Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области" (далее - ФГБУ "Управление "Омскмелиоводхоз", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" (далее - ООО "ЕвроТехСтрой", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 3 от 11.07.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Противопаводковые мероприятия" (извещение N 0352100014522000003) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заказчика - Воробьева Вячеслава Сергеевича, временно исполняющего обязанности директора, Козловского Германа Константиновича (доверенность от 15.02.2024),
подрядчика - Солгаловой Ксении Борисовны, генерального директора, Клевакина Сергея Никитича (доверенность от 05.08.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 30.07.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 6955-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 20.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 10438500 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2022 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником, подавшим такую единственную заявку (ООО "ЕвроТехСтрой").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 11.07.2022 между заказчиком и обществом был заключен контракт с ценой 10438500 руб.
01.12.2022 учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 1120) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а именно невыполнением в полном объеме работ (размещено на официальном сайте ЕИС 06.12.2022).
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 19.12.2022, информация о расторжении контракта 21.12.2022 размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
01.03.2024 решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-22821/2022 в удовлетворении требований ООО "ЕвроТехСтрой" о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 решение Арбитражного суда Омской области от 01.03.2024 по делу N А46-22821/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба заказчика - без удовлетворения.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по проведению противопаводковых мероприятий".
Местом выполнения работ в силу пункта 1.2 контракта являлось: Омская область, Омский район, пос. Ачаирский, 4 км, южнее пос. Ачаирский.
На основании пункта 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные контрактом, на свой риск, собственными и привлеченными силами и средствами, в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к контракту) и иными условиями контракта.
В соответствии с пунктом 3 описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) противопаводковые мероприятия включали следующие операции:
- водолазное обследование дна акватории в речных условиях;
- разработка грунта из-под воды в баржи плавучими кранами с грейферами;
- разработка грунта под водой водолазами с помощью грунтососов с одновременным рыхлением его гидромонитором в речных условиях.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Разделом "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта" извещения о проведении электронного аукциона было определено, что начало выполнения работ приходится на момент заключения контракта, окончание выполнения работ - 30.11.2022.
Этапы и сроки выполнения работ в силу пункта 1.4 контракта определяются в соответствии с Графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2 к контракту).
Сроки выполнения работ (пункт 3.1 контракта):
начало: с даты заключения контракта.
окончание: не позднее 30 ноября 2022 г.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта сроки выполнения работ указаны в Графике выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
Согласно графику выполнения работ работы подлежали выполнению в период с августа по ноябрь 2022 года.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 9.5 контракта также содержалось право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта также в следующих случаях:
- нарушения подрядчиком сроков выполнения работ;
- невыполнения подрядчиком требований, предъявляемых действующим законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим работы по предмету контракта;
- несоответствия результата выполненных работ требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоответствия результата выполненных работ требованиям, предусмотренным в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к контракту).
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое учреждением 01.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.12.2022 в 08:02 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1550404638822000014) признается 06.12.2022 в 08:02 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "ЕвроТехСтрой" в период с 07.12.2022 по 16.12.2022 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок размещена на официальном сайте ЕИС 31.07.2024.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки было назначено на 06.08.2024 в 11 час. 20 мин.
В связи с необходимостью предоставления сторонами дополнительных доказательств заседание Комиссии было отложено на 17 час. 00 мин. того же дня.
Кроме того, Омским УФАС России направлено (исх. N ЗА/4460/24) предложение о представлении в срок не позднее 02.08.2024:
- заказчиком всей имеющейся переписки с ООО "ЕвроТехСтрой" и документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- обществом письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр, а также доказательств принятия мер для надлежащего исполнения контракта.
В настоящем случае Комиссия учитывает, что в рамках своих полномочий антимонопольный орган не может подменять суд, в том числе разрешать гражданско-правовой спор между сторонами*(1).
Фактические обстоятельства дела установлены судами по делу N А46-22821/2022, иному толкованию со стороны Комиссии подвергнуты быть не могут.
Таким образом, установленные судами первой и апелляционной инстанций по делу N А46-22821/2022 обстоятельства, а также материалы дела, представленные сторонами в Омское УФАС России, свидетельствуют о следующем.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято ФГБУ "Управление "Омскмелиоводхоз" ввиду истечения срока выполнения работ и того обстоятельства, что работы выполнены подрядчиком не в полном объеме. При этом учреждение неоднократно указывало обществу на необходимость соблюдения сроков выполнения работ.
При этом нормами действующего гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок и условиями заключенного контракта заказчику предоставлено законное право отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта при наличии соответствующих условий.
Как было установлено судами, работы в полном объеме по контракту подрядчиком выполнены не были, что сторонами не оспаривалось (в том числе по причине невозможности работы водолазов; общество дополнительно указывало на приостановление работ и необходимость выполнения дополнительных работ, от которых заказчик отказался).
Так, не в полном объеме были выполнены работы по выемке грунта, проектная отметка грунта достигнута не по всей площади производства работ (работы начаты осенью 2022 года, что не соответствует графику).
Основные работы по выемке грунта должны были быть завершены в первой декаде сентября 2022 года, в то время как ООО "ЕвроТехСтрой" приступило к их исполнению лишь в октябре 2022 года, допустив неоднократное нарушение условий контракта о сроке выполнения работ, несмотря на указания заказчика.
При этом остались работы, которые объективно могли быть выполнены (так как аналогичные работы уже выполнялись) до возникновения препятствий, связанных с дополнительными работами и водолазами (то есть выемка грунта).
Таким образом, судами было констатировано наличие у заказчика права на совершение одностороннего отказа от контракта по причине нарушения его условий со стороны подрядчика.
По смыслу Федерального закона о контрактной системе ведение Реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
В связи с указанным принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое признано судами законным, не является безусловным основанием для включения информации о подрядчике в Реестр, поскольку антимонопольным органом также должен быть установлен факт недобросовестного поведения общества при исполнении контракта (данные выводы соответствуют судебной практике по делу N А75-4084/2019).
Комиссией учтено, что в судебных актах отсутствует указание на существенное нарушение подрядчиком условий контракта.
В частности, судом обращено внимание на фактически совершенные ООО "ЕвроТехСтрой" действия по согласованию дополнительных условий, запросе толкования условий договора, запросе о совместном обследовании, о наличии препятствий, делающих невозможным выполнение работ, неоднократных запросах к ФГБУ "Управление "Омскмелиоводхоз" об оказании содействия и игнорирование заказчиком обращений подрядчика.
Так, например, в письме от 20.10.2022 N 89/22 ООО "ЕвроТехСтрой" ссылалось на необходимость перекрытия доступа воды в аванкамеру ввиду невозможности выполнения работ с привлечением водолазов, в связи с чем заявляло о приостановлении производства работ.
Сам по себе факт приостановления работ, по мнению судов, не имел значения для настоящего дела ввиду изложенного выше.
Между тем обществом в данной части заявлены разумные опасения.
Так, приказом Минтруда России от 17.12.2020 N 922н утверждены Правила по охране труда при проведении водолазных работ, пункты 348, 351, 354, 371 и иные предписывают недопустимость выполнения работы с открытым приемом воды на водозаборных сооружениях.
На ООО "ЕвроТехСтрой", в свою очередь, возложено обеспечить соблюдение требований к безопасности выполняемых работ (на что было указано еще заказчиком в описании объекта закупки - пункты 5.1, 5.2).
При этом контрактом не предусмотрено производство работ по разработке грунта под водой водолазами с помощью грунтососов с одновременным рыхлением его гидромонитором в условиях постоянного доступа воды.
Более того, при натурном осмотре места работ в аванкамере были установлены задвижки, однако, они находятся в нерабочем состоянии.
В качестве мер для обхода данного обстоятельства ООО "ЕвроТехСтрой" предложено выполнить дополнительные работы, на что учреждение ответило согласием, впоследствии отказало в согласовании (например, в письме от 30.11.2022 N 1117) и заняло позицию об отсутствии необходимости в выполнении дополнительного вида работ.
Привлечение водолазов и указанные обстоятельства подтверждаются договором между обществом и ИП Климиной И.Н., актом обследования от 07.11.2022.
Из данных обстоятельств суды пришли к выводам о том, что заказчиком не было обеспечено должное содействие в порядке условий контракта и статьи 718 ГК РФ.
Исследуя данные обстоятельства и фактически совершенные как обществом, так и учреждением действия для достижения цели контракта, что должно быть в интересах сторон, судами отмечено, что в случае надлежащего и своевременно содействия заказчика результат контракта, вероятнее всего, был бы достигнут, а запланированный объем работ выполнен в полном объеме, несмотря на наличие просрочки в действиях подрядчика, в связи с чем соответствующие риски не должны ложиться на подрядчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае невозможно сделать однозначный вывод о наличии в действиях общества недобросовестности и уклонения от исполнения контракта, принимая во внимание судебные акты по делу N А46-22821/2022, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" не подлежит включению в Реестр.
Комиссией также в рамках рассмотрения настоящего дела было установлено, что обращение о включении информации о подрядчике в Реестр было направлено ФГБУ "Управление "Омскмелиоводхоз" в адрес Омского УФАС России только 30.07.2024, что вступает в противоречие с положениями части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, согласно которым такое обращение подлежит направлению в течение двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку на основании части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, Комиссией принято решение материалы настоящего дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России не передавать.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" (646530, Омская область, м.р-н Тарский, г.п. Тарское, г. Тара, ул. Елецкого, д. 28, стр. 1, офис 11), ИНН 5506222889, КПП 553501001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" Солгаловой Ксении Борисовне, ИНН 550723183619;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "ЕвроТехСтрой" (размер доли (в процентах) - 100 % Солгалове Павле Николаевиче, ИНН 550615654892.
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области" нарушение части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина |
-------------------------------------------
*(1) См. определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 301-КГ17-341 по делу N А79-2181/2016, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 августа 2024 г. N 055/10/104-808/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024