Оптимизация "зарплатных" налогов у предприятий агропромышленного
комплекса
На осуществлении конституционных обязанностей налогоплательщиков неблагоприятно сказывается, в частности, высокое налоговое бремя.
Перед налогоплательщиками зачастую стоит непростая задача: с одной стороны - желание удержаться "на плаву", добиваясь хоть какой-то экономической выгоды от осуществления своей деятельности, с другой - для этого необходимо использовать только законные методы уменьшения затрат.
Главная цель предпринимательской деятельности экономического субъекта - получение прибыли, т.е. деятельность должна быть экономически эффективной. Гражданское законодательство позволяет добиться данного результата различными способами, например, выбором оптимальных правоотношений или лиц, с которыми экономический субъект вступает в правоотношения. Прослеживается и иная цель: экономическую эффективность деятельности повысить не только за счет ожидаемого дохода, но и минимизировать налоговую нагрузку. Стремление налогоплательщиков уменьшить свои налоговые обязательства - это объективное социальное явление.
Оптимизация налогообложения, в отличие от уклонения от уплаты налогов, - это всегда законная деятельность экономического субъекта, направленная на минимизацию налоговых платежей.
Что же понимать под законной деятельностью налогоплательщика по оптимизации налогообложения, если уже само уменьшение отчислений в бюджет от конкретного экономического субъекта ведет к уменьшению доходной части бюджета?
Законность предполагает использование разрешенных или не запрещенных законодательством способов уменьшения налоговых платежей, т.е. при их использовании налогоплательщик не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия не составляют налоговое преступление или правонарушение и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, таких как доначисление налогов, а также взыскание пени и налоговых санкций.
Практика убедительно доказывает, что почти любое российское предприятие может добиться экономии налоговых платежей в размере 10-15% от общей суммы годовых налоговых отчислений.
Как известно, наибольшую налоговую нагрузку предприятия агропромышленного комплекса несут по единому социальному налогу. Существуют два способа минимизировать ЕСН для сельскохозяйственных предприятий.
Единый сельскохозяйственный налог
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в гл. 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" существенно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей*(1).
Во-первых, в соответствии со ст. 346.1 НК РФ единый сельскохозяйственный налог становится федеральным налоговым режимом прямого действия (ранее налог вводился только законом субъекта Российской Федерации о ЕСХН).
Во-вторых, изменены объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ), вместо сельскохозяйственных угодий, а также налоговая ставка - 6% налоговой базы.
В-третьих, уплата данного налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения (ст. 346.1 НК РФ). Сюда относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество организаций и единый социальный налог.
Освобождая налогоплательщиков от уплаты ЕСН, законодатель обязывает исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Их уплату в настоящее время регламентирует гл. V Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Тарифы страховых взносов определены в подп. 2 п. 2 ст. 22 данного Закона.
Перейдя на данный режим налогообложения, организация частично минимизирует свои отчисления по ЕСН. Но при этом воспользоваться льготной системой налогообложения смогут не все, т.к. некоторым организациям уплата ЕСХН будет невыгодна из-за невозможности работать с поставщиками и покупателями, являющимися плательщиками НДС (например, для работающих промышленным образом в цивилизованной цепочке, когда производители продукции в товарных объемах передают ее переработчику или продавцу). Переход будет выгоден тем, у кого есть непосредственный выход на розничную реализацию, т.е. продукт должен быть продан конечному потребителю без оплаты НДС. Другие налогоплательщики, занимающиеся какой-либо иной деятельностью помимо сельскохозяйственного производства, просто не смогут воспользоваться данной системой из-за установленных ограничений в доле дохода.
Налог на прибыль от реализации сельхозпродукции
Для тех налогоплательщиков, которые будут продолжать применять общий режим налогообложения, ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ устанавливается, что сельскохозяйственные товаропроизводители начинают формировать налоговую базу по налогу на прибыль от реализации сельхозпродукции. На 2004-2005 гг. налоговая ставка по данному налогу устанавливается в размере 0%. В дальнейшем она будет постепенно повышаться.
До вступления в силу указанного Федерального закона сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не являлись плательщиками налога на прибыль от реализации произведенной данными предприятиями сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции.
Теперь выражение "не являются плательщиками..." заменено на "налоговая ставка по налогу на прибыль..." (Федеральный закон N 147-ФЗ), т.е. данные организации признаны плательщиками налога на прибыль.
Сельскохозяйственные предприятия, признанные плательщиками налога на прибыль, ведут налоговый учет для правильного исчисления налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ. Это означает, что в целях налогового учета налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Дело в том, что ст. 236 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В то же время согласно п. 3 этой статьи указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Действовавшая ранее норма п. 4 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") не признавала объектом налогообложения выплаты в пользу физических лиц, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций. В связи с этим организации, хотя и получавшие прибыль от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, не могли не включать в налоговую базу по ЕСН выплаты за счет этой прибыли.
По мнению МНС России, организации не имеют права применять положения п. 3 ст. 236 НК РФ. Следовательно, на все выплаты своим работникам необходимо начислять единый социальный налог, в том числе и на вознаграждения за счет прибыли прошлых лет.
Такого же мнения справедливо придерживались и многие специалисты и эксперты по налоговому законодательству.
Изданные МНС России Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (утв. приказом МНС России от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344) под выплатами, уменьшающими или не уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признают выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 НК РФ. Приказом МНС России от 23 января 2004 г. N БГ-3-05/38 данные Методические рекомендации со всеми изменениями и дополнениями объявлены утратившими силу. Но, несмотря на это, закон, который разъясняет данный пункт Методических рекомендаций, действует и изменений не претерпел.
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, перечислены в ст. 270 НК РФ. В частности, п. 21 данной статьи определяет, что в составе расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, отражаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, расходы на оплату труда должны учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если нормы коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка организации, положений о премировании и (или) других локальных нормативных актов, принятых организацией, отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. Требования к таким договорам предусмотрены разд. 3 ТК РФ.
При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае будет считаться, что указанные локальные нормативные акты будут распространяться на конкретного работника.
Пункт 5.2 Методических рекомендаций по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729) устанавливает, что если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в упомянутых коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли.
Таким образом, не подлежат налогообложению ЕСН выплаты и вознаграждения, установленные в п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
Арбитражная практика
Однако, как показывает практика, некоторые налоговые органы при проведении проверок налогоплательщиков неправильно применяют ст. 237 НК РФ. Ранее действовавшая норма п. 4 ст. 236 НК РФ, как уже отмечалось, не признавала объектом налогообложения ЕСН выплаты в пользу физических лиц, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций. Налоговые инспекции, неправильно применяя к данной ситуации ст. 237 НК РФ, требовали доначислить ЕСН с данных выплат. Но, проанализировав судебную практику, можно сделать вывод о том, что арбитражные суды принимают сторону организаций-налогоплательщиков.
Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2003 г. N А56-30974/02 указывается, что ст. 237 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу. В соответствии со ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иные характеристики объекта налогообложения.
Объект обложения единым социальным налогом установлен ст. 236 НК РФ.
Кассационная коллегия считает, что в данном случае у Общества отсутствовал объект обложения единым социальным налогом, поэтому не подлежат применению нормы ст. 237 НК РФ, касающиеся определения размера стоимости объекта налогообложения (налоговой базы).
Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что налоговая база, правила определения которой давала данная статья в 2001 г., не может расширять объект налогообложения (постановление ФАС МО от 24 марта 2003 г. N КА-А41/1468-03).
В постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 25 февраля 2003 г. N А82-97/02-А/8, от 20 октября 2003 г. N А82-218/2003-А/7 указывается, что при определении объекта налогообложения по единому социальному налогу п. 1 ст. 236 НК РФ должен применяться с учетом положений п. 4 этой же статьи.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа занимает аналогичную позицию (постановление ФАС Дальневосточного округа от 2 апреля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/551).
Принимая во внимание сложившуюся судебную практику, налоговые органы стали признавать правомерность освобождения от ЕСН выплат в пользу работников, начисленных за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 27 июня 2003 г. N 28-07/34871, письмо УМНС России по г. Москве от 4 февраля 2003 г. N 28-11/6901).
Если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены или отсутствуют ссылки на те или иные начисления, предусмотренные в вышеупомянутых коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, то такие начисления не принимаются для целей налогообложения прибыли, т.е. не облагаются единым социальным налогом.
Если в дальнейшем в трудовом договоре будут конкретно указаны выплаты или начисления работнику или сделаны ссылки на выплаты или начисления, предусмотренные коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, то они будут включаться в состав расходов на оплату труда и будут подлежать обложению налогом.
Такая позиция налогового ведомства основана на том, что ЕСН не начисляется только на те выплаты, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, которые приведены в ст. 270 НК РФ. Если налогоплательщик выплатил какую-либо сумму, которая не указана в этой статье, то даже если он не включит ее в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, он все равно обязан начислить единый социальный налог.
Итак, в соответствии со ст. 270 НК РФ единым социальным налогом не будут облагаться следующие выплаты в пользу работника, производимые организацией:
в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
При рассмотрении вопроса о расходах организации в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, следует учитывать, что в соответствии с п. 5.6 Методических рекомендаций по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" под "средствами специального назначения", в частности, следует понимать средства, определенные собственниками организаций для выплаты премий. Для этого необходимо иметь решение учредителей. В зависимости от их числа данное решение оформляется либо собранием акционеров (участников), либо решением единственного учредителя (участника);
в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности);
на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами);
на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;
на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Исходя из изложенного, для минимизации отчислений по единому социальному налогу у сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо либо воспользоваться правом на применение специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога (гл. 26.1 НК РФ), либо сельскохозяйственным предприятиям, применяющим общий режим налогообложения, необходимо не включать отдельные виды выплат работникам в трудовые договоры, т.е. следует подтвердить экономическую необоснованность данных выплат в пользу работников для исключения их из расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Однако использовать данный подход необходимо, тщательно продумав последствия. Нельзя оставить в трудовом договоре мизерный оклад и выплачивать к нему регулярно огромные премии за показатели, не связанные с трудовой деятельностью. Систематически выплачиваемая материальная помощь также будет выглядеть подозрительно, особенно если в ней "нуждаются" все работники.
Идеальными вариантами минимизации ЕСН могут быть выплата материальной помощи при уходе в отпуск, на лечение работника, выдача премии к какому-либо празднику (день рождения, юбилей фирмы, общегосударственные праздники) и т.д., естественно, не оговаривая данные выплаты в трудовых (коллективных) договорах.
Таблица 1
Выплаты, облагаемые единым социальным налогом (ст. 236 НК РФ)
Виды | Налог уплачивают | Налогом облагаются | Примечание |
Вознаграж- дения |
Работодатели, производя- щие выплаты наемным работникам: организации; индивидуальные предпри- ниматели; родовые семей- ные общины малочисленных народов Севера, занимаю- щиеся традиционными от- раслями хозяйства |
Выплаты по гражданско-пра- вовым договорам о выполне- нии работ (оказании услуг) авторским и лицензионным договорам, за исключени- ем вознаграждений индиви- дуальным предпринимателям |
Выплаты не облагаются налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расхо- дам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; у налогоплательщиков-инди- видуальных предпринимателей или фи- зических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде. |
Материаль- ная помощь и иные бе- звозмезд- ные выпла- ты в поль- зу физиче- ских лиц |
Работодатели, производя- щие выплаты наемным работникам: организации; индивидуальные предпри- ниматели; родовые семей- ные общины малочисленных народов Севера, занимаю- щиеся традиционными от- траслями хозяйства |
Выплаты физическим лицам, не связанным с налогопла- тельщиком трудовым, граж- данско правовым договора- ми (на выполнение работ, оказание услуг) |
Выплаты не облагаются налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расхо- дам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; у налогоплательщиков-инди- видуальных предпринимателей или фи- зических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде. |
Работодатели, производя- щие выплаты наемным работникам: организации; индивидуальные предпри- ниматели; родовые семей- ные общины малочисленных народов Севера, занимаю- щиеся традиционными от- раслями хозяйства |
Выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям |
Выплаты не облагаются налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расхо- дам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; у налогоплательщиков-инди- видуальных предпринимателей или фи- зических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде. (налоговом) периоде. |
|
Выплаты в натураль- ной фор- ме*(2) |
Работодатели, производя- щие выплаты наемным ра- ботникам: организации; индивидуальные предпри- ниматели; родовые семей- ные общины малочисленных народов Севера, занимаю- щиеся традиционными от- раслями хозяйства |
Выплаты, производимые сельхозпродукцией и (или) товарами для детей |
Налогом облагаются выплаты только в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц |
Выплаты и иные воз- награжде- ния |
Физические лица | Выплаты и иные вознаграж- дения, в том числе и по договорам гражданско-пра- вового характера (например оплата труда домработницы) |
Налогом не облагаются выплаты, если выплаты и вознаграждения производя- ся за счет средств, оставшихся пос- ле уплаты налога на доходы физичес- ких лиц |
Доходы от предприни- мательской либо иной профессио- нальной деятельно- сти |
Индивидуальные предпри- ниматели; родовые семей- ные общины малочисленных народов Севера, занимаю- щиеся традиционными от- раслями хозяйства, крес- стьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты |
Доход от предпринимательс- кой и инойпрофессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением дохода или с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства. |
Таблица 2
Наиболее распространенные категории выплат, не облагаемых единым
социальным налогом (ст. 238 НК РФ)
Виды выплат | Кто выплачивает | Случаи | Исключения | Примечание |
Государственные пособия |
Бюджет, внебюджетные фонды |
Нетрудоспособность, уход за больным ребен- ком, безработица и др. |
||
Установленные за- конодательством компенсационные выплаты |
Повреждение здоровья | В пределах норм, установленных зако- нодательством |
||
Единовременная ма- териальная помощь |
Работодатели | Стихийные бедствия или другие чрезвычайные обстоятельства, в це- лях возмещения причи- ненного ими материаль- го ущерба или вреда здоровью налогоплате- щиков, а также физиче- ским лицам, пострадав- шим от террористичес- ких актов на террито- рии Российской Федера- ции; членам семьи уме- ршего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; |
||
Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте выплачиваемые сво- им работникам, а также военнослужа- щим, направленным на работу (службу) за границу |
Налогоплательщики финансируемые из фе- дерального бюджета государственные уч- реждения или органи- зации |
В пределах размеров, установленных зако- нодательством Рос- сийской Федерации |
||
Доходы членов кре- стьянских (фермер- ских) хозяйств |
Крестьянские (фер- мерские) хозяйства |
Не облагаются доходы полученные в течение пяти лет с года ре- гистрации, от произ- водства и реализации сельхозпродукции. Настоящая норма при- меняется в отношении доходов тех членов крестьянского (фер- мерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой |
||
Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работ- ников; по догово- рам добровольного страхования |
Работодатели в соот- ветствии с законода- тельством РФ |
Выплаты за- страхованным физическим ли- цам |
||
Суммы, выплачивае- мые за счет членс- ких взносов*(3) |
Садоводческие, садо- во-огородные, гараж- но-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товари- щества) |
Оплата работ (услуг) для этих организаций |
||
Стоимость проезда работников и чле- нов их семей к месту проведения отпуска и обратно |
Работодатели | Если проезд оплачива- ется лицам, работающим и проживающим в райо- нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Указанные выплаты производятся в соот- ветствии с действую- щим законодательст- вом, трудовыми дого- ворами (контрактами) и(или) коллективными договорами*(4); |
|
Суммы, выплачивае- мые физическим ли- цам за выполнение работ, непосредст- венно связанных с проведением изби- рательных кампаний |
Избирательные комис- сии если выплата производится из средств избиратель- ных фондов кандида- тов, зарегистрирова- нных на должность в органы государствен- ной власти РФ, субъ- ектов РФ и органы местного самоуправ- ления |
|||
Стоимость формен- ной одежды и об- мундирования, вы- даваемых работни- кам, обучающимся |
Работодатели | Форменная одежда (об- мундирование) выдается бесплатно или с части- чной оплатой; формен- ная одежда (обмундиро- вание) остается в лич- ном постоянном пользо- вании |
Выдача форменной одежды и обмундиро- вания производится в соответствии с зако- нодательством РФ |
|
Выплаты за счет членских профсоюз- ных взносов каждо- му члену профсою- за*(5) |
Профсоюзы | Выплаты должны про- изводиться не чаще одного раза в три месяца и не должны превышать 10000 руб. в год |
||
Суммы материальной помощи*(6) |
Организации, финан- сируемые за счет средств бюджетов |
Оказание материальной помощи работникам - пенсионерам (по инва- лидности или по воз- расту) |
Не облагаются выпла- ты, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период |
|
Суммы возмещения (оплата) стоимости приобретенных ме- дикаментов, назна- ченных лечащим врачом |
Организации, финан- сируемые за счет средств бюджетов |
Возмещение (оплата) бывшим работникам - пенсионерам (по возра- сту и (или) инвалидно- сти) и (или) членам их семей. |
Не облагаются выпла- ты, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период |
|
Вознаграждения, выплачиваемые гражданско-право- вым авторским и лецинзионным дого- ворам |
Работодатели | Не облагаются только в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС России |
С. Абанина
М. Абанин
"Право и экономика", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Абанина С.С., Абанин М.В. Единый сельскохозяйственный налог: комментарий к новой редакции гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.
*(2) Данный подпункт утрачивает силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в гл. 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
*(3) Данный подпункт утрачивает силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ.
*(4) Включение оговорки о данных выплатах в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами обусловлено внесением дополнений в данный пункт Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(5) Данный подпункт утрачивает силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ.
*(6) Данный подпункт утрачивает силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оптимизация "зарплатных" налогов у предприятий агропромышленного комплекса
Авторы
С. Абанина
М. Абанин
"Право и экономика", 2005, N 1