Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 ноября 2016 г. N 2470н
"На приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08 августа 2013 г. N 190-п "Об утверждении административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача решений об открытии, изменении, закрытии автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (в редакции от 04 октября 2013 г. N 256-п, от 22 декабря 2014 г. N 368-п, от 09 февраля 2015 г. N 16-п, от 06 ноября 2015 г. N 268-п, от 23 сентября 2016 г. N 280-п)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08 августа 2013 г. N 190-п "Об утверждении административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача решений об открытии, изменении, закрытии автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (в редакции от 04 октября 2013 г. N 256-п, от 22 декабря 2014 г. N 368-п, от 09 февраля 2015 г. N 16-п, от 06 ноября 2015 г. N 268-п, от 23 сентября 2016 г. N 280-п) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 23 сентября 2016 г. N 280-п "О внесении изменений в приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08.08.2013 N 190-п "Об утверждении административного регламента министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Прием документов и выдача решений по организации автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым приказом утвержден административный регламент комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача решений об открытии, изменении, закрытии автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого приказа являются общественные отношения, по предоставлению государственной услуги, возникающие в сфере организации и осуществления транспортного обслуживания населения в Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 03.07.2016 N 296-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 N 298-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016 N 298-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 03.07.2016 N 264-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (в редакции от 03.07.2016 N 258-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 03.07.2016 N 360-ФЗ);
- Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" (в редакции от 10.09.2016 N 904);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 N 53);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (в редакции от 14.09.2016 N 924);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (в редакции от 10.03.2016 N 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 N 132-ОД);
- Законом Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области";
- Постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.09.2015 N 528-п);
- Постановлением администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 29-п "Об утверждении Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области" (в редакции от 28.03.2016 N 131-п).
Пунктами "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 4 - 6 статьи 5 названого Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов, осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют Волгоградская областная Дума; Губернатор Волгоградской области; Администрация Волгоградской области и иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 г. N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 N 55-ОД).
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Статьей 8 Закона Волгоградской области от 23.10.2014 N 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" установлено, что органы исполнительной власти Волгоградской области, действующие на день вступления указанного Закона в силу и не предусмотренные статьей 1 Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до их упразднения, реорганизации или переименования.
Упразднение, реорганизация или переименование органов исполнительной власти Волгоградской области должны быть произведены в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона.
Пунктом 1.1. Положения о комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, утвержденного администрацией от 24.11.2014 N 29-п, установлено, что комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере транспорта, организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Волгоградской области (далее именуются - регулярные перевозки) и осуществления единой государственной политики развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее именуются - автомобильные дороги), государственного управления автомобильными дорогами и сооружениями на них.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения Председатель Комитета издает приказы Комитета и иные акты в пределах своей компетенции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно абзацу 2 пункта 3.3. исследуемого Административного регламента должностное лицо Отдела осуществляет прием заявления на бумажном носителе, на котором заявитель (его представитель) ставит собственноручную подпись и печать или выводит на печать заявление, поданное в форме электронного документа.
Таким образом, указанным положением императивно устанавливается обязательность скрепления печатью заявления.
В соответствии с пунктом 1.3. Административного регламента заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем принят Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", которым отменена обязанность хозяйственных обществ иметь печать.
Так, например, согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.
Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Кроме того, действующим законодательством на индивидуальных предпринимателей не возлагается обязанность иметь печать.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности иметь печать.
В тексте анализируемого Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 2.6 исследуемого Регламента содержится ссылка на:
- Закон Волгоградской области от 13 ноября 2012 г. N 147-ОД "Об организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области";
- Постановление Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 N 234-п "Об организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Волгоградской области";
- Приказ Минфина России от 23.11.2011 N 157н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов";
- Приказ Минфина России от 23.11.2011 N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов".
Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты утратили силу.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на утратившие силу нормативные правовые акты.
В абзаце 2 пунктов 2.9.1., 2.9.2., 2.9.3. исследуемого Регламента содержатся аналогичные нарушения, заключающиеся в ссылке на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 августа 2013 г. N 153.
Приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 04 октября 2013 г. N 256-п, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 октября 2013 г. N 198.
Приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 22 декабря 2014 г. N 368-п, на момент проведения правовой экспертизы не опубликован.
Приказы комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 12 февраля 2015 г. N 16-п, от 06 ноября 2015 г. N 268-п, от 23 сентября 2016 г. N 280-п, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 апреля 2015 г. N 57, от 19 ноября 2015 г. N 176, от 11 октября 2016 г. N 205.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа N 16-п следует читать как "9 февраля 2015 г."
Вывод: приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08 августа 2013 г. N 190-п "Об утверждении административного регламента министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача решений об открытии, изменении, закрытии автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (в редакции от 04 октября 2013 г. N 256-п, от 22 декабря 2014 г. N 368-п, от 09 февраля 2015 г. N 16-п, от 06 ноября 2015 г. N 268-п, от 23 сентября 2016 г. N 280-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству и нарушение правил юридической техники, просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 1 ноября 2016 г. N 2470н "На приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 08 августа 2013 г. N 190-п "Об утверждении административного регламента комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Выдача решений об открытии, изменении, закрытии автобусных маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом" (в редакции от 04 октября 2013 г. N 256-п, от 22 декабря 2014 г. N 368-п, от 09 февраля 2015 г. N 16-п, от 06 ноября 2015 г. N 268-п, от 23 сентября 2016 г. N 280-п)"
Текст заключения официально опубликован не был