Резолютивная часть решения оглашена 24.07.2024
В полном объеме решение изготовлено 29.07.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Спортивный комплекс "Лидер" г. Челябинска о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АРС", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "АРС", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона 23-102560Э Капитальный ремонт зрительных трибун стадиона по адресу: г.Челябинск, ул.Копейское шоссе, 43-а (извещение N 0169300000123001636) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального бюджетного учреждения "Спортивный комплекс "Лидер" г. Челябинска (далее - Заказчик): директора Сидорова П.М., действующего на основании приказ N 5/60 от 14.01.2019 и выписки из ЕГРЮЛ;
- представителя ООО "АРС": Восканяна А.М., действующего на основании доверенности N 6 от 23.07.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АРС".
Согласно представленным документам, 01.12.2023 заказчик и ООО "АРС" заключили по итогам проведения аукциона контракт N 23-102560Э на выполнение работ по капитальному ремонту зрительных трибун стадиона по адресу: г.Челябинск, ул.Копейское шоссе, 43-а (извещение N 0169300000123001636) по цене 20 141 945,16 рублей.
Как следует из обращения заказчика, Обществом 03.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по основаниям, предусмотренным для расторжения договора подряда.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком на основании части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в антимонопольный орган 17.07.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта N 23-102560Э контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, в порядке, установленном ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12.3 контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность исполнителя расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Обществом 03.07.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 03.07.2024 указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Заказчиком 03.07.2024 16:40 (МСК).
В этой связи, датой надлежащего уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом является 03.07.2024, а контракт расторгнут 16.07.2024.
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Заказчиком.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "АРС" 01.12.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт N 23-102560Э на выполнение работ по капитальному ремонту зрительных трибун стадиона (реестровый номер в ЕИС N 3744908594023000006) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и Сметой контракта (Приложение N2 к Контракту) на условиях, в порядке и в сроки, определяемые сторонами в настоящем Контракте, Подрядчик обязуется выполнить следующие работы: Капитальный ремонт зрительных трибун стадиона по адресу: г. Челябинск, ул. Копейское шоссе, 43-а.
Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) предусмотрено. что Перечень, характеристики, технические параметры материалов и оборудования, а также объем выполняемых работ указаны в настоящем техническом задании, проектно-сметной документации (Приложение N1 к Техническому заданию) и рабочей документации (графический материал) (Приложение N2 к Техническому заданию), являющихся неотъемлемой частью прилагаемого технического задания.
Согласно пункту 3 Технического задания работы по капитальному ремонту зрительных трибун стадиона включают в себя: демонтажные работы; устройство фундамента навеса над трибунами; восстановление нижнего ряда трибун; устройство навеса над трибунами; устройство ограждения трибун; устройство зоны ММГН; отделочные работы; установка сидений; устройство покрытия из тротуарной плитки между трибунами и беговыми дорожками.
Частью 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В силу части 1 статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В соответствии с частью 1 статьей 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Согласно части 2 статьи 719 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 2.1 контракта предусмотрен срок начала работ: 08.04.2024, а также срок окончания работ: 09.08.2024.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрены обязанности Подрядчика:
3.1.1. Выполнить все работы с надлежащим качеством в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и сметы контракта (Приложение N 2 к Контракту), в объеме, предусмотренном настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать результат выполненных работ Заказчику в установленный настоящим контрактом срок.
3.1.2. Завести "Журнал контроля за производством работ и их приемкой" и по требованию Заказчика предъявлять его для записи замечаний.
3.1.3. Выполнить работы из своих материалов, своими средствами, своими силами или силами привлеченных организаций. Материалы, из которых выполняются работы в соответствии с настоящим контрактом, должны соответствовать техническим характеристикам согласно технического задания (Приложение N 1 к Контракту), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта.
3.1.4. Немедленно в письменной форме известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
а) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
б) иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
3.1.5. Устранить за свой счет недостатки и дефекты, выявленные в ходе выполнения работ, при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, в сроки, установленные соглашением Заказчика и Подрядчика, а если срок не определен, то в течение 3 (трех) дней с момента получения письменного извещения (требования) Заказчика об устранении недостатков.
3.1.6. Обеспечить на месте выполнения работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной и промышленной безопасности, промышленной санитарии, охране окружающей среды, соблюдения техники безопасности по эксплуатации электрооборудования, техники и механизмов.
3.1.7. Вывезти в день окончания работ, принадлежащие Подрядчику: оборудование, инвентарь, инструменты, материалы и строительный мусор, а также произвести уборку помещений и территории.
3.1.8. Нести риск случайной гибели или случайного повреждения результата работы, а также материалов и оборудования, применяемых при выполнении работ, до приемки работ Заказчиком.
3.1.9. Подрядчик вправе, для выполнения определенного объема работ, привлекать субподрядные организации. Привлечение субподрядных организаций не влечет за собой изменения стоимости и объемов работ по настоящему Контракту. В случае привлечения Подрядчиком к выполнению работ субподрядных организаций, Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками.
3.1.10. Обеспечить выполнение работ на объекте лично или лицом, имеющим лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов l-lV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" и Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с видом работ: Транспортирование отходов lV класса опасности (Код по ФККО: 8 90 000 01 72 4).
В случае привлечения к выполнению работ субподрядчиков Подрядчик должен предоставить документы или их копии (договоры, соглашения, иные документы) с организацией(-ями), имеющей(-ими) лицензию на выполнение требуемых видов работ и документы, подтверждающие наличие у данной(-ых) организации(-ий) наличие такой лицензии (выписку (копию выписки) из реестра лицензий со статусом лицензии "действующая")" либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении.
Пунктом 4.6.2 контракта предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от общей стоимости работ по контракту, в сумме 6 042 583 рублей.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, а также пояснений сторон на заседании Комиссии, авансовый платеж в сумме 6 042 583,00 рублей осуществлен Заказчиком платежным поручением N 669275 от 25.12.2023.
Согласно пункту 5.3 контракта Подрядчик не позднее 3 (Трех) рабочих дней с момента завершения выполнения работ формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать, в том числе, наименование выполненной работы; информацию об объеме выполненной работы; стоимость исполненных Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, с указанием цены за единицу выполненной работы; иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.5 контракта предусмотрено, что датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
Из пояснений представителей Подрядчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.07.2024 следует, что, данное решение принято Обществом на основании статьи 451 ГК РФ, в связи с "существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, выразившемся в удорожании стоимости материалов, необходимых при выполнении работ".
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 3.6.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, а также за правильностью использования Подрядчиком материалов Заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
В этой связи, при исполнении контракта Заказчиком привлечена организация, осуществляющая функцию Заказчика по строительному контролю, имеющая право на осуществление соответствующего вида деятельности - ООО "Авангард Плюс".
Согласно акту приема передачи от 06.12.2023 Заказчик передал Подрядчику строительную площадку и площадку для хранения материалов, расположенные по адресу: г.Челябинск, ул.Копейское шоссе, 43-а. Также данным актом Заказчик передал Подрядчику комплект документации (в том числе проектную и рабочую документации, технические отчеты по результатам инженерно-геологических изысканий), а Подрядчик подтвердил комплектность этих документов.
Как следует из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии, Общество к выполнению работ по контракту в срок, предусмотренный пунктом 2.1 контракта, не приступило.
В этой связи, Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 17 от 30.05.2024, с извещением о получении от ООО "Авнгард-плюс" письма-уведомления об отставании Общества от графика производства работ по демонтажным и бетонным работам, с требованием указать причины и предоставить план по устранению отставания и проект производства работ (далее - ППР).
Из пояснений представителей сторон на заседании Комиссии следует, что 20.06.2024 и 01.07.2024 по вопросу исполнения обязательств по контракту проводились совещания с участием представителей Заказчика, Подрядчика и представителей Управления по физической культуре, спорту и туризму г. Челябинска.
По результатам данных совещаний Заказчиком от Подрядчика получен график производства работ, со сроком завершения всех работ по контракту в полном объеме до 09.08.2024.
Вместе с тем, 03.07.2024 Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с удорожанием стоимости материалов, используемых при производстве работ по контракту.
На Комиссии представитель Общества пояснил, что по его мнению, необходимость приобретения материалов ООО "Авангард", являющегося проектировщиком раздела "Навесы" рабочей документации, следует из содержания рабочей документации по проекту.
Доказательства данных доводов Комиссии не представлены.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Подрядчик к работам, предусмотренным условиями контракта, не приступил, по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы по контракту не выполнялись.
При этом, причины, которые ООО "АРС" указывает в обоснование своей позиции о невозможности исполнения контракта, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Из части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. N 3352/12 (по делу N А40-25926/2011-13-230) юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности (определяемой, как исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах) и непредотвратимости. При этом, чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в таком качестве любого жизненного факта, и отличие чрезвычайности от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из указанного следует, что рост цен на продукцию, необходимую для выполнения работ по ремонту ограждения, является предпринимательскими рисками подрядчика и не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает его от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.
Кроме того, действия, совершенные обществом по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не обоснованы, так как повышение цен на строительные материалы не может расцениваться в качестве обстоятельств, которые влияют на годность или прочность результатов выполняемой работы, которые заказчик обязан устранить.
Антимонопольный орган отмечает, что Обществом в материалы дела не представлены доказательства объективной невозможности приобретения материалов в декабре 2023 года, после получения 25.12.2023 авансового платежа по контракту от Заказчика в сумме 6 042 583,00 рублей.
С учтеом изложенного, ООО "АРС" не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств, в том числе сведения о наличии у хозяйствующего субъекта переговоров либо договорных взаимоотношений с поставщиками материла, необходимого для выполнения работ по контракту, на момент участия в закупке, а также о стоимости указанной продукции как на момент проведения аукциона, так и на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком, что также не позволяет сделать вывод о существенном изменении обстоятельств, которые подрядчик не мог предвидеть на момент заключения договора.
Кроме того, в соответствии Техническим заданием, в процессе производства работ лицо, осуществляющее строительство, осуществляет ведение исполнительной документации.
Также Техническим заданием предусмотрено, что в состав исполнительной документации, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.05.2023 N 344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", также включаются документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, текстовые и графические материалы (акты освидетельствования скрытых работ, комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица).
Из указанного следует, что в рамках исполнения контракта подготовку исполнителньой документации, в том числе, проектных решений, осуществляет Подрядчик.
Вместе с тем, доказательства подготовки проектных решений Подрядчиком, также, как и представления их на согласование Заказчику, Обществом в материалы дела не представлены.
Подрядчиком не возвращены денежные средства, полученные им от Заказчика в качестве оплаты аванса по контракту, в сумме 6 042 583 рублей.
Представленный Обществом на заседании Комиссии в качестве доказательства совершения мероприятий по поиску необходимых материалов, договор N 81/24 от 24.05.2024, не содержит подписи Поставщика.
Доказательства оплаты по счетам N 144 от 29.05.2024 и N 145 от 29.05.2024 в материалы дела Обществом не представлены.
Из пояснений Подрядчика следует, что сумма выполненных им работ по контракту составляет 3 568 202,11 рублей.
Вместе с тем, данный факт оценить не представляется возможным, поскольку Обществом, в нарушение пункта 5.3 контракта, не осуществлено размещение документов о приемке в ЕИС.
Данные обстоятельства в совокупности подтверждают отсутствие намерения и воли ООО "АРС" исполнить контракт, то есть недобросовестность поведения хозяйствующего субъекта.
Комиссия отмечает, что объект, на котором осуществляются работы по контракту, является социально значимым, требующим повышенной ответственности при осуществлении работ, предусмотренных условиями контракта.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АРС", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду недобросовестности в действиях общества.
Учитывая изложенное в совокупности, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО "АРС", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением "Спортивный комплекс "Лидер" г. Челябинска, об Обществе с ограниченной ответственностью "АРС" (ИНН/КПП 7453140464 / 744801001, ОГРН 1047424555749, 454008, г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 26а, оф. 15), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением "Спортивный комплекс "Лидер" г. Челябинска, об участнике и директоре ООО ""АРС" Восканяне Мгере Арамаисовиче (ИНН 743500763681), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июля 2024 г. N 074/10/104-1611/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2024