Решение о реорганизации и реорганизационный договор:
содержание, условия и порядок принятия (утверждения)
Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическим основанием для проведения реорганизации хозяйственным обществом является соответствующее решение общего собрания участников общества (исключение из этого правила указано в абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ). Поэтому, с юридической точки зрения, началом процедуры реорганизации с участием одного хозяйственного общества можно считать принятие общим собранием его участников решения о реорганизации. "Точкой отсчета" реорганизационной процедуры с участием нескольких хозяйственных обществ (при слиянии и присоединении) будет дата принятия решения о реорганизации последним из них.
Другую позицию по вопросу о правовом основании реорганизации акционерных обществ занимает Т. Аиткулов, который полагает, что таковым служит договор о слиянии или присоединении, а потому процедура слияния (присоединения) начинается именно с заключения акционерными обществами соответствующего договора*(1).
Действительно, из текста норм п. 2 ст. 16 и п. 2 ст. 17 Закона об АО*(2) следует, что вначале общества, участвующие в реорганизации в форме слияния (присоединения), заключают договор о слиянии (присоединении), а затем совет директоров каждого такого общества выносит на решение общего собрания своих акционеров вопрос о реорганизации. Тем не менее, на наш взгляд, правовой статус реорганизационного договора не позволяет рассматривать данный договор как самостоятельное и достаточное основание процедуры реорганизации.
Заключением реорганизационного договора, согласно нормам Закона об АО и Закона об ООО*(3), сопровождаются реорганизационные процедуры, направленные на укрупнение хозяйственных обществ - слияние и присоединение, характерной особенностью которых является участие в одной процедуре реорганизации нескольких самостоятельных юридических лиц. Так, правила ст. 52, 53 Закона об ООО и ст. 16, 17 Закона об АО предусматривают, что общества, участвующие в слиянии (присоединении), заключают договор о слиянии (присоединении), в котором определяются порядок и условия слияния (присоединения).
Как известно, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Поэтому реорганизационный договор фактически является соглашением сторон об установлении единого для всех обществ - участников реорганизации порядка осуществления реорганизационных мероприятий*(4). Подписывая реорганизационный договор, реорганизуемое общество тем самым соглашается с теми существенными условиями реализации процедуры реорганизации, которые предусматриваются таким договором, и обязуется следовать им в строгом соответствии с договором.
Отталкиваясь от требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами России к содержанию реорганизационного договора, можно утверждать, что реорганизационный договор является прежде всего организационным актом, регулирующим условия, на которых общества объединяют свои права и обязанности, а также вопросы перехода обязательственных прав их участников. Кроме того, реорганизационный договор регулирует отношения реорганизуемых обществ между собой в процессе реорганизации. Вместе с тем, за рамками этого договора остаются отношения, связанные с переходом имущества от реорганизуемых обществ к их правопреемнику, которые согласно ст. 58 ГК РФ находят отражение в передаточном акте.
Таким образом, к правовым целям реорганизационного договора можно отнести, во-первых, защиту прав субъектов реорганизационных правоотношений (самих реорганизуемых обществ и их участников) от возможных злоупотреблений и нарушений со стороны контрагентов по реорганизационному договору, во-вторых, взаимное многостороннее урегулирование всех существенных условий, на которых будет осуществляться реорганизация.
Однако для того, чтобы исполнительные органы реорганизуемых обществ смогли начать реорганизацию на тех условиях, которые предусмотрены реорганизационным договором, т.е. фактически приступить к его исполнению, реорганизационный договор должен быть одобрен участниками всех реорганизуемых обществ. Императивное правило об обязательном утверждении реорганизационного договора общим собранием участников реорганизуемого общества прямо закреплено в ст. 52, 53 Закона об ООО и ст. 16, 17 Закона об АО. Поэтому независимо от времени его подписания (заключения) сторонами сам по себе подписанный реорганизационный договор, не утвержденный общим собранием участников хотя бы одного из обществ, участвующих в реорганизации, не может влечь никаких юридических последствий. Обязательным для реорганизуемых обществ актом он становится только с момента утверждения общими собраниями участников всех реорганизуемых обществ.
Императивное требование об одобрении реорганизационного договора общим собранием участников каждого из реорганизуемых обществ, а также его характеристика как организационного акта позволяют сделать вывод о том, что реорганизационный договор, так же как и передаточный акт, является лишь обязательной частью единого решения о реорганизации, и поэтому не может рассматриваться как самостоятельное юридическое основание для проведения реорганизации.
Косвенным подтверждением данной точки зрения является правовая конструкция реорганизации, закрепленная законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, которая не предусматривает наличия в процедуре присоединения и слияния унитарных предприятий такого элемента, как реорганизационный договор. В соответствии со ст. 20, 30 и 31 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия принимает решение о реорганизации, в том числе утверждает передаточный акт, устав вновь возникшего унитарного предприятия (изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение) и назначает его руководителя. Все условия реорганизации находят отражение в едином правоприменительном акте, который издается собственником имущества унитарного предприятия (соответствующим органом государственной власти) в отношении всех унитарных предприятий, участвующих в реорганизации.
Как отмечалось, нормы законов об АО и об ООО, корреспондируя со ст. 57 ГК РФ, относят принятие решения о реорганизации к исключительной компетенции общего собрания участников общества, а вот в вопросе об инициаторе добровольной реорганизации наблюдаются различия. Причина неодинакового правового регулирования указанного вопроса видится в несходстве моделей управления акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 3 ст. 49 Закона об АО, решение по вопросу о реорганизации акционерного общества может быть принято общим собранием акционеров только по предложению совета директоров общества, если иное не установлено уставом общества. Акционеры могут расширить круг субъектов, способных инициировать реорганизацию акционерного общества, за счет тех лиц, которым Закон об АО предоставил право созывать общее собрание акционеров (п. 1 ст. 55), а также вносить предложения в повестку дня общего собрания акционеров (п. 1 ст. 53). Однако соответствующие положения должны быть зафиксированы в уставе акционерного общества.
Если совет директоров в акционерном обществе не сформирован и устав не содержит дополнительной информации на этот счет, исключительное полномочие по инициированию реорганизации в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО переходит к лицу или органу общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня, указанному в уставе акционерного общества.
Закон об ООО, напротив, не вводит каких-либо правил, определяющих круг лиц, которые вправе инициировать реорганизацию. Так, данный закон предоставляет исполнительному органу возможность созвать внеочередное общее собрание участников по собственной инициативе, по требованию совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества (п. 2 ст. 35). Полагаем, каждый из названных лиц вправе стать инициатором реорганизации общества с ограниченной ответственностью.
Однако в определенных случаях право хозяйственного общества на реорганизацию может быть ограничено.
В первую очередь, такие ограничения оговорены в Законе о банкротстве*(5). Так, совет директоров общества не вправе инициировать, а общее собрание участников принять решение о реорганизации общества в случае, если в отношении такого общества введена процедура наблюдения (п. 3 ст. 64). Условием проведения реорганизации обществом в ходе финансового оздоровления является получение согласия на реорганизацию собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставившего обеспечение (абз. 2 п. 3 ст. 82).
Второе ограничение права на реорганизацию основывается на нормах п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ, согласно которым хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Указанное ограничение применимо к реорганизации в форме выделения с условием создания нового общества, единственным участником которого будет являться само реорганизуемое общество (абз. 3 п. 2 ст. 55 ФЗ об ООО и п. 3 ст. 19 ФЗ об АО). Другими словами, хозяйственное общество, имеющее одного участника (физическое или юридическое лицо), не может принять решение о реорганизации в форме выделения, в соответствии с которым единственным участником создаваемого общества станет такое реорганизуемое общество.
Кроме того, автор настоящей статьи считает необходимым законодательно закрепить еще одно ограничение права хозяйственного общества на реорганизацию - до полной оплаты уставного капитала общества. На настоящий момент такое правило прямо не установлено законодательством, вместе с тем, на наш взгляд, оно вытекает из общего смысла норм, регулирующих отдельные вопросы реорганизации хозяйственных обществ и оплаты уставного капитала при учреждении общества.
Законодательством о хозяйственных обществах предусматривается возможность рассрочки оплаты акций (долей в уставном капитале) общества, распределенных при его учреждении, - акции (доли) могут быть полностью оплачены учредителями общества в течение года с момента государственной регистрации общества, если иной срок не установлен договором о создании (учредительным договором) (ст. 34 Закона об АО и ст. 16 Закона об ООО).
В связи с тем, что правовой режим "не полностью оплаченных" акций является более сложным, нежели правовой режим доли участника общества с ограниченной ответственностью, который при учреждении общества не внес свой вклад в уставный капитал ООО в полном размере, а также с тем, что реорганизация акционерного общества сопряжена с дополнительным этапом - конвертацией акций, рассмотрим вопрос о необходимости законодательного установления запрета реорганизации до полной оплаты уставного капитала на примере реорганизации акционерного общества.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 34 Закона об АО не полностью оплаченными признаются акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций). В силу того, что такие акции обременены обязательством по их полной оплате*(6), законодатель ввел ограничения, во-первых, на осуществление акционером прав, удостоверяемых акцией, а во-вторых, на реализацию акционером права на акцию.
Так, по общему правилу, акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества (абз. 3 п. 1 ст. 34 Закона об АО). До полной оплаты уставного капитала общества акционер не сможет использовать право на получение дивидендов (п. 1 ст. 43 Закона об АО). Закон также запрещает совершение владельцем акций любых сделок с принадлежащими ему акциями до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска акций*(7).
Вместе с тем, в ситуации, когда количество полностью оплаченных акций общества составляет более половины размещенных голосующих акций (общее собрание акционеров будет иметь кворум), а также когда уставом общества не полностью оплаченным акциям предоставляется право голоса, решение о реорганизации общества может быть принято до полной оплаты уставного капитала. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с реализацией "реорганизационных" прав акционером, не полностью оплатившим акции: первая касается выкупа акций по требованию такого акционера, а вторая - конвертации не полностью оплаченных акций.
Согласно п. 1 ст. 75 Закона об АО акционеры - владельцы голосующих акций, голосовавшие против принятия решения о реорганизации либо не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Это означает, что акционеры - владельцы не полностью оплаченных акций, которым уставом общества не предоставлено право голоса, признаются лицами, не принявшими участия в голосовании, а акционеры, которые вправе голосовать, могут проголосовать против решения о реорганизации, поэтому согласно норме п. 1 ст. 75 Закона об АО такие акционеры могут потребовать от реорганизуемого общества выкупа принадлежащих им не полностью оплаченных акций.
Представляется, что реорганизуемое общество должно отказать акционеру в выкупе не полностью оплаченных акций по следующим основаниям. Размещенные акции выкупаются реорганизуемым обществом по возмездному договору, заключаемому между обществом и акционером. То есть фактически акционером совершается сделка по отчуждению принадлежащих ему не полностью оплаченных акций, которая соответствующим образом фиксируется в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. Однако, как было сказано, владельцы акций не вправе совершать любые сделки до полной оплаты принадлежащих им акций, а держатель реестра не вправе исполнять распоряжение зарегистрированного лица, связанное с совершением им какой-либо сделки с акциями, обремененными обязательством по их полной оплате (п. 8 Постановления ФКЦБ России N 21). Таким образом, реорганизуемое общество не вправе выкупать не полностью оплаченные акции.
Сложнее обстоит дело с конвертацией не полностью оплаченных акций. В законодательных актах не установлены какие-либо специальные правила для конвертации таких акций или правопреемства в отношении долга акционера реорганизованного общества по оплате акций. Правило о запрете для владельца не полностью оплаченных акций совершать сделки с таким акциями в данном случае неприменимо, так как при конвертации самим владельцем никаких сделок не совершается. В то же время, в соответствии с п. 8.3.8 постановления ФКЦБ России N 03-30/пс ценные бумаги реорганизуемых юридических лиц погашаются при их конвертации. Значит, следуя логике данной нормы, погашенные не полностью оплаченные акции реорганизуемого общества прекратят свое существование как объект гражданских прав, а вместо них должны появиться полностью оплаченные акции созданного в результате реорганизации общества, так как возможность переноса обременения обязательством по полной оплате с акций реорганизованного общества на акции созданного в результате реорганизации общества (присоединяющего общества) законодателем не установлена. Поэтому, на наш взгляд, обязанность по полной оплате акций не будет распространяться на акции, полученные в результате конвертации.
Поскольку акционер, не полностью оплативший акции, фактически становится должником общества, а задолженность акционеров по оплате акций является дебиторской задолженностью общества, можно предположить, что право требования оплаты акций перейдет к правопреемнику реорганизованного общества в составе прав и обязанностей, передаваемых в соответствии с передаточным актом (разделительным балансом). Тогда получается, что обязанность по оплате акций должна следовать за акционером-должником.
Уточним, что такая модель может иметь место при реорганизации в форме слияния и присоединения, когда все права и обязанности реорганизуемых обществ, в том числе обязательственные права их участников, переходят к одному правопреемнику. В случае же реорганизации в форме разделения и выделения, когда состав акционеров новых обществ не будет идентичен составу акционеров реорганизуемого общества, а также в условиях отсутствия законодательных критериев распределения прав и обязанностей между несколькими правопреемниками можно реализовать и другую модель: в составе акционеров общества, которому была передана задолженность по оплате уставного капитала реорганизуемого общества, не окажется акционера, являющегося должником реорганизуемого общества. Таким образом, имущество нового общества будет сформировано не полностью, а акционер-должник - освобожден от оплаты акций общества, что прямо противоречит п. 2 ст. 99 ГК РФ.
Представляется, что закрепление в Законах об АО и об ООО нормы, запрещающей обществу принимать решение о реорганизации до полной оплаты уставного капитала общества, было бы целесообразно. Это будет способствовать не только предотвращению фактического уменьшения размера имущества общества, создаваемого в результате слияния, разделения, выделения (а такое уменьшение неизбежно, если имущество реорганизованного общества на момент реорганизации было сформировано не полностью), но и защите добросовестных участников реорганизуемого общества от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных участников-должников.
Законодательные акты России предусматривают широкий перечень информации, которая должна или может быть утверждена общим собранием участников при решении вопроса о реорганизации. Исходя из норм ст. 16-20 Закона об АО и ст. 52-56 Закона об ООО, должны быть приняты решения о форме реорганизации, порядке и условиях разделения (выделения, преобразования) либо об утверждении договора о слиянии (присоединении), об утверждении разделительного баланса (передаточного акта) и некоторые другие. При этом ст. 47 Закона об АО и ст. 33 Закона об ООО к компетенции общего собрания участников общества прямо относят лишь общий вопрос: о реорганизации общества. Поэтому при формировании повестки дня общего собрания участников общества у органа, уполномоченного на осуществление мероприятий по подготовке к проведению общего собрания участников, а также у инициаторов реорганизации*(8), как правило, возникают трудности с формулировкой необходимых вопросов повестки дня, а также с определением их количества.
Позиция, принятая большинством правоведов, освещающих практические аспекты реорганизации хозяйственных обществ, состоит в том, что все перечисленные вопросы должны значиться в повестке дня общего собрания участников в качестве одного вопроса, и соответственно голосование по ним должно осуществляться одновременно. Логика такого подхода заключается в том, что общее собрание участников при решении вопроса о реорганизации должно рассматривать указанные условия в комплексе - участники должны согласиться со всеми условиями реорганизации, которые содержатся не только в решении о реорганизации, но и в договоре, передаточном акте (разделительном балансе)*(9). Правовые основания такой позиции, по мнению А. Глушецкого, вытекают из буквального толкования закона, которым не предусмотрена множественность решений о реорганизации, а также нормы п. 3 ст. 48 Закона об АО, согласно которой общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО*(10).
Иной подход, также допустимый в рамках действующего законодательства России, позволяет говорить о возможности принятия отдельного решения по каждой группе вопросов, обозначенных в ст. 16-20 Закона об АО и ст. 52-56 Закона об ООО. Повестка дня общего собрания участников общества в этом случае будет состоять из нескольких вопросов, например: о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, об утверждении передаточного акта*(11). Правовым основанием для этого, на наш взгляд, являются диспозитивные нормы подп. 13 п. 2 ст. 33 Закона об ООО и подп. 20 п. 2 ст. 48 Закона об АО, допускающие принятие общим собранием участников решений по иным вопросам, предусмотренным Законами об ООО и об АО соответственно, а также прямое указание на компетенцию общего собрания участников по решению вопросов, перечисленных в специальных нормах Закона об ООО и Закона об АО, посвященных вопросам реорганизации (например, п. 3 ст. 19 Закона об АО, п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Анализ практики реорганизации хозяйственных обществ в России показывает, что в настоящий момент применяются оба описанные варианта*(12). Однако нужно согласиться с мнением авторов, утверждающих, что с точки зрения защиты интересов участников и экономии средств реорганизуемого общества предпочтительнее все же первый путь, так как он исключает возможность возникновения ситуации, в которой принято решение о реорганизации, но утвержден передаточный акт или порядок конвертации*(13).
Решение общего собрания участников о реорганизации является документом, в соответствии с которым будет проводиться процедура реорганизации, а в определенных случаях - возникнут новые юридические лица, поэтому законодатель выделил четыре группы вопросов, которые должны найти отражение в решении о реорганизации: форма реорганизации; условия и порядок реорганизации; вопросы, связанные с созданием в результате реорганизации новых юридических лиц; вопросы, связанные с передачей правопреемнику(-ам) прав и обязанностей реорганизованного общества. Рассмотрим эти группы подробнее.
1. Решение о реорганизации в первую очередь должно определять форму реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование.
2. Порядок реализации основных этапов реорганизационной процедуры (уведомление кредиторов, выкуп акций, передача имущества, государственная регистрация реорганизации и т.п.) достаточно четко прописан в законодательных актах России, за исключением этапа проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме слияния, присоединения или общего собрания участников каждого создаваемого при разделении, выделении общества (далее - первое общее собрание участников). Поэтому самому реорганизуемому обществу в решении о реорганизации (реорганизационном договоре) можно лишь обозначить структуру реорганизационной процедуры, уточнив необходимые процедурные вопросы в рамках установленных законами требований.
Условия же реорганизации закрепляются в основном в виде диспозитивных норм, какой-либо перечень возможных условий отсутствует. Обязательными являются лишь: а) порядок конвертации акций при реорганизации акционерных обществ, с учетом требований, закрепленных в Указе Президента РФ N 1210; б) порядок голосования на совместном общем собрании участников при реорганизации в форме слияния (присоединения).
Таким образом, право определения перечня существенных условий реорганизации и их содержательного наполнения, а также порядка проведения первого общего собрания участников фактически предоставлено законодателем самому реорганизуемому обществу.
А. Условия и порядок размещения ценных бумаг реорганизуемого общества, обмена долей в уставном капитале. Любая реорганизация хозяйственного общества*(14) сопровождается передачей обязательственных прав участников реорганизуемого общества правопреемнику(-ам), которая обеспечивается процедурой обмена (конвертации) долей участия в уставном капитале (акций) реорганизуемого общества на доли (акции) его правопреемника. В целях согласования условий обмена с непосредственными субъектами обязательственных прав (участниками, акционерами) решением о реорганизации (реорганизационным договором) должен устанавливаться порядок конвертации (обмена) акций (долей). В соответствии с п. 1, 2 Указа Президента РФ N 1210 решение о реорганизации акционерного общества определяет типы акций, выпускаемых каждым эмитентом, права владельцев этих акций, сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемых обществ, коэффициент конвертации, а также условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ и иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать общества. Представляется, что перечисленные сведения должны содержаться и в решении о реорганизации акционерного общества в форме выделения, устанавливающем иные способы размещения акций (распределение, приобретение).
Реорганизуемым акционерным обществам, являющимся эмитентами иных эмиссионных ценных бумаг - опционов, облигаций*(15), а также обществам с ограниченной ответственностью, осуществившим выпуск облигаций, необходимо также предусмотреть в решении о реорганизации (реорганизационном договоре) порядок и условия конвертации таких эмиссионных ценных бумаг, также используя общие правила, установленные Указом Президента РФ N 1210.
Б. Особенности подготовки, созыва и проведения первого общего собрания участников. Правовому регулированию вопросов, связанных с функционированием такого особого органа управления как первое общее собрание участников, законодательными актами уделено очень мало внимания, нормативные требования установлены только относительно компетенции этого органа. В связи с этим реорганизуемые общества должны заранее позаботиться об определении всех существенных моментов, связанных с проведением такого собрания, а потому урегулировать их в решении о реорганизации (реорганизационном договоре).
Чтобы обеспечить максимальную эффективность и лаконичность процедуры реорганизации в условиях действующего законодательства, с нашей точки зрения, в решении о реорганизации (реорганизационном договоре) целесообразно отразить следующие условия проведения первого общего собрания участников:
а) срок проведения;
б) орган управления или лицо, на которое будут возложены функции по созыву и подготовке собрания;
в) форму проведения;
г) примерную повестку дня;
д) дату составления списка лиц, имеющих право на участие в первом общем собрании участников, условия включения участников реорганизуемых обществ в такой список, а также лицо (орган реорганизуемого общества), который будет заниматься составлением списка;
е) порядок подготовки к проведению собрания (уведомление участников, предоставление им информации о проведении собрания);
ж) порядок направления участниками предложений в повестку дня собрания и выдвижения кандидатов в органы управления создаваемого общества (присоединяющего общества), а также порядок рассмотрения таких предложений;
з) порядок проведения собрания и принятия им решений, в том числе правила определения кворума собрания, принципов голосования;
и) порядок оформления итогов голосования;
к) возможность проведения повторного первого собрания участников в случае отсутствия кворума для проведения первого собрания участников;
л) срок и порядок проведения повторного первого собрания участников.
В. Особенности формирования имущества нового общества. Закон об АО, в отличие от Закона об ООО, определяет источники формирования имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации: согласно п. 3 ст. 15 Закона об АО таким источником может быть только имущество реорганизуемых обществ. Поэтому в решении о реорганизации (реорганизационном договоре) следует уточнять конкретные виды источников, за счет которых формируется имущество нового общества, в том числе его уставный капитал (например, дополнительные вклады - для ООО, нераспределенная прибыль, добавочный капитал).
Г. Особенности ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в процессе реорганизации. Согласно правилу, закрепленному в п. 8.3.4, 8.3.8 Стандартов эмиссии и 7.4.2, 7.4.3 постановления ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" размещение путем конвертации ценных бумаг общества, созданного в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, а также ценных бумаг присоединяющего общества осуществляется путем аннулирования ценных бумаг реорганизуемого общества в реестре владельцев именных ценных бумаг реорганизуемого общества и зачисления ценных бумаг новых обществ (присоединяющего общества) на лицевые счета зарегистрированных лиц в реестре владельцев именных ценных бумаг новых обществ (присоединяющего общества). Данные операции должны быть проведены реестродержателем(-ями) в день государственной регистрации общества, созданного в результате реорганизации, либо в день внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединяемого общества.
В условиях, когда ведение реестра владельцев именных ценных бумаг реорганизуемых обществ осуществляют различные реестродержатели (независимые или само общество), осуществить конвертацию в соответствии с указанными требованиями представляется проблематичным. Поэтому в реорганизационный договор может быть включено условие, согласующее передачу реестров владельцев именных ценных бумаг всех обществ, участвующих в реорганизации, единому реестродержателю до осуществления конвертации ценных бумаг.
Кроме того, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества, создаваемого в результате слияния, разделения, выделения, преобразования, целесообразно поручать тому же реестродержателю, который осуществляет ведение реестра владельцев именных ценных бумаг реорганизуемого общества.
Д. Ограничения на совершение определенных действий. До даты окончания реорганизации реорганизуемые общества продолжают самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Поэтому в целях обеспечения сохранности имущества, подлежащего передаче в соответствии с передаточной документацией, а также защиты от недобросовестных действий со стороны контрагента по реорганизационному договору (органов управления реорганизуемого общества) представляется полезным устанавливать в реорганизационном договоре ограничения на совершение сделок, которые могут негативным образом повлиять на финансовое положение или деятельность реорганизуемого общества. Ограничение может быть установлено в виде запрета на совершение определенного рода сделок или требования предварительно согласовать вопрос об их совершении. В качестве ограничительного ценза может выступить процент стоимости отчуждаемого, обременяемого, приобретаемого имущества от стоимости чистых активов реорганизуемого общества, намеренного совершить сделку, на дату ее совершения.
Е. Порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе, произошедшими после принятия решения о реорганизации. В связи с тем, что с момента принятия решения о реорганизации и утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до момента окончания реорганизации и фактической передачи имущества проходит определенное время, в течение которого сохраняется текущая деятельность реорганизуемого общества, а также появляется обязанность досрочного исполнения ранее возникших обязательств, в имуществе реорганизуемого общества в указанный промежуток времени могут произойти значительные изменения. Особенности правопреемства, его документального оформления в связи с увеличением (уменьшением) активов или обязательств реорганизуемого общества также могут быть обозначены в решении о реорганизации (реорганизационном договоре).
Кроме того, решением о реорганизации (реорганизационным договором) могут быть урегулированы некоторые аспекты трудовых правоотношений реорганизуемого общества с его работниками, а также установлено обязательство реорганизуемого общества по передаче правопреемнику всех правоустанавливающих документов на переданное имущество, прочих документов и архивов, касающихся деятельности реорганизуемого общества.
Условия и порядок реорганизации в форме выделения (разделения, преобразования) содержатся, как правило, в самом тексте протокола общего собрания участников, которым оформляется решение о реорганизации. Вместе с тем, с целью упорядочения большого объема информации может быть использован метод составления самостоятельного документа, подробно описывающего каждый из этапов реорганизации, например "Положение о реорганизации", которое будет утверждаться в качестве условий и порядка реорганизации аналогично реорганизационному договору. Реорганизационный договор, как уже отмечалось, является формой согласования единого для нескольких обществ, участвующих в реорганизации, порядка осуществления реорганизационных мероприятий, поэтому условия и порядок реорганизации в форме слияния (присоединения) согласно ст. 16, 17 Закона об АО и ст. 52, 53 Закона об ООО должны быть прописаны именно в реорганизационном договоре.
3. Согласно требованиям Законов об АО и об ООО при реорганизации в форме разделения и выделения общим собранием участников реорганизуемого общества должно быть принято решение о создании в результате реорганизации нового общества (новых обществ). При этом, если единственным участником выделяемого общества становится реорганизуемое общество, общим собранием участников также утверждается устав нового общества и избираются его органы управления (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО и абз. 2 п. 3 ст. 19 Закона об АО). Как известно, новое общество создается и при реорганизации в форме слияния, однако законодатель не требует принятия отдельного решения о создании в результате слияния нового общества, закрепляя лишь обязательность утверждения каждым из реорганизуемых обществ его устава. Учредительным договором общества с ограниченной ответственностью, образованного в результате слияния, будет являться договор о слиянии (п. 3 ст. 52 Закона об ООО).
4. В отличие от зарубежного законодательства, которым устанавливается неделимость решения о реорганизации (информация о распределении активов и пассивов включается непосредственно в текст решения), законодательством России используется иная модель оформления правопреемства при реорганизации обществ. В соответствии со ст. 58, 59 ГК РФ вопросы передачи прав и обязанностей от реорганизуемого общества к его правопреемнику (-ам) должны рассматриваться отдельно от общих условий и порядка реорганизации и быть оформлены в виде самостоятельного документа - передаточного акта (разделительного баланса).
Установленный в п. 7 ст. 37 Закона об ООО порядок принятия общим собранием участников решения о реорганизации предусматривает единогласное одобрение такого решения всеми участниками общества с ограниченной ответственностью, поименованными в его учредительных документах. Данная норма корреспондирует с нормой п. 3 ст. 52 (согласно которой договор о слиянии является учредительным документом), а также с нормой п. 1 ст. 11 (закрепляющей единогласное одобрение решений, связанных с учреждением общества) того же акта.
Законодательство, регулирующее правовое положение акционерных обществ, демонстрирует дифференцированный подход к вопросу о порядке принятия решения о реорганизации. По общему правилу, для принятия акционерным обществом решения о реорганизации требуется квалифицированное большинство голосов: не менее 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 19 Закона об АО). Но существуют два исключения из этого правила.
Первое вытекает из нормы п. 1 ст. 15 Закона об АО, допускающей принятие специального федерального закона, устанавливающего основания и порядок, а также особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности. Пока такой закон *(16) принят в отношении ОАО РАО "ЕЭС России" и иных акционерных обществ энергетики и электрификации, являющихся субъектами естественных монополий, и согласно его ст. 4 решения органов управления ОАО РАО "ЕЭС России", касающиеся его реорганизации, принимаются простым большинством голосов участников голосования. Решения о реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, являющихся субъектами естественных монополий и не осуществивших реорганизацию в общем порядке до 1 января 2005 г., принимаются по истечении этого срока простым большинством голосов участников голосования.
Второе исключение прямо закреплено в п. 1 ст. 20 Закона об АО, допускающего преобразование акционерного общества в некоммерческое партнерство только по единогласному решению всех акционеров общества.
Е.В. Бакулина
"Законодательство", N 11, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Аиткулов Т.Д. Некоторые аспекты правового регулирования слияния и присоединения акционерных обществ в праве Российской Федерации и ФРГ. М., 2002. С. 21.
*(2) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.).
*(3) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.).
*(4) Под сторонами реорганизационного договора нужно понимать реорганизуемые общества в лице их участников (акционеров), которые утверждают реорганизационный договор, и исполнительных органов, подписывающих и исполняющих такой договор.
*(5) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
*(6) См. п. 1 постановления ФКЦБ России от 30 августа 2001 г. N 21 "О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок" (далее - Постановление ФКЦБ России N 21).
*(7) См. п. 2 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
*(8) Согласно правилам созыва общего собрания участников, установленным ст. 55 Закона об АО и ст. 35 Закона об ООО, в требовании о созыве общего собрания участников инициатором собрания должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня. При этом орган либо лицо, осуществляющее в соответствии с учредительными документами общества функции по подготовке к проведению общего собрания участников, не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня.
*(9) См.: Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 38; Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспект. М., 2003. С. 73; Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ // Законодательство. 2002. N 10.
*(10) Глушецкий А. Реструктуризация акционерных обществ // Рынок ценных бумаг. 2000. N 12.
*(11) См.: Могилевский С.Д. Общества с ограниченной ответственностью: Учебно-практическое пособие. М., 2000. С. 51.
*(12) Первый вариант использовался, например, при реорганизации региональных телекоммуникационных компаний ОАО "Связьинвест", второй - при реорганизации ОАО "НК "Сургутнефтегаз"", ОАО "Сибирский алюминий".
*(13) Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. С. 39; Глушецкий А. Указ. соч.
*(14) Исключением является лишь реорганизация в форме выделения, проводимая с тем условием, что единственным участником нового общества становится само реорганизуемое общество, а также реорганизация акционерного общества, при которой акции выделяемого общества распределяются между акционерами реорганизуемого общества.
*(15) Согласно п. 2 ст. 37 Закона об АО условия и порядок конвертации акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при его реорганизации определяются соответствующими решениями и договорами в соответствии с Законом об АО.
*(16) Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о реорганизации и реорганизационный договор: содержание, условия и порядок принятия (утверждения)
Автор
Е.В. Бакулина
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 11