Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Халмурзиев М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Комиссии:
Магомедов К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалист-эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008424003799 "Выполнение научно-исследовательских работ по подготовке проекта внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Дагестан" (далее - Конкурс),
с участием представителей:
Заявителя - Марвиной Е.П. (по доверенности),
Заказчика - Трегубовой И.О. (по доверенности),
в отсутствии представителя Уполномоченного органа (извещен)
У С Т А Н О В И Л А:
19.07.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении Конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
05.07.2024 Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 983 333,33 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно абзацу второму подпункта в) пункта 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Как установлено Комиссией, Заказчиком установлен следующий порядок оценки по нестоимостным показателям:
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки) |
70 |
качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Характеристика N1:описание концепции проекта |
80 |
присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||||
Характеристика N2: описание контроля качества |
20 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||||||||
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10 |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Признак N1. Общее количество исполненных участником закупки договоров |
100 |
Оценка заявок по детализирующему показателю, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения, а именно: Лучшим является наибольшее значение показателя и установлены предельное минимальное значение показателя оценки и предельное максимальное значение показателя оценки , где: предложение участника закупки предельное минимальное значение показателя оценки предельное максимальное значение показателя оценки
предельное минимальное значение показателя оценки - 1 предельное максимальное значение показателя оценки - 3 |
Согласно разделу III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" порядка оценки заявок установлен следующий показатель оценки: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
Критерий оценки: характеристики объекта закупки
Показатель оценки: качественные характеристики объекта закупки
|
Характеристика N1:
работ должны включать в себе следующие разделы: описание последовательности операций и процедур в ходе выполнения работ, являющиеся предметом закупки. В рамках данного раздела необходимо раскрыть следующие подразделы концепции: - Концепция анализа территории Республики Дагестан, входящих в ее состав, с точки зрения обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, определяемых в количественных показателях обеспеченности территории, входящих в ее состав, объектами регионального и местного значения, а также уровня территориальной доступности таких объектов. - концепция подготовки отчета о научно-исследовательской работе.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержится в полном объеме: - если оно содержит предложение (описание) всех вышеуказанных разделов; -если оно является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные); -если оно не содержит недостоверной информации -если оно не содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержится не в полном объеме: - если оно не содержит предложение (описание) хотя бы одного из вышеуказанных разделов; -если оно не является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные); -если оно содержит недостоверной информации -если оно содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", не содержится: - если оно не содержит предложение (описание) ни одного из вышеуказанных разделов.
Характеристика N2:
Контроль качества должен включать в себя: - проверка документации с целью выявить и устранить ошибки, неточности в определении объема требуемых работ, различных недостатков; - проверка соблюдения всех норм и требований при выполнении работ, предупреждение, обнаружение и устранение недостатков, выявленных в ходе работ. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержится в полном объеме: - если оно содержит предложение (описание) всех вышеуказанных разделов; -если оно является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные); -если оно не содержит недостоверной информации -если оно не содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержится не в полном объеме: - если оно не содержит предложение (описание) хотя бы одного из вышеуказанных разделов; -если оно не является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные); -если оно содержит недостоверной информации -если оно содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", не содержится: - если оно не содержит предложение (описание) ни одного из вышеуказанных разделов. |
Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Детализирующий показатель оценки: "Общее количество исполненных участником закупки договоров". |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов по контракту (договору): 1) К оценке принимается: исполненные участником закупки контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Контракты (договоры) должен быть представлен в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). К оценке принимается исполненные контракты (договоры), предмет которых сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт "в" пункт 28 Постановление Правительства РФ N 2604). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Сопоставимым с предметом контракта являются исполненные контракты (договоры), предусматривающие: выполнение работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования, а также научно-исследовательских работ в области градостроительного проектирования. Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснила, что нестоимостные критерии оценки заявок установлены на основании Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
По мнению представителя Заявителя качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (характеристики объекта закупки) устанавливаемы в качестве нестоимостных критериев оценки не позволяют выявить лучшее предложение объективно оценить заявку.
Также Заявитель указывает, что по показателю "Квалификация участников закупки_" принимаются контракты не сопоставимого характера с предметом Конкурса.
Представитель Заказчика пояснила, что предметом Конкурса является выполнение научно-исследовательских работ по подготовке проекта внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Дагестан, и в целях недопущения ограничения конкуренции, с учетом предмета закупки к оценке принимаются контракты предметом которых является выполнение работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования, а также научно-исследовательских работ в области градостроительного проектирования.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы и свидетельствующие о том, что данные положения порядка оценки противоречат законодательству о контрактной системе, и не позволяют выявить лучшее предложение исполнения контракта и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На рассмотрении жалобы установлено, что 18.07.2024 Заказчиком, в ответ на запрос Заявителя размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Текст запроса: "Уважаемый Заказчик!
ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательских работ по подготовке проекта внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Дагестан
(закупка N 0103200008424003799)
1. Порядок оценки заявок, установленный по показателю "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не соответствует Положению об оценке заявок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Положение).
По данному показателю предусмотрены следующие характеристики и порядок присвоения баллов:
характеристика N 1: описание концепции проекта
Значения количества баллов, присваиваемые участникам закупки Предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки
100 баллов Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержит описание технологии выполнения работ в полном объеме.
0 баллов Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержит описание технологии выполнения работ не в полном объеме, либо не содержит описание технологии выполнения работ
характеристика N 2: описание контроля качества
Значения количества баллов, присваиваемые участникам закупки Предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки
100 баллов Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержит описание контроля качества выполнения работ в полном объеме.
0 баллов Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержит описание контроля качества выполнения работ не в полном объеме, либо не содержит описание контроля качества выполнения работ
Разделом 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок оценки) также установлено, что:
"Характеристика N1:
работ должны включать в себе следующие разделы:
описание последовательности операций и процедур в ходе выполнения работ, являющиеся предметом закупки. В рамках данного раздела необходимо раскрыть следующие подразделы концепции:
- Концепция анализа территории Республики Дагестан, входящих в ее состав, с точки зрения обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, определяемых в количественных показателях обеспеченности территории, входящих в ее состав, объектами регионального и местного значения, а также уровня территориальной доступности таких объектов.
- концепция подготовки отчета о научно-исследовательской работе.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержится в полном объеме:
- если оно содержит предложение (описание) всех вышеуказанных разделов;
- если оно является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные);
- если оно не содержит недостоверной информации
- если оно не содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержится не в полном объеме:
- если оно не содержит предложение (описание) хотя бы одного из вышеуказанных разделов;
- если оно не является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные);
- если оно содержит недостоверной информации
- если оно содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", не содержится:
- если оно не содержит предложение (описание) ни одного из вышеуказанных разделов.
Характеристика N2:
Контроль качества должен включать в себя:
- проверка документации с целью выявить и устранить ошибки, неточности в определении объема требуемых работ, различных недостатков;
- проверка соблюдения всех норм и требований при выполнении работ, предупреждение, обнаружение и устранение недостатков, выявленных в ходе работ.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержится в полном объеме:
- если оно содержит предложение (описание) всех вышеуказанных разделов;
- если оно является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные);
- если оно не содержит недостоверной информации
- если оно не содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержится не в полном объеме:
- если оно не содержит предложение (описание) хотя бы одного из вышеуказанных разделов;
- если оно не является конкретным и однозначным (не допускающим двусмысленного толкования и не содержащего следующие слова "должен", "должен быть", "вероятно", "возможно" и их производные);
- если оно содержит недостоверной информации
- если оно содержит информацию не относящейся к предмету закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", не содержится:
- если оно не содержит предложение (описание) ни одного из вышеуказанных разделов.".
Из описания предмета оценки невозможно получить ответы на следующие вопросы:
Обязательно ли для получения максимального балла предоставлять фрагменты будущего проекта и (или) отчета о научно-исследовательской работе, или, конкретным и соответствующим будет считаться предложение, содержащее иные имеющие значение для подготовки проекта сведения? Какие?
Следует отметить, что значительная часть данных, необходимых для подготовки предложения в части концепции анализа территории Республики Дагестан может либо вообще отсутствовать в открытых источниках, либо являться неактуальной (недостоверной) на дату размещения извещения и подготовки заявки. Однотипные данные могут быть размещены в разных открытых источниках и не соответствовать друг другу.
Следовательно, необходимые данные для подготовки корректного предложения могут быть получены только на основании официальных запросов в соответствующие органы (некоторые за плату), а также по итогам выполнения части работ по контракту (сбора исходных данных, анализа градостроительной ситуации, анализа современных нормативных требований к подготовке градостроительной документации, анализа существующего состояния территории, ее ресурсов в современной социально-экономической ситуации, выявления отраслевых предпосылок развития территории, выполнения научно-исследовательских работ и систематизации полученных результатов).
Из условий Порядка оценки не представляется возможным достоверно определить, какое именно описание последовательности, порядка, методов и способов выполнения работ будет расценено конкурсной комиссией как полное, конкретное и соответствующее объекту закупки.
Заказчиком не установлено однозначных правил, которые будут применяться конкурсной комиссией при признании соответствующими (полными и конкретными) или несоответствующим предложений.
Такой порядок оценки является субъективным, что не отвечает принципу определенности и однозначности, может повлечь необъективное присвоение баллов и позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов.
Установление субъективного порядка оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является нарушением статьи 7, пункта 11 части 1 статьи 42, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пунктов 22 и 23 Положения.
Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф08-3229/2023 по делу N А63-11792/2022:
"Отсутствие порядка присвоения баллов, отсутствие описания конкретных показателей по критерию "качественные характеристики", по которым комиссия оценивает предложения фактически предполагает присвоение таких баллов на усмотрении комиссии, что противоречит принципам, предусмотренным статьями 7 и 8 Закона о контрактной системе и пунктам 16, 17 Положения об оценке, на которых основывается проведение конкурса"..
"Суды _ правильно указали на отсутствие прозрачного порядка оценки, позволяющего объективно оценить предложение участника закупки, а также на то, что используемые заказчиком термины, определяющие присвоение баллов, являются субъективными, и оценка по такому показателю будет целиком зависеть от мнения членов конкурсной комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения контракта".
Данный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 декабря 2019 г. по делу N А44-4987/2018, постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 г. по делу N А44-1882/2020, а также в решениях территориальных управлений ФАС России (решение Дагестанского УФАС России от 07 мая 2024 г. N 005/06/106-630/2024 (закупка N 0303300080424000001), решения Краснодарского УФАС России от 12 сентября 2023 г. и от 29 сентября 2023 г. (закупка N 0318300028423000200), решение Ленинградского УФАС России от 18 сентября 2023 г., решение Ставропольского УФАС России от 28 сентября 2022 г. по делу N 026/06/106-1754/2022 (закупка N 0121300045722000151), решение Ставропольского УФАС России от 12 июля 2022 г. по делу N 026/06/105-1209/2022 (закупка N 0321100019422000074), по делу N 026/06/105-1201/2022 (закупка N 0321100019422000073), решения Ленинградского УФАС России от 11 июля 2022 г. по делу N 047/06/99-1972/2022 (закупка N 0145200000422000864), по делу N 047/06/99-1973/2022 (закупка N 0145200000422000865); решение Краснодарского УФАС России от 19 мая 2022 г. N 334/2022 по делу N 023/06/99-1906/2022 (закупка N 0318300008822000217), решение Астраханского УФАС России от 29 марта 2022 г. N 030/06/42-363/2022 (закупка N 0325200006722000008), решение Кабардино-Балкарского УФАС России от 28 марта 2022 г. по делу N 007/06/42-192/2022 (закупка N 0304100007622000005)) и др.
Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки обязан установить полный перечень качественных характеристик объекта закупки.
Оценка заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должна быть направлена на установление соответствия тем характеристикам, которые указаны в описании объекта закупки.
Предлагаемые участником закупки технологии, последовательность, порядок и способы выполнения работ, указанных в описании объекта закупки, должны соответствовать требованиям к выполнению работ, указанным в описании объекта закупки, проекте контракта, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации, установленным к таким работам.
В соответствии с пунктом 16 Положения по данному критерию могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: качественные характеристики объекта закупки; функциональные характеристики объекта закупки; экологические характеристики объекта закупки.
Однако, в данном случае предмет оценки не отражает качественные характеристики объекта настоящей закупки, подлежащие оценке.
По существу детализирующий показатель оценки связан с процессом выполнения работ по контракту, системой принципов деятельности организации (в том числе по контролю качества), а не с качественными характеристиками объекта закупки, что не соответствует пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункту 16 Положения.
Более того, описание методов и последовательности выполнения работ, наличие (отсутствие) развернутых комментариев к вполне конкретно определенному заказчиком описанию объекта закупки не могут являться предметом оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки".
Выводы о том, что описание методологии, последовательности выполнения работ не может являться предметом оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки" содержатся в решениях Иркутского УФАС России от 21 ноября 2022 г., Новгородского УФАС России от 14 ноября 2022 г. N 81, Ставропольского УФАС России от 16 июня 2022 г. по делу N 026/06/42-1013/2022, Кабардино-Балкарского УФАС России от 19 июня 2023 г. по делу N 007/06/42-516/2023, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф08-3229/2023 по делу N А63-11792/2022, решении Ленинградского УФАС России от 18 сентября 2023 г. по делу по делу N 047/06/42-2792/2023.
Так, в решении Ленинградского УФАС России от 18 сентября 2023 г. по делу N 047/06/42-2792/2023 отмечено, что "анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки".
Учитывая вышеизложенное, просим исключить из порядка оценки критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" к оценке принимается "исполненные контракты (договоры), предмет которых сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (подпункт "в" пункт 28 Постановление Правительства РФ N 2604). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Сопоставимым с предметом контракта являются исполненные контракты (договоры), предусматривающие: выполнение работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования, а также научно-исследовательских работ в области градостроительного проектирования.".
Установленный таким образом порядок оценки не соответствует подпункту "в" пункта 28 Положения об оценке, согласно которому предмет оцениваемого договора должен быть сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам проводимой закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта нормативов градостроительного проектирования.
При этом формулировка "также научно-исследовательских работ в области градостроительного проектирования" носит более широкое значение и может включать в себя не только работы по подготовке нормативов градостроительного проектирования, но и работы по подготовке иных видов градостроительной документации, что противоречит требованиям Положения.
О необходимости учета специфики проводимой закупки при формировании порядка оценки указано в письмах ФАС России от 07 февраля 2023 г. N ПИ/8371/23 и от 01 июня 2023 г. N ПИ/43159/23, а также в постановлении Арбитражного суда кассационной инстанции от 02 февраля 2016 г. Ф06-4967/2015 по делу N А55-6069/2015.
С учетом особенностей объекта закупки оцениваться по детализирующим показателям опыта участников в данном случае могут только исполненные контракты (договоры), предусматривающие: выполнение работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования, а также научно-исследовательских работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования.
Учитывая вышеизложенное, просим скорректировать условия порядка оценки по предмету договоров (контрактов), принимаемых к оценке".
Заказчиком размещен следующий ответ: "Добрый день!
Уважаемый участник закупки! Просим конкретизировать вопросы, касающиеся положений извещения о закупке".
По мнению Комиссии Заказчиком не дан ответ на запрос о даче разъяснений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Уполномоченным органом, Заказчиком ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе и об обоснованности жалобы Заявителя.
При этом Комиссия отмечает, что ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе предполагает, что потенциальный участник закупки в случае не ясности положений извещения о проведении закупки подает запрос о даче разъяснений соответствующих положений извещения об осуществлении закупки.
Комиссией также установлено, что Заявитель принял участие в Конкурсе, его заявка признана соответствующей.
С учетом всех обстоятельств по мнению Комиссии, в рассматриваемом случае, выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 24 июля 2024 г. N 005/06/106-1102/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024