Формирование бюджета на 2002 г.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 г. N 24-П отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными и регулируются бюджетным законодательством, к которому относятся, в частности, Бюджетный кодекс Российской Федерации, а в части федерального бюджета - законы о федеральном бюджете на соответствующий год. Так, в ст.8 Федерального закона от 30.12.01 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ) установлено, за счет каких доходов формируется федеральный бюджет, в том числе за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов (в соответствии с нормативами отчислений, установленных Законом N 194-ФЗ), а также сумм налогов, не являющихся федеральными: единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации; земельного налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - по нормативам, установленным ст.12 Закона N 194-ФЗ (следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.01 г. N 187-ФЗ, дополнившим часть вторую НК РФ главой 26.1, сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании, являются также объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом). Этой же статьей установлено, что в доходы федерального бюджета зачисляются средства:
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 г. по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
поступающие от налогоплательщиков по расчетам за 2001 г. и в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 г. по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, а также штрафы и пени за несвоевременную уплату указанных налогов в соответствии с нормативами распределения этих налогов;
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 г. по единому социальному налогу, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.1 Закона N 194-ФЗ в доход федерального бюджета на 2002 г. зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии).
В п.3 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов (однако согласно ст.17 НК РФ определение бюджета, в который зачисляется сумма налогового платежа, не является обязательным элементом для установления налога), федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Статьей 11 Закона N 194-ФЗ установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, предусмотренных ст.116-118, 120 (пп.1 и 2), 124, 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 134, 135 (п.2) и 135.1 части первой НК РФ, зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующем объеме: федеральный бюджет - 50%; бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 50%.
В ст.284 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ установлено, что сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, - в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, - в местные бюджеты. Однако в ст.9 Закона N 194-ФЗ предусмотрен иной режим распределения прибыли по таким субъектам, как Москва и Санкт-Петербург: в 2002 г. в указанных субъектах сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке 16,5%, зачисляется в бюджеты этих субъектов, в местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, налог на прибыль организаций зачисляется в размере, определяемом законодательными (представительными) органами указанных субъектов Российской Федерации.
Статьями 14, 15 и 16 Закона N 194-ФЗ устанавливается коэффициент, применяемый в 2002 г. по сравнению со ставкой в 2001 г. для таких платежей, как ставки земельного налога (коэффициент 2,0 для всех категорий земель), плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов (1,18), минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (1,12).
В п.2 ст.17 НК РФ предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут быть также предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В ст.32-34 Закона N 194-ФЗ речь идет о налоговой льготе в виде освобождения от уплаты единого социального налога плательщиков, указанных в данных статьях. Кроме того, п.2 приложения 17 к Закону N 194-ФЗ приостанавливает действие ряда статей Закона Российской Федерации "О плате за землю" в части взимания платы за землю.
Статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 г. упразднен Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, а ст.5 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ предусмотрено, что Закон Российской Федерации от 18.10.91 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 января 2003 г. Вместе с тем Закон N 194-ФЗ (приложение 17) с 1 января по 31 декабря 2002 г. приостанавливает действие Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда Российской Федерации (п.3), постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 г. N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации" (п.7), а также части вторую и третью ст.10 Закона N 118-ФЗ в части уплаты недоимки, пеней и штрафов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (по налогу на горюче-смазочные материалы и недоимки, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2001 г. по налогу на пользователей автомобильных дорог).
Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита) регулируется главой 9 НК РФ. Однако лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в пределах текущего финансового года установлен ст.83 Закона N 194-ФЗ (НК РФ установление лимита не предусмотрено).
Главой 9 НК РФ не предусмотрено изменение срока внесения налоговых платежей в виде их реструктуризации. Как известно, реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится в соответствии со ст.115 Федерального закона от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 3.09.99 г. N 1002 с последующими изменениями и дополнениями). Согласно ст.130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" (постановление Правительства Российской Федерации от 8.06.01 г. N 458) проводится реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам. Законом N 194-ФЗ предусматривается продление проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 г., до 1 апреля текущего года (ст.88 и 138).
Следует обратить также внимание на ст.139 Закона N 194-ФЗ, в соответствии с которой в целях обеспечения поступления в бюджет сумм пеней, начисленных на задолженность по налогам перед федеральным бюджетом, уплата которых была приостановлена согласно п.11 Указа Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", указанные суммы пеней подлежат уплате в федеральный бюджет в течение двух лет ежемесячно равными долями.
Помимо вопросов, регулируемых бюджетным и налоговым законодательством, в Законе N 194-ФЗ решается также вопрос, относящийся к гражданскому законодательству. Так, ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена очередность списания денежных средств со счета (в том числе со счета налогоплательщика). Вместе с тем ст.37 Закона N 194-ФЗ предусматривает, что впредь до внесения в соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 23.12.97 г. N 21-П изменений в п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных данной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очереди.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71