Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Стратегии социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия)
до 2032 года с целевым
видением до 2050 года
Пространственное развитие
Республики Саха (Якутия)
В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют районы, объединенные в экономические зоны - Центральную, Западную, Восточную, Южную и Арктическую, отличающиеся общностью транспортной и энергетической инфраструктуры, специализацией хозяйства, схожестью природно-климатических условий.
Центральная экономическая зона представлена городом Якутском, поселком Жатай, Амгинским, Горным, Кобяйским, Мегино-Кангаласским, Намским, Таттинским, Усть-Алданским, Хангаласским и Чурапчинским муниципальными районами. Центральная Якутия, где проживает 54 процента населения республики, наиболее инфраструктурно обустроенная территория с диверсифицированной экономикой. Отрасли специализации: финансовая деятельность, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; образование, государственное управление; здравоохранение; агропромышленный комплекс, туризм и другие.
Западная экономическая зона с численностью 23,9 процента населения республики, куда входят Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский и Сунтарский районы, характеризуется как центр алмазодобычи, нефтегазодобычи с развитыми лесопереработкой и агропромышленным производством. Отрасли специализации: добыча полезных ископаемых, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Западная экономическая зона является весьма неоднородной территорией. В рамках зоны ведущими промышленными центрами являются Мирнинский и Ленский районы; при этом выделяется вилюйская группа районов (Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский и Сунтарский). Эти районы, помимо единой транспортной артерии - федеральной автодороги "Вилюй" и реки Вилюй, связаны более плотными хозяйственными связями в области газоснабжения, обеспечения медицинской помощью, поставок продовольственной продукции. При этом по уровню социально-экономического развития вилюйская группа районов значительно уступает Мирнинскому и Ленскому районам.
Восточная экономическая зона включает в себя Томпонский, Усть-Майский и Оймяконский улусы (районы) (3,1 процента населения республики). Конкурентные преимущества заключаются в наличии крупных месторождений полезных ископаемых: Нежданинское месторождение золота, Верхне-Менкеченское серебро-полиметаллическое месторождение, Агылкинское медно-вольфрамовое месторождение со значительными запасами серебра.
На территории Южной экономической зоны, включающей Нерюнгринский и Алданский районы (12 процентов населения республики), активно разрабатываются месторождения золота и угля. Доля промышленности в экономике Южной Якутии достигает 85 процентов. Ключевую роль в экономическом развитии Южной Якутии играет круглогодичная транспортная доступность, обеспечивающая постоянную надежную связь с другими регионами страны и создающая условия для освоения ресурсов макрорайона. Отрасли специализации: добыча угля, золота, транспорт; производство и распределение электроэнергии; обрабатывающие производства; строительство.
Арктическая зона Республики Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский улусы (районы) занимает 52,2 процента площади территории республики, на которой проживает 7,1 процента населения республики. Арктическая зона является самой малоосвоенной, труднодоступной, отдаленной и ресурсоемкой зоной республики, где преобладают традиционные формы природопользования (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, добыча мамонтовой кости). Перспективы развития Арктической зоны связаны с формированием Северо-Якутской опорной зоны, реализацией крупных инвестиционных проектов по добыче полезных ископаемых, развитием Северного морского пути.
Основные вызовы пространственного развития:
значительное внутреннее разнообразие пространства и территориальная разобщенность экономических зон;
изолированность, за исключением южной части, от транспортной системы России препятствует реализации экономического потенциала;
слабая инфраструктурная обустроенность территории, обусловливающая значительные экономические потери;
стихийное изменение системы расселения под влиянием рыночных факторов и растущая агломерационная роль столицы республики - города Якутска;
преобладание минерально-сырьевых центров экономического роста;
сохраняющаяся межрайонная дифференциация уровня социально-экономического развития;
значительное число малочисленных и удаленных населенных пунктов с ограниченными потенциалом экономического развития и приложением занятости населения;
широкий спектр хозяйственных и управленческих рисков, связанных с климатическими изменениями;
возрастающая антропогенная нагрузка на природную среду;
необходимость расширения применения новых технологий для решения традиционных проблем пространственного развития.
Достижение нового качества центров экономического роста
Диверсифицированная Якутская городская агломерация
Якутская городская агломерация - региональный диверсифицированный центр роста. Включает в себя городской округ Якутск, прилегающие к нему городские поселения поселок Жатай и поселок Нижний Бестях.
Перспективные отрасли специализации: распределительные и профессиональные услуги; обрабатывающее производство внутрирегионального, межрегионального и национального значения: транспортно-логистические услуги, научно-образовательная деятельность, туризм и рекреация, производство продукции информационных (цифровых) технологий, ал мазогранильное и ювелирное производство, здравоохранение, производство пищевой продукции, производство строительных материалов, торговля, финансовая деятельность.
Агломерационный эффект будет проявляться в радиусе часовой-полуторачасовой транспортной доступности от города Якутска, что станет важным фактором размещения для многих видов промышленной, сервисной, аграрной деятельности.
Особенности социальной, научной и культурной инфраструктуры города сформируют систему взаимодействия бизнеса, инфраструктуры, творческой части населения и власти как источника "креативной экономики", включая информационные технологии и инновации (дизайн, компьютерное программирование, ИТ и так далее), искусство и культуру (кино, исполнительское искусство, ремесла, производство ювелирных изделий, литература, архитектура, мода и другое), медиа и коммуникации (издательское дело, телевидение, радио, реклама, связи с общественностью и так далее), туризм и внедрение "зеленых" технологий для сохранения экосистемы.
Получит дальнейшее развитие научно-образовательный центр современной, комплексной, непрерывной и интегрированной системы образования, концентрирующий в себе генерацию опережающих требований к содержанию и качеству образовательного процесса.
Получит развитие туризм в связи с ростом интереса к уникальным природным объектам, туристическим маршрутам и продуктам событийного, культурно-этнографического, экстремального, спортивного туризма.
Запланировано создание Всемирного центра мамонта в целях обеспечения сохранности и изучения уникальных бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, а также позиционирования Республики Саха (Якутия) как мирового центра научного и коммерческого использования бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны.
В перспективе Якутская городская агломерация усилится в статусе опорного центра высокотехнологичной медицинской помощи межрегионального значения, источника квалифицированных знаний, доступ к которым посредством роботизации и дистанционных технологий будет иметь каждый житель республики.
Якутский транспортно-логистический узел (ЯТЛУ) с ядром в городе Якутске включает три федеральные автомобильные дороги, пять региональных автомобильных дорог, железнодорожную линию "Беркакит - Томмот - Якутск", мостовой переход через реку Лену, международный аэропорт "Якутск", Якутский речной порт, Жатайскую судоверфь, Транспортно-логистический центр в поселке Нижний Бестях. ЯТЛУ станет центральным звеном в формировании всесезонной опорной транспортной сети республики, основной перевалочной базой для доставки грузов в арктические и восточные районы республики, концентрирующей и перераспределяющей потоки межрегионального и международного товарно-транспортного обмена.
Инфраструктурная связность территорий государства является важным фактором обеспечения национальной безопасности. Геостратегические приоритеты России с возрастанием глобальной значимости Арктики должны ускорить создание единого экономического пространства.
Строительство мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска и автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" от города Якутска до населенного пункта Верхнемарково (Иркутская область) позволит создать значительную часть Северного широтного пояса России, стержнем которого станет сквозная магистраль, связывающая Восточную Сибирь через территорию Якутии с Магаданской областью, к портам Охотского моря.
Рост численности населения Якутской агломерации потребует ускоренного строительства объектов социальной сферы в среднесрочной перспективе, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Строительство объектов в Якутской городской агломерации позволит значительно увеличить объемы производства строительных материалов, использующих общераспространенные полезные ископаемые Хангаласского улуса (района). Будут развиваться и тиражироваться энергоэффективные технологии домостроительства в условиях вечной мерзлоты на основе местных сырьевых ресурсов.
Растущий спрос со стороны Якутской городской агломерации позитивно отразится на экономическом развитии Намского, Хангаласского, Горного и Кобяйского улусов (районов). Планируется максимально использовать потенциал этих районов, в первую очередь в создании современной сельскохозяйственной специализации по овощам, молочному и мясному скотоводству. Продовольственное обеспечение агломерации сформируется за счет создания агропояса, включающего сельские территории городского округа и улусы, расположенные в пределах полуторачасовой автотранспортной доступности. Газификация группы заречных районов Центральной Якутии, развитие сети дорожного сообщения приведет к расширению зоны агломерированного развития и расширению объемов сельскохозяйственной кооперации, интенсивному развитию пищевого производства и биофармпрепаратов для внутреннего потребления.
В целях успешного выполнения агломерационной функции города Якутска необходима рационализация внутренней планировки города и прилегающих населенных пунктов.
Развитие существующих сырьевых центров
Западная экономическая зона - центр экономического роста Западной Якутии, включающий Мирнинский, Сунтарский, Нюрбинский районы.
Перспективные отрасли специализации: добыча полезных ископаемых (алмазного сырья, нефти, газа и в перспективе - лития, цеолита, солей, бурого угля); производство минеральной воды; сельское хозяйство для внутреннего потребления.
Для развития креативной индустрии, особенно в сельской местности, будет создана современная инфраструктура для стимулирования и развития бизнес-ориентированных культурных проектов и поддержки инновационной деятельности.
Сформированный в Западной экономической зоне центр алмазодобычи с прогнозным потенциалом перспективных территорий, оценивающимся в 2,3 млрд карат, открывает возможности развития Мирнинской комплексной зоны с центром в городе Мирном.
Для центра характерны высокие темпы экономического роста, наличие развитой системы поселений, жилищной и социальной инфраструктуры и рисков, связанных с ограничениями по развитию трудового, социального и инфраструктурного потенциала территории.
Перспективное развитие Мирнинской комплексной зоны предполагает развитие социальной, жилищной, коммунальной, информационной и транспортной инфраструктуры республиканского значения для обеспечения потребностей населения Западной Якутии по мощности и качеству, не уступающим Якутской городской агломерации.
Будет обеспечена доступность высокотехнологичной медицинской помощи и качественного высшего образования.
Получит развитие промышленность строительных материалов в городах Мирном, Удачном и поселке Айхал, планируется формирование и развитие туристического комплекса "Алмазное Приполярье". Предусмотрено развитие Кемпендяйского минерально-сырьевого кластера на базе освоения месторождений угля, соли, цеолитов и организация производства товаров и услуг в Сунтарском районе.
Будет изучена возможность размещения центра обработки данных в Мирнинском районе.
Будет прорабатываться проект добычи лития на алмазных месторождениях в городе Удачном Мирнинского района на основе использования дренажных рассолов Удачнинского ГОКа.
В зону влияния Мирнинской комплексной зоны будет интегрирована экономика вилюйской группы улусов: Сунтарского, Нюрбинского, Верхневилюйского и Вилюйского, арктических улусов (районов): Оленекского эвенкийского национального и Анабарского национального (долгано-эвенкийского). Ожидается интенсивное развитие агропромышленного комплекса, организация производства, переработки и закупок сельскохозяйственной и промысловой продукции всех муниципальных районов.
Для обеспечения межрайонной и региональной транспортной доступности в качестве основных инфраструктурных проектов планируется строительство нового аэропорта в городе Мирном, реконструкция аэропортовой сети и развитие малой авиации, строительство автодорог "Вилюй" и "Анабар", ремонт мостовых переходов. Продолжится обеспечение высокоскоростными коммуникациями населенных пунктов Западной Якутии.
Демографическая политика в отношении Мирнинской комплексной зоны будет направлена на закрепление населения, в том числе посредством стимулирования трудовой мобильности из сельской местности на промышленные территории на основе создания условий для ускоренного строительства благоустроенного жилья и объектов социальной сферы, реконструкции коммунального хозяйства на принципах государственно-частного партнерства, содействия развитию товарного производства агропромышленного комплекса, сохранения и восстановления природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения, повышения надежности энергоснабжения, повышения транспортной доступности населенных пунктов, развития сферы услуг и торговли.
Ленский промышленно-инфраструктурный узел - центр экономического роста Западной Якутии, транспортный узел, минерально-сырьевой центр. Включает в себя территорию Ленского района с центром в городе Ленске, поселки Пеледуй, Витим, сельскохозяйственные территории.
Перспективные отрасли специализации: добыча полезных ископаемых (добыча нефти, природного газа, газоконденсата и гелия); трубопроводный транспорт ("Восточная Сибирь - Тихий океан" и "Сила Сибири"), нефте- и газоперерабатывающие производства, лесопереработка, развитие сельского хозяйства, туризм.
Возможности газовых месторождений Западной Якутии позволяют сформировать в Ленском районе Якутский центр нефтегазодобычи со строительством магистральных газопроводов и развитием перерабатывающих отраслей, ориентированных на внешние поставки.
Извлекаемый попутно с природным газом гелий будет востребован для использования в космической и военной промышленности, атомных реакторах, медицинском оборудовании и при выплавке качественной стали.
Развитие Якутского центра нефтегазодобычи тесно привязано к кусту нефтегазовых месторождений Красноярского края и Иркутской области, что предполагает развитие территориальных экономических связей.
В строительство объектов обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения входит строительство внутрипромысловой автодороги с твердым покрытием, 10 мостов через водные преграды, речного грузового причала в поселке Пеледуй, установки по подготовке нефти, комплекса очистных сооружений и водозабора, установки комплексной подготовки газа.
С реализацией проекта строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" планируется ввод более 2,7 тыс. км магистральных газопроводов, 1,7 тыс. км газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов протяженностью 1,5 тыс. км, что позволит газифицировать Ленский, Олекминский, Алданский и Нерюнгринский районы.
Планируется развитие транспортной инфраструктуры: строительство автодорог Ленск - Витим - Толон, Томмот - Белькачи - Усть-Миль, в перспективе строительство железнодорожной линии Усть-Кут (Усть-Илим) - Непа (Иркутская область) - Ленск (Республика Саха (Якутия). Продолжится обеспечение высокоскоростными коммуникациями (ВОЛС) населенных пунктов Западной Якутии.
Предполагается повышение социальной функциональности города Ленска, поселков Витим и Пеледуй, как населенных пунктов с наиболее благоприятными в Якутии природно-климатическими условиями, в целях создания комфортной среды для жизнедеятельности, переселения населения из депрессивных поселений республики, модернизации жилищно-коммунальной, социальной и дорожной инфраструктуры, газификации населенных пунктов.
Наличие лесосырьевой базы и лесовозных дорог способствует формированию в Ленском районе эффективного лесопромышленного производства, включающего в себя полный цикл лесозаготовительных и лесовосстановительных работ.
Для обеспечения потребностей нефтегазового комплекса будет обновлена и расширена материально-техническая база Мирнинского политехнического института Северо-Восточного федерального университета имени. М.К. Аммосова.
Предполагается комплексная модернизация учреждений СПО Ленского и Олекминского районов, обновление учебно-производственной базы и методологической платформы с ориентацией на стандарты движения WorldSkills и встраиванием в систему непрерывного сетевого образования "школа - техникум - университет - производство".
С развитием транспортного сообщения (строительство автомобильной дороги "Умнас", железнодорожной линии Хани - Олекминск) получит развитие Олекминский район как новая точка роста, выполняющая транзитные функции, а также как центр агропромышленного и лесопромышленного производства.
На базе агропромышленного потенциала Олекминского района будут созданы высокотехнологичное и высокотоварное производство и переработка сельскохозяйственной продукции на кластерной основе, получат развитие агрохолдинговые формы хозяйствования. Развитие транспортной инфраструктуры обеспечит круглогодичный наземный доступ к удаленным территориям, богатым полезными ископаемыми, в Олекминском районе.
Южно-Якутский промышленный центр
Перспективные отрасли специализации Нерюнгринского района: добыча полезных ископаемых (уголь, строительные материалы); транспортный центр межрегионального значения; производство электроэнергии для внутреннего, межрегионального потребления по Дальневосточному федеральному округу; обрабатывающее производство (переработка угля, металлообработка).
Для центра характерны высокие темпы экономического роста, наличие развитой системы поселений, жилищной и социальной инфраструктуры и рисков, связанных с ограничениями по развитию трудового, социального и инфраструктурного потенциалов территории.
Ведущей отраслью специализации Южной Якутии в прогнозируемый период остается добыча угля. Основными инвестиционными проектами являются ГОК "Инаглинский" (добыча коксующегося угля и производство высококачественного коксующегося концентрата), ГОК "Денисовский", Эльгинский угольный комплекс.
С освоением месторождений графита на территории Нерюнгринского района в 2020 - 2035 годах планируются горные производства по добыче графита, мрамора, гранитов, редкоземельных элементов.
Планируется освоение железорудных месторождений, расположенных на границе Алданского и Нерюнгринского районов, развитие металлообработки, модернизация Нерюнгринского ремонтно-механического завода.
Будет расширяться специализация территории опережающего социально-экономического развития "Южная Якутия".
Предполагается повышение социальной функциональности города Нерюнгри как центра Южной экономической зоны, а также создание нового населенного пункта на базе Эльгинского угольного месторождения.
Алданская горнопромышленная зона
Перспективные отрасли специализации Алданского района: добыча полезных ископаемых (уголь, золото, железные руды); транспортная сеть межрегионального значения; электроэнергетика для внутреннего и межрегионального потребления.
Алданская горнопромышленная провинция формируется на базе освоения месторождений золота, апатитов, железных руд, редких металлов с центром в городе Алдане и поселке Нижний Куранах. С развитием Алданской горнопромышленной провинции возможно планомерное формирование второго промышленного центра Алданского района в городе Томмот на принципах бережливого производства лесной промышленности, добычи и переработки вермикулита, слюды, графита.
Планируется увеличение производственных мощностей действующих золотодобывающих предприятий, лицензирование и освоение золоторудных месторождений, находящихся в нераспределенном фонде недр, увеличение производственных мощностей на погребенной россыпи реки Большой Куранах.
Предполагается создание горно-химического производства минеральных удобрений с мощностью 3,57 млн тонн апатитового концентрата в год на базе Селигдарского месторождения апатитовых руд.
Планируется строительство производственного комплекса для переработки углеводородов. Строительство перерабатывающего завода обеспечит производство светлых нефтепродуктов для нужд республики.
Создание лесоперерабатывающего комплекса в городе Алдане предполагает организацию заготовки и переработки деловой древесины, производство выпуска ДСП и ЛДСП.
Ключевую роль в экономическом развитии Южной Якутии играет транспортная инфраструктура (железная дорога Тында - Беркакит - Томмот - Якутск) и федеральная автодорога "Лена"), обеспечивающая постоянную надежную связь с другими регионами страны и необходимая для освоения ресурсов макрорайона.
Будет организован промышленный сервис как комплекс предоставляемых услуг, позволяющих конфигурировать, выводить на рабочие режимы, поддерживать в нормальном функциональном состоянии, модернизировать, обеспечивать вторичное использование и утилизацию различных видов производственного оборудования.
Восточная горнорудная зона - новый минерально-сырьевой центр Восточной экономической зоны. Включает в себя Усть-Майский, Томпонский, Оймяконский районы с опорными центрами поселках Хандыга, Усть-Нера, Джебарики-Хая, Усть-Мая и Солнечный.
Перспективные отрасли специализации: добыча полезных ископаемых (уголь), транспортный центр межрегионального значения; электроэнергетика для внутреннего и межрегионального потребления; лесозаготовка и лесопереработка.
Планируется реализация проекта "Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района", основанного на освоении Нежданинского месторождения золота, Верхне-Менкеченского полиметаллического месторождения и строительстве Джебарико-Хаинской угольной электростанции и высоковольтной линии электропередач на участке Хандыга - Нежданинское с отпайкой на Верхне-Менкеченское серебро-полиметаллическое месторождение.
Ключевым вопросом реализации намеченных крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транспорта.
Важным условием является развитие межрегиональных с Магаданской областью и Хабаровским краем, укрепление внутриреспубликанских связей. В связи с долгосрочными перспективами продолжения железной дороги до Магадана и далее на восток и реализацией ряда других инфраструктурных проектов целесообразно формирование нового транспортно-промышленного и горнопромышленного кластера с центром в поселке Хандыга.
Усть-Майский и Оймяконский муниципальные районы сохранят специализацию по добыче золото-сурьмяных руд на действующих и новых месторождениях.
Развитие сельских территорий путем формирования опорной сети сельских населенных пунктов и эффективного управления
Сельские территории Республики Саха (Якутия) являются основой формирования демографического потенциала, сохранения и развития национальной культуры, традиций, ценностей и других неотъемлемых составляющих самоидентичности этносов.
Пространственное развитие сельских территорий предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня жизни сельского населения и эффективное функционирование муниципального управления сельскими территориями, в том числе путем:
повышения уровня благоустройства и содействия улучшению жилищных условий для сельского населения;
расширения круглогодичной транспортной доступности;
стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, в том числе создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет;
внедрения и тиражирования инновационных децентрализованных (локальных) решений и технологий для стимулирования и развития бизнес-ориентированных культурных проектов;
формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
более рациональной пространственной организации сельскохозяйственного, перерабатывающего и сбытовых направлений с учетом многообразия форм организации экономики: личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных и потребительских кооперативов;
расширения каналов и технологий сбыта сельской продукции на целевые потребительские, муниципальные и корпоративные рынки республики и экспорт;
поддержки технологической и организационной перестройки сельской экономики на основе стимулирования кооперативного движения, поддержки местных инициатив, модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и поддержки строительства;
создания на основе цифровых, сетевых технологий условий для развития предпринимательской активности в сельской местности по направлениям развития народных промыслов, этнографического, экологического, культурного, спортивного туризма.
Территориальное планирование будет базироваться на реализации следующих направлений развития сельских населенных пунктов на принципах системы ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) и типологии сельскохозяйственных населенных пунктов.
"Эффективное село" - развитие крупных перспективных поселений, которые, помимо своей роли в системе расселения, характера застройки и других общих для всех поселений признаков, подразделяются по функциональному профилю на сельскохозяйственные, производственные и другие. Данные поселения относятся к территориям активного развития, в них создаются агропромышленные производственные кластеры.
Наиболее крупные сельские поселения будут развиваться по модели агроиндустриального поселка (агрогородка), демонстрируя высокие стандарты качества жизни в сельской местности и специализируясь на производстве пищевой продукции, строительных и отделочных материалов, транспортно-складских услугах, образовании, культуре и спорте.
"Экологическая деревня" - сельские поселения с численностью населения до 1 000 человек, создаваемые для организации экологически чистого пространства для жизни людей с сохранением традиционного уклада жизни селян, развития экотуризма, народных промыслов, звероводства, охоты, сбора дикоросов и экстенсивного ведения сельского хозяйства.
"Разумное укрупнение" - объединение экономически несостоятельных сельских поселений с более развитыми муниципальными образованиями для повышения их экономической эффективности и муниципально-территориального управления.
"Производственные участки" - удаленные и малочисленные территории с наличием плодородных земель сельскохозяйственного назначения, где имеются возможности организации сельскохозяйственного производства, преимущественно сезонного, автономного обеспечения и вахтовой занятости.
"Межмуниципальная кооперация и сотрудничество" - создание условий для реализации совместных проектов в рамках взаимовыгодного сотрудничества и социально-экономического развития.
Условием успешного пространственного развития является совершенствование существующей системы муниципального устройства и территориальной организации местного самоуправления.
Агропояс Якутской городской агломерации
Центральной экономической зоне с высокой плотностью населения и большими объемами потребления параллельно с традиционными отраслями животноводства предстоит усилить специализацию развития скороспелых отраслей животноводства, пищевой промышленности с глубокой переработкой сырья и выпуском новых видов продукции с улучшенными вкусовыми качествами. Создание агропояса Якутской городской агломерации включает в себя пригороды Якутска, Намский, Горный, Хангаласский и Кобяйский улусы (районы).
Агропромышленная зона "Заречье"
В состав агропромышленной зоны "Заречье" включены территории Амгинского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского и Чурапчинского муниципальных районов с традиционным сельскохозяйственным укладом жизнедеятельности, в которых предполагается формирование агропромышленных производственных кластеров с полным технологическим циклом процессов от производства до переработки сырья и реализации готовой продукции. Каждому муниципальному району агропромышленной зоны "Заречье" присущи агрокластерное развитие с применением согласованных производственно-сбытовых программ и развитие кооперации.
Будут модернизированы ведущие кооперативы, проведены мелиоративные работы, восстановлены и расширены сенокосные и пастбищные угодья, созданы территории кластерного развития в Чурапчинском, Таттинском и Мегино-Кангаласском районах по переработке мясной и молочной продукции, в Мегино-Кангаласском и Усть-Алданском районах - по развитию семеноводства, в Амгинском районе - растениеводческого и туристического направлений по сбору дикоросов, в Таттинском - по животноводству и растениеводству.
Получит развитие малый и средний бизнес вдоль трассы "Колыма" на территориях Мегино-Кангаласского, Чурапчинского и Таттинского районов.
В формируемом транспортно-логистическом узле в поселке Нижний Бестях будет организован оптово-распределительный центр с привлечением внешних инвестиций, предусматривающий оптовую реализацию продукции агропромышленного комплекса заречных и центральных районов республики, в том числе в арктические и северные районы республики, а также на экспорт.
Будет осуществлено подключение к широкополосному доступу к информационно-телекоммуникационной сети Интернет всех населенных пунктов на основе ВОЛС, базовых станций сотовой связи.
В сельском хозяйстве по мере развития инфраструктуры связи и систем управления будут внедрены цифровые технологии управления животноводством, земельными, водными и энергетическими ресурсами, производством и сбытом, агро- и биотехнологии для кооперативных хозяйств, что повысит производительность малых и средних форм хозяйствования.
Вилюйская агропромышленная зона
Реализация крупных инвестиционных проектов в Западной Якутии должна стать основой для технологического прорыва аграрного сектора Вилюйской агропромышленной зоны, которая представлена сельскохозяйственными предприятиями Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов).
Перспективы развития вилюйской группы районов связаны с реализацией комплексного флагманского проекта транспортно-экономического коридора "Ленск - Мирный - Сунтар - Нюрба - Вилюйск - Якутск". В первую очередь это реализация инфраструктурных проектов. По мере завершения реконструкции и строительства федеральной дороги "Вилюй" будет возрастать значение и эффективность круглогодичной доставки грузов для потребителей вилюйской группы районов.
Для эффективного использования дополнительной электроэнергии необходимо увеличение пропускной способности линий электропередачи как в Мирнинском районе, так и в вилюйской группе улусов с учетом завершения строительства ВЛ Мирный - Сунтар - Нюрба.
Реализация второго этапа проекта по строительству ВОЛС Якутск - Бердигестях - Вилюйск - Верхневилюйск, ввод ВОЛС Мирный - Сунтар и ВОЛС "Вилюйский экспресс" с охватом населенных пунктов Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов, расположенных вдоль федеральной дороги "Вилюй", позволит преодолеть отставание в обеспечении быстрым Интернетом и способствовать решению задачи перехода на новый уровень управления пространством.
Ключевой отраслью специализации вилюйской группы районов является развитие агропромышленного комплекса, который повысит уровень самообеспеченности продовольственной продукцией всех районов Западной экономической зоны. Для формирования устойчивой кормовой базы имеются ценные в сельскохозяйственном отношении почвенные ресурсы с относительно высоким потенциальным плодородием, которые сосредоточены в основном на территориях Нюрбинского и Сунтарского улусов (районов). При внесении достаточного количества минеральных и органических удобрений, проведении различных норм орошения можно получить хорошие урожаи сельскохозяйственных культур также на территориях Верхневилюйского и Вилюйского улусов (районов). Интенсификация развития Вилюйской агропромышленной зоны к 2030 году обеспечит продовольственную безопасность Мирнинского и Ленского районов по мясу, молоку и яйцу.
Промышленный вектор развития вилюйской группы районов связан с производством экологически безопасных газомоторных топлив на базе эксплуатируемых месторождений углеводородного сырья: Средневилюйского ГКМ и Отраднинского ГКМ, а также с освоением месторождений бурого угля на территории Нюрбинского улуса (Кировское месторождение) и Сунтарского улуса (Кемпендяйское месторождение).
Создание условий для повышения уровня жизни населения арктических территорий Республики Саха (Якутия)
Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.
В целях проведения единой государственной политики по развитию арктических территорий реализуется Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, принято решение о разработке проекта стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года. В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" реализуется пилотный проект по формированию Северо-Якутской опорной зоны.
Минерально-сырьевые центры Северо-Якутской опорной зоны будут формировать инвестиционные проекты по освоению крупных и уникальных месторождений алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов. В Оленекском улусе (районе) в 2019 году будет обеспечен выход на проектную мощность Верхне-Мунского алмазодобывающего предприятия объемом 3 млн тонн руды в год с обеспеченностью запасами до 2041 года. К 2022 году начнется разработка крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных элементов, прогнозные ресурсы которого составляют 154 млн тонн руды с высоким содержанием ниобия, тербия, иттрия и скандия. На территории Усть-Янского улуса (района) до 2032 года будет реализован проект открытой раздельной добычи на месторождении россыпного олова ручья Тирехтях. Промышленное освоение Западно-Анабарского участка недр, расположенного в Анабарском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), с учетом высоких затрат на разработку арктического шельфа рассматривается на перспективу, решение о начале его разработки будет зависеть от мировых цен на углеводороды. В яно-индигирских, колымских районах возобновится добыча россыпного золота. Основными центрами добычи ископаемого мамонтового бивня будут Усть-Янский, Аллаиховский, Булунский, Абыйский улусы (районы).
Реализация инвестиционного проекта по разработке Томторского месторождения позволит связать Оленекский район с морским торговым портом Хатанга Красноярского края. Разработка в Билибинском районе Чукотского автономного округа крупных месторождений с запасами золота и меди Купол, Клен и Песчанка будет способствовать развитию порта Зеленый Мыс и строительству автодороги Зеленый Мыс - граница Чукотского автономного округа.
Водные магистрали в перспективе до 2050 года являются безальтернативными для основных грузоперевозок внутри Арктической зоны. Транспортный каркас Арктической зоны Якутии основывается на единой системе Северного морского пути и внутренних водных путей арктических судоходных рек, сети арктических аэропортов и сезонных автодорог. Опережающее развитие речного хозяйства, морехозяйственного комплекса Якутии, включая модернизацию портовой инфраструктуры и реконструкцию причальных сооружений основных портов прибрежных районов Арктической зоны, будет способствовать более эффективному решению задач северного завоза, приобретению дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности в экспортных и транзитных направлениях по Северному морскому пути, становлению республики ключевым приморским субъектом Восточной Арктики.
Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость кВт/ч электроэнергии. В рассматриваемой перспективе зона автономного электроснабжения в Арктике сохранится в силу больших расстояний между населенными пунктами и слабой транспортной инфраструктуры. В целях сокращения расхода дизельного топлива, снижения затрат на его завоз и использование будут продолжать внедряться возобновляемые источники энергии, но их доля в суммарной установленной мощности электростанций не превысит 3 процентов. Больший экономический эффект будет достигнут за счет проведения энергоэффективных мероприятий, строительства энергоэффективных зданий и сооружений, использования плавучих атомных электростанций. К 2032 году 6 поселений приморских районов (Депутатский, Тикси, Быковский, Саскылах, Чокурдах и Черский) будут полностью энергоэффективными.
Потребность в строительстве экологически безопасного жилья в Арктике с применением энергосберегающих технологий будет способствовать развитию лесопромышленного комплекса Якутии.
Большое внимание будет уделяться сохранению экологии в Арктике. Сотрудничество с командованием Северного флота к 2032 году позволит ликвидировать накопленный металлолом в прибрежной части Якутии в результате прошлой деятельности Минобороны СССР.
Опорные точки роста будут представлены районными центрами Арктической зоны, они образуют каркас активной социальной и культурной жизни, центров организации дорожно-ремонтного и транспортного обслуживания, логистических центров.
Необходимыми условиями освоения и развития Арктической зоны являются: применение новых энергоэффективных технологий в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике, организация промышленного производства на новейшей технологической основе, модернизация отраслей сельского хозяйства, внедрение новых типов транспорта, активизация прикладных научных исследований, обеспечение доступной и качественной интернет-связи.
Организация доступа к сети Интернет для обеспечения населения на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет осуществлена с помощью спутниковых ресурсов при использовании технологии беспроводного широкополосного доступа (Wi-Fi), охват к 2032 году составит 99 процентов.
Перспективы социально-экономического развития Арктической зоны в большей степени будут обусловлены структурными преобразованиями в государственном и муниципальном управлении, внедрением проектного управления и проектного финансирования.
Реализация новых решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, транспорта и логистики, других сфер жизнеобеспечения, включая организацию северного завоза, при условии внедрения механизмов проектного финансирования будет способствовать существенному повышению эффективности бюджетных расходов. Источником обслуживания кредитных обязательств, привлекаемых для реализации арктического проекта, станет экономия средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на реализацию процессного мероприятия, и денежные потоки, генерируемые проектом.
Традиционные виды природопользования, рыболовство и рыбопереработка, сбор мамонтовой кости и производство изделий из нее, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов, сбор дикоросов станут основой экономики большинства небольших населенных пунктов, обеспечивающей укрепление занятости и самозанятости населения арктических районов.
Ведущими направлениями сельского хозяйства останутся северное (домашнее) оленеводство, рыболовство и охотничий промысел. Данные отрасли будут поддерживаться как на федеральном, так и на республиканском и муниципальном уровнях на основе законодательного закрепления механизмов оказания государственной поддержки традиционных отраслей коренных народов Севера.
Стимулирование занятости и самозанятости населения арктических и северных улусов будет основываться на организации круглогодичного закупа промысловой продукции и дикоросов в районных центрах, создании инфраструктуры (логистические центры, приобретение транспорта для перевозок), модернизации производства путем создания комплексов глубокой переработки продукции оленеводства и рыболовства.
Активизация международного сотрудничества, принимая во внимание все более возрастающий глобальный интерес к Арктике, будет усиливаться на основе деятельности таких международных организаций, как Северный форум и Арктический совет.
Устойчивое развитие Арктической зоны будет основываться на достижении баланса между геополитическими интересами государства и бизнеса в Арктике, соблюдении экологических стандартов для сохранения уникальной экосистемы Арктики, развитии человеческого потенциала и сохранении традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.