Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела, заместитель председателя Комиссии, |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства" муниципального образования города Оби - Арцыпасова Юрия Петровича (начальник учреждения),
подрядчика - ООО "АР ПЛЮС" - Левчака Михаила Алексеевича (по доверенности), Цимерман Татьяны Викторовны (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУ "Отдел капитального строительства" муниципального образования города Оби о включении сведений об ООО "АР ПЛЮС" (ИНН: 5903145373) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - МКУ "ОКС" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) (извещение N 0151300049723000180), начальная (максимальная) цена контракта 63 939 646,93 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ "ОКС" о включении сведений об ООО "АР ПЛЮС" (ИНН: 5903145373) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - МКУ "ОКС" от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) (извещение N 0151300049723000180).
Суть заявления МКУ "Отдел капитального строительства" муниципального образования города Оби сводится к следующему.
В рамках заключенного МКУ "ОКС" с ООО "АР ПЛЮС" муниципального контракта N 1-23-64-ЭА от 04.09.2023 г. на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) (ИКЗ: 233544810422754480100100310014299244, номер реестровой записи в реестре контрактов 3544810422723000018), в соответствие с п.п. 1.1, 1.2 раздела 1 контракта подрядчиком были приняты обязательства выполнить по заданию заказчика работы по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) (далее - Объект) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и проектной документацией в сроки, указанные в контракте и в графике выполнения работ (приложение N 2 к контракту), на условиях, предусмотренных контрактом, по цене контракта в сумме 50 192 623,04,04 руб.
В соответствии с п. 5.4.2 раздела 5 контракта подрядчик обязан качественно выполнить все работы по благоустройству Объекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, действующими нормами, правилами и техническими условиями, и сдать результат работ заказчику с комплектом документации, предусмотренной контрактом и законодательством Российской Федерации. Во исполнение п. 5.4.1 раздела 5 контракта подрядчик своевременно приступил к выполнению работ в срок, указанный в контракте. Однако, в связи с нарушением ООО "ЗАВГОР", являющимся подрядчиком по муниципальному контракту на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области N 1-23-52-ЭА от 21.07.2023 г., срока исполнения обязательств, которое повлекло за собой невозможность ООО "АР ПЛЮС" выполнять работы в рамках заключенного муниципального контракта N 1-23-64-ЭА от 04.09.2023 г. на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение), для исключения возможных разногласий, письмом исх. N 441-02 от 15.09.2023 г. Заказчик в ответ на письмо ООО "АР ПЛЮС" N 130 от 11.09.2023 г. направил ООО "АР ПЛЮС" на рассмотрение вопрос о внесении изменения в контракт путем включения в порядок и условия оплаты по контракту выплаты авансового платежа в размере 30% (тридцати процентов) от цены контракта, а также предложение подписать акт о приостановке выполнения работ по заключенному контракту до момента устранения ООО "ЗАВГОР" нарушений принятых обязательств.
15.09.2023 г. между МКУ "ОКС" и ООО "АР ПЛЮС" был подписан акт о приостановке выполнения работ по контракту. Согласно ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан приостановить работы по контракту в случае не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
26.10.2023 г. заключено дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 1-23-64-ЭА от 04.09.2023 г. Дополнительным соглашением N 1 от 26.10.2023 г. к контракту предусмотрена выплата авансового платежа в размере 30% от цены контракта, что составляет 15 057 786,91 руб., в том числе, по этапам: по этапу N 1 - 4959233,17 руб., что составляет 30 % от цены этапа; по этапу N 2 - 4 222 417,22 руб., что составляет 30 % от цены этапа; по этапу N 3 - 5 876 136,52 руб.
Авансовый платеж в общей сумме 15 057 786,91 руб. был своевременно перечислен заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в установленный контрактом срок согласно платежных поручений N 228 от 01.11.2023 г., N 230 от 01.11.2023 г., N 231 от 01.11.2023 г. на основании счетов на оплату N 6 от 26.10.2023, N 7 от 26.10.2023 г., N 8 от 26.10.2023 г.
Кроме того, в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, неучтенных проектно-сметной документацией, обнаруженных в ходе выполнения работ по благоустройству Объекта, МКУ "ОКС" с ООО "АР ПЛЮС" было заключено дополнительное соглашение N 3 от 15.12.2023 г. к контракту согласно которому стороны согласовали изменение цены контракта в связи с увеличением объема выполняемых работ, предусмотренных контрактом, не более десяти процентов с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с дополнительным соглашением N3 от 15.12.2023 г. цена контракта составила 50 851 967,44 руб. Согласно электронному документу о приемке N 1 от 21.12.2023 г. подрядчик выполнил работы по этапу N 1 контракта на сумму 9 428 199,95 руб., работы заказчиком оплачены.
Таким образом, со стороны заказчика принимались все необходимые меры, способствующие дальнейшему выполнению работ ООО "АР ПЛЮС".
16.02.2024 г. в МКУ "ОКС" от ООО "АР ПЛЮС" поступило письмо N 1402/1 от 14.02.2024 г., в котором подрядчик просил принять заказчика на ответственное хранение и оплатить все закупленные материалы. При этом, согласно пункту 5.4.11 раздела 5 контракта подрядчик обязан обеспечить и содержать за свой счет инженерные коммуникации, освещение, ограждение строительной площадки, охрану объекта, а также материалов, оборудования, строительной техники и другого имущества, необходимых для благоустройства Объекта, находящихся на строительной площадке с момента начала выполнения работ по контракту до подписания документа о приемке, в том числе, акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, на основании счета и (или) универсального передаточного документа (счет-фактуры) (при наличии), являющегося заключительным. Письмом исх. N 90-02 от 29.02.2024 г. заказчик уведомил подрядчика о принятом решении не вводить штрафные санкции в отношении подрядчика и о готовности принять и оплатить фактически выполненные объемы работ согласно установленным контрактом графиком выполнения работ (приложение N2 к контракту) и графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 3 к контракту).
Письмом исх. N 134-02 от 02.04.2024 г. заказчик уведомил ООО "АР ПЛЮС" о наступлении относительно благоприятных погодных условий для возобновления работ, смежно не связанных с выполнением работ прочими подрядчиками. Однако, каких-либо письменных уведомлений от подрядчика в адрес заказчика о сроках возобновления работ на Объекте не поступило.
В письмах NИК-05/18 от 04.04.2024 г., N ЮР-03/31 от 02.05.2024 г. ООО "АР ПЛЮС" ссылалось на то, что в связи с существенным увеличением цен на работы и материалы необходимо увеличить стоимость работ по контракту исходя из индекса-дефлятора Минэкономразвития Новосибирской области, увеличить стоимость ФОТ, накладных расходов и непредвиденных расходов исходя из фактического срока выполнения работ, либо расторгнуть контракт. Кроме того, в вышеуказанных письмах подрядчик также указал, что строительная площадка заказчиком не передана, при этом работы по этапу N 1 контракта подрядчиком были выполнены и оплачены заказчиком. В ответ МКУ "ОКС" письмом исх. N 198-02 от 07.05.2024 г. были даны подробные разъяснения, согласно которым следует, что, исходя из пункта 5.4.10 раздела 5 контракта, в случае размещения подрядчиком на строительной площадке материалов, строительной техники, оборудования и (или) начала производства работ до подписания, направленного подрядчику заказчиком, акта приемки - передачи строительной площадки строительная площадка считается принятой от заказчика в надлежащем качестве. Таким образом, заявление ООО "АР ПЛЮС" о несвоевременной передаче заказчиком строительной площадки является необоснованным в связи с тем, что фактически подрядчик приступил к выполнению работ на Объекте. Требование ООО "АР ПЛЮС" увеличить стоимость работ по контракту путем составления дополнительного соглашения, в связи с существенным увеличением цен на работы и материалы, исходя из индекса - дефлятора Минэкономразвития Новосибирской области, не представилось возможным выполнить по следующим причинам:
а) на основании Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (ред. от 24.03.2023) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" одним из условий увеличения цены контракта является заключение контракта до 31 декабря 2022 г.;
б) порядок внесения изменений в смету контракта на основании Постановления Правительства РФ N 1315 определен пунктами 14, 14.1 - 14.6 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной)цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства". Положения Постановления Правительства РФ N 1315 и Методики N 841/пр не распространяются на контракты, предметом которых является благоустройство, о чем дано разъяснение в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2022 г. NN59499-АВ/09.
Заказчик также пояснил, что суды не принимают аргументы, которые относят к предпринимательскому риску. Так, например, не признали обоснованными ссылки на: сложности в работе - 6-й ААС (Постановление Шестого ААС от 31.05.2022 N 06АП - 2331/2022 по делу N А73-425/2022) и 9-й ААС (Постановление Девятого ААС от 20.09.2022 N 09АП-55617/2022 по делу N А40-92695/2022); транспортный коллапс - 5-й ААС (Постановление Пятого ААС от 04.10.2022 N 05АП-5156/2022 по делу N А59-170/2022); неблагоприятную погоду - 6-й ААС (Постановление Шестого ААС от 12.10.2021 N 06АП-4703/2021 по делу N А16-698/2021).
В письме исх. N 198-02 от 07.05.2024 г. заказчик также сообщил подрядчику, что подрядчик может продолжить выполнение работ на Объекте с использованием приобретенных им материалов, указанных в письме N ЮР-03/31 от 02.05.2024 г., завершить выполнение работ по этапам контракта и предоставить документы заказчику для приемки и оплаты. Кроме того, заказчик уведомил, что МКУ "ОКС" готово рассмотреть вопрос о подписании дополнительного соглашения по расторжению муниципального контракта N 1 - 23-64-ЭА от 04.09.2023 г. на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) по соглашению сторон с уплатой ООО "АР ПЛЮС" фактически выполненного объема работ на дату расторжения Контракта при предоставлении исполнительной документации и всех соответствующих документов.
Однако, по состоянию на текущую дату документов о приемке, в том числе, актов о приемке выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, счета и (или) универсального передаточного документа (счет-фактуры) (при наличии), подтверждающих фактическое выполнение работ по этапам N 2, N 3, N 4 от подрядчика в адрес заказчика не поступало.
Ответа на письмо исх. N 134-02 от 02.04.2024 г, направленное заказчиком в адрес ООО "АР ПЛЮС" не последовало. При этом, аванс в размере 30% по этапам N 2, N 3 контракта заказчиком оплачен.
По состоянию на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
- результаты выполнения работ подрядчиком по этапам N 2, N 3, N 4 заказчику не представлены;
- исполнительная документация по этапу N 1 контракта заказчику от подрядчика поступила не в полном объеме;
- предусмотренные контрактом работы подрядчиком выполняются настолько медленно, что стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом, либо вообще не будут выполнены, что является нарушением обязательств, предусмотренных п.1.1, п.1.2, п.3.1, п.3.3, п.5.4 контракта, описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту).
Таким образом, бездействие подрядчика явно свидетельствует о том, что дальнейшее выполнение работ становится невозможным.
В случае ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, законодательством о контрактной системе и положениями контракта предусмотрено применение к подрядчику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, отказа в оплате по контракту, что является достаточной мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов заказчика (Определение Верховного суда РФ от 31 мая 2024 года N307-ЭС24-8700 по делу NА21-13438/2022, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2023 года по делу N А21-13438/2022).
Письмами заказчика исх. N 194-02 от 27.04.2024 г., N 198-02 от 07.05.2024 г. подрядчик был уведомлен о необходимости предоставления исполнительной документации по этапу N 1 контракта. Письмом исх. N 260-02 от 18.06.2024 г. подрядчику было предложено определиться с порядком выполнения работ на Объекте и рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон с оплатой фактически выполненных работ. Однако по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта все попытки заказчика выйти на связь с генеральным директором ООО "АР ПЛЮС" (посредством писем, направляемых по адресу электронной почты, указанному в контракте, телефонных звонков, приглашений на видеоконференцсвязь) с целью принятия решения по выполнению работ на Объекте последовательно игнорируются. Назначенный от подрядчика по доверенности представитель имеет полномочия от имени и в интересах подрядчика вести переговоры, переписку, получать, передавать, подписывать все необходимые документы, но не наделен полномочиями принимать решения в отношении выполнения работ на Объекте.
В связи с тем, что Объект является победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в рамках подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области", неисполнение подрядчиком принятых на себя обязательств по контракту привело к тому, что работы по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области сорваны.
В соответствие с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) п.5.1.7, п.5.1.8, п.10.6 контракта, на основании статьи 450.1 ГК РФ заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "АР ПЛЮС" в адрес Новосибирского УФАС России представлены письменные пояснения следующего содержания.
МКУ "ОКС" с ООО "АР ПЛЮС" заключен контракт N 1-23-64-ЭА на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение).
Согласно п. 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и проектной документацией в сроки, указанные в контракте и в графике выполнения работ (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В рамках п. 2.1. контракта с учетом дополнительного соглашения N3 от 15.12.23 г., цена составляет 50 851 967,44 руб.
Согласно п 3.3.2. контракта дата окончания выполнения работ по контракту - до 30.11.2023 г. Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N2 к контракту).
В соответствии с п. 5.2.1. контракта заказчик обязан передать подрядчику в течение 3 (трех) рабочих дней после заключения контракта необходимую документацию и строительную площадку. Приемка-передача документации и строительной площадки оформляется сторонами актом приемки-передачи в произвольной форме. Строительная площадка должна быть освобождена от имущества, принадлежащего другим собственникам, которое не связано с выполнением работ по контракту.
В связи с тем, что строительная площадка на объекте выполнения работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) не соответствовала требованиям контракта, работы по перовому этапу строительства не были завершены, подрядчиком строительная площадка не принималась.
В письме исх. N 442-02 от 18.09.2023 г. заказчик уведомил подрядчика, что передача площадки будет осуществляться частями по состоянию готовности (подтверждается аб.2 письма заказчика исх. N198 от 07.05.2024 г., приложение N 2), тем не менее, принятие строительной площадки в подобном виде не соответствует условиям договора, а так же не гарантирует подрядчику возможность без дополнительных препятствий выполнять работы по контракту.
Между заказчиком и ООО "ЗАВГОР" заключен муниципальный контракт N 1-23-52-ЭА на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (ИКЗ: 233544810422754480100100220014299244), согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (земляные работы, укрепление откосов, монтаж сетей связи), установка бортового камня, устройство покрытия парковки и усиленного тротуара из асфальтобетона, устройство бетонного основания, электромонтажные работы, устройство покрытия парковки и усиленного тротуара из асфальтобетона, устройство покрытия велодорожек из крашеного асфальтобетона, устройство покрытия из бетонной тротуарной плитки, ремонт колодцев подземных сетей, установка водоотводных лотков, мостик, монтаж сетей связи.
03.11.2023 МКУ "ОКС" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как по состоянию на дату принятия решения работы по контракту не выполнены, подрядчик не принял меры по ускорению темпов работ, не обеспечил в полном объеме поставку необходимых для выполнения работ материалов. Данное решение 03.11.2023 было размещено в ЕИС.
В связи с тем, что работы по контракту N 1-23-64-ЭА на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области (завершение) должны производиться после завершения и сдачи работ по контракту N 1-23-52-ЭА, согласно акту о приостановке работ по муниципальному контрактуй N 1-23-64-ЭА от 15.09.2023 года работы по контракту N 1-23-64-ЭА (завершение) были приостановлены (приложение N1), срок исполнения работ был перенесен до 31.12.2024 г.
После расторжения контракта N 1-23-52-ЭА, между заказчиком и ООО "Зелёное строительство" заключен муниципальный контракт N 1-23-78-ЭА от 19.04.2024 г. (ИКЗ: 233544810422754480100100350024299244) на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области согласно условиям которого, подрядчик обязуется выполнить до конца работы по контракту N 1-23-52-ЭА на выполнение работ по благоустройству общественной территории Эко-парк "Обской" в городе Оби Новосибирской области.
Согласно документу о приемке N 1 от 05.07.2024 по МК N 1-23-78-ЭА подрядчиком выполнены работы на сумму 24 491 525,86 руб.
Таким образом, в настоящее время работы по первому этапу строительства объекта не завершены, частичное исполнение составило 24 491 525,86 руб. из 51 657 337,87 руб.
Письмом исх. N134-02 от 02.04.2024 г. заказчик просил ООО "АР ПЛЮС" приступить к выполнению смежно не связанных с выполнением работ ООО "Зелёное строительство" (подтверждается аб.1 стр. 3 письма заказчика исх. N198 от 07.05.2024 г., приложение N 2).
Понимая социальную значимость своевременного исполнения контракта ООО "АР ПЛЮС" приступило к частичному исполнению работ по контракту N 1-23-64-ЭА без принятия строительной площадки.
Согласно акту о приемке выполненных работ N 1 от 21.12.2023, подрядчиком выполнены работы на сумму 9 428199,95 руб. Работы приняты заказчиком.
12.07.2024 г. подрядчиком в ЕИС размещен акт о приемке выполненных работ N 2 от 12.07.2024 на сумму 4 990 475,01 руб., акт о приемке выполненных работ N 3 от 12.07.2024 на сумму 4 922 188,81 руб. В принятии указанных работ заказчиком необоснованно отказано.
Таким образом, в связи с тем, что заказчик в надлежащем виде не передал строительную площадку, на строительной площадке не завершён первый этап строительства по контракту N 1 - 23-78-ЭА, выполнить работ по контракту N 1-23-64-ЭА, предполагающий завершающие работы, в установленные сроки не представлялось возможным, тем не менее, подрядчиком предпринимались все необходимые меры для его исполнения.
Из толкования ВАС РФ и КС РФ следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-0, от 07.02.2002 N 16-0). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений
о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
ООО "АР ПЛЮС" считает, что подрядчиком добросовестно предпринимались все необходимые меры для исполнения контракта.
Подрядчиком активно велась переписка с заказчиком для решения вопроса по поводу передачи строительной площадки, увеличения срока работ, стоимости работ. В письме исх. N ИК-05/18 от 04.04.2024 подрядчик предлагает заказчику подписать соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон с выплатой заказчику всех фактически понесенных подрядчиком расходов на закупленные материалы, оплатой выполненных работ.
По просьбе заказчика, подрядчик продолжает выполнение работ по контакту, 12.07.2024 подрядчиком в ЕИС размещен акт о приемке выполненных работ N 2 от 12.07.2024 на сумму 4 990 475.01 руб., акт о приемке выполненных работ N 3 от 12.07.2024 на сумму 4 922 188,81 руб. В принятии указанных работ заказчиком необоснованно отказано.
В настоящее время подрядчиком идет подготовка к подаче искового заявления о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным, с требованием о взыскании убытков, понесенных подрядчиком.
Согласно акту о приостановке работ по муниципальному контрактуN 1-23-64-ЭА от 15.09.2024, работы по контракту N 1-23-64-ЭА (завершение) были приостановлены (приложение N1), срок исполнения работ был перенесен на 31.12.2024.
Письмом исх. N134-02 от 02.04.2024 заказчик просил ООО "АР ПЛЮС" приступить к выполнению смежно не связанных с выполнением работ ООО "Зелёное строительство" (подтверждается аб.1 стр. 3 письма заказчика исх. N198 от 07.05.2024, приложение N 2).
Таким образом, подрядчик без принятия строительной площадки, при наличии на ней строительной техники и материалов других подрядчиков, не имел возможности полноценно и своевременно выполнять работы по контракту. Таким образом, в нарушении сроков выполнения работ по контракту отсутствует вина подрядчика.
Кроме того, подрядчик пошел навстречу заказчику, согласился начать производить работы до завершения первого этапа работ, без принятия строительной площадки, для скорейшей сдачи социально значимого объекта, полагая, что заказчиком эти обстоятельства будет учтены и у подрядчика не возникнет проблем со сроками исполнения контракта. Тем не менее заказчик в отсутствии вины подрядчика, расторг контракт без оплаты выполненной работы, что свидетельствует о недобросовестном поведении заказчика, с целью переложить ответственность за срыв сроков производства работ на добросовестного подрядчика.
Следует так же принять во внимание и то обстоятельство, что последствия санкции в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков имеют серьезные отрицательные экономические последствия.
ООО "АР ПЛЮС" полагает, что заказчику не нанесен значительный ущерб.
ООО "АР ПЛЮС" просило не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 05.07.2024, следовательно, 05.07.2024 исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 16.05.2024.
Участвующий в заседании комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика пояснил, что ООО "АР ПЛЮС" надлежащим образом не выполнило, в том числе, работы по устройству сцены и смотровой площадки, данные работы нельзя принять как надлежащие. Представитель заказчика полагает, что заказчик всячески способствовал выполнению работ, в том числе, перечислил авансовые платежи. Работники ООО "АР ПЛЮС" продолжительное время отсутствовали на объекте, выполняли работы медленно и некачественно, что подтверждается представленными материалами.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, подрядчиком не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Из представленных материалов следует, что нарушения условий контракта имели место.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "АР ПЛЮС" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта, в том числе, документы, подтверждающие значительное увеличение цены материалов.
Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "АР ПЛЮС".
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "АР ПЛЮС" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "АР ПЛЮС" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "АР ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "АР ПЛЮС" (ИНН: 5903145373 / КПП: 590301001, адрес: 614058, Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, д. 25Б, эт. 1, пом. 1), генеральном директоре и участнике ООО "АР ПЛЮС" - Аветисяне Араме Ромиковиче (ИНН 590309484252) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е Студеникин
Члены Комиссии И.В. Костин
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 июля 2024 г. N 054/06/104-1864/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024