05.2024 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты направлено письмо в котором указано: "Сроки, время, место поставки товара указаны в заявке и договоре. Контактное лицо для приемки товара на склад указано в заявке".
Изложенное явно указывает на то, что обязательства по поставке товара на основании заявки заказчика от 17.04.2024 исполнены не были, в связи с чем, поставщиком допущено нарушение существенного условия контракта - неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Подписав контракт, поставщик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на поставщика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров (лекарственных препаратов, медицинских изделий), отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения, в том числе онкологического профиля.
При этом Комиссия считает необходимым отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 указано, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
При этом в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" даны разъяснения о том, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий; не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Одновременно в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) также указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у поставщика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что поставщиком принимались возможные меры и совершались действия с целью поставки товара (приобретение товара у контрагента, своевременная отгрузка товара, информирование заказчика о возникших трудностях с поставкой товара и т.д.).
В установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок (с 16.05.2024 по 27.05.2024) товар был поставлен в Омск, однако по вине транспортной компании не был передан заказчику.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными предпринимателем документами и информацией.
При таких обстоятельствах в силу пункта 15 Правил (поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта) информация об индивидуальном предпринимателе Хиреве Михаиле Викторовиче не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Хиреве Михаиле Викторовиче (ИНН 810703333594).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
<_>
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 июня 2024 г. N 055/10/104-541/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024