Не в свои сани не садись
Вероятно, не все налогоплательщики знают о том, что полномочия налоговых органов в части взыскания недоимки и пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование ограничены. Но странно, что об этом забывают сами налоговые органы и пытаются взыскать с организаций указанные платежи, да еще и во внесудебном порядке. Но если не налоговики, то кто?
Причина спора
В адрес организации направлено требование налогового органа об уплате недоимки и пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование. В связи с неисполнением указанного требования в установленный в нем срок налоговым органом принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счете в банке.
Полагая, что вышеуказанные требование и решение не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы налогоплательщика, организация обжаловала их в арбитражном суде.
/--------------------------------------\ /---------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |-------- --------| Позиция организации |
\--------------------------------------/ \---------------------------------------/
За организацией числилась недоимка по /-----------------\ Организация не обязана исполнять требо-
страховым взносам. Контроль за уплатой |447 335 рублей 90| вания налогового органа об уплате нена-
обязательных платежей входит в полно- |копеек | логовых платежей, поскольку направлять
мочия налогового органа, поэтому при- \-----------------/ такие требования налоговики не вправе.
нятые меры по бесспорному взысканию Подобные меры входят в компетенцию
задолженности правомерны. Пенсионного фонда РФ и его террито-
риальных органов. По оспариваемой сумме
в производстве арбитражного суда уже
имеется дело по заявлению Управления
Пенсионного фонда РФ о взыскании с ор-
ганизации недоимки по страховым взносам.
|
/----------------------------\
|решение в пользу организации|
\----------------------------/
Позиция суда
В соответствии со ст. 3 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Как следует из п. 3 ст. 9 названного Закона, суммы страховых взносов, поступившие в Пенсионный фонд РФ, направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Суммы единого социального налога поступают в федеральный бюджет, а оттуда направляются на финансирование базовой части пенсии. Это значит, что страховые взносы, уплачиваемые напрямую в Пенсионный фонд РФ, и суммы ЕСН - разные платежи. Кроме того, страховые взносы вообще не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ.
Налоговым органом также нарушена норма п. 2 ст. 25 Закона, из которой прямо следует, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется только органами Пенсионного фонда РФ и только в судебном порядке.
Решение по делу N Ф04/2992-974/А45-2004 принял ФАС Западно-Сибирского округа 2 июня 2004 г.
Наш комментарий
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд руководствовался положениями Закона об обязательном пенсионном страховании, являющегося актом специального действия*(1).
Как следует из ст. 1 и 2 указанного Закона, при регулировании правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования законодательство о налогах и сборах применяется в тех случаях, когда специальными нормативными актами тот или иной вопрос не урегулирован.
Для начала суд определился с природой страховых платежей и их целевым назначением.
В статье 3 Закона об обязательном пенсионном страховании сказано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. Их целевое назначение - обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, размер которой равен сумме страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете.
Закон рассматривает и такое понятие, как "средства обязательного пенсионного страхования" - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3). Это более широкое понятие, включающее в себя не только страховые взносы, но и суммы, уплачиваемые в федеральный бюджет в составе ЕСН, а затем распределяемые в Пенсионный фонд РФ. Причем за счет сумм ЕСН осуществляется финансирование базовой части трудовой пенсии, а суммы страховых взносов направляются на финансирование страховой и накопительной частей (п. 3 ст. 9 Закона).
Исходя из вышеизложенного, суд сделал вывод о том, что страховые взносы не отвечают понятию налога, а значит, у налогового органа нет права взыскивать данные суммы. Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки только по налогам и сборам.
В статье 9 Федерального закона о введении в действие части второй НК РФ предусмотрено право налоговых органов осуществлять с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования). Это относится только к суммам, уплачиваемым в составе ЕСН, и только в отношении этих сумм налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание недоимки, пеней и штрафов, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм. Право налоговиков взыскивать недоимки, пени и штрафы по взносам во внебюджетные фонды (в т.ч. в существовавший до 2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ) относится только к суммам, образовавшимся на 1 января 2001 г.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется только органами Пенсионного фонда и только в судебном порядке.
Обращаем внимание на то, что к внебюджетным фондам, так же как и к налоговым органам, предъявляются одинаковые требования по соблюдению сроков взыскания недоимки, пеней и штрафов. Эти правила следуют из самих законодательных актов и подтверждаются судебной практикой (см. постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5, постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.04 N 15351/03, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после того, как истек срок, установленный для исполнения обязанности по уплате налога (сбора), но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования о его уплате. Если указанный срок не соблюдается, то взыскать задолженность можно только в судебном порядке в течение шести месяцев со дня истечения установленного в требовании срока. С иском о взыскании налоговой санкции органы внебюджетных фондов (так же, как и налоговые органы) могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
К актам специального действия при регулировании правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования относится и Закон об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства об обязательном пенсионном страховании. Также предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений (ст. 17).
Именно при привлечении страхователей к ответственности могут возникнуть спорные ситуации с органами Пенсионного фонда РФ. Поскольку составы правонарушений в сфере обязательного пенсионного страхования предусмотрены в разных законодательных актах, на органах Пенсионного фонда РФ лежит обязанность по правильной квалификации деяния и выбору того состава правонарушения, который действительно отражает незаконные действия (бездействие) страхователя.
Обобщение судебной практики
Суды правомерно исходят из того, что полномочия налоговых органов и внебюджетных фондов в части взыскания недоимки и пеней по страховым взносам не пересекаются. Право на взыскание недоимки и пеней по страховым взносам во внесудебном порядке налоговым органам не предоставлено. В судебном порядке указанные суммы могут взыскать только органы Пенсионного фонда РФ.
Наименование судебного органа | Дата решения | Номер решения |
ФАС Восточно-Сибирского округа | Постановление от 16.03.04 | N А33-6660/03-С3-Ф02-704/04-С1 |
Постановление от 17.02.04 | N А33-6971/03-С3с-Ф02-269/04-С1 | |
Постановление от 05.02.04 | N А33-12128/03-С3-Ф02-36/04-С1 | |
Постановление от 19.01.04 | N А33-6474/03-С3н-Ф02-4828/03-С1 | |
Постановление от 19.01.04 | N А33-6474/03-С3н-Ф02-4909/03-С1 | |
ФАС Северо-Западного округа | Постановление от 05.04.04 | N А26-4420/03-212 |
ФАС Уральского округа | Постановление от 24.05.04 | N Ф09-2040/2004-АК |
Постановление от 19.05.04 | N Ф09-1992/04-АК | |
Постановление от 30.04.04 | N Ф09-1654/04-АК | |
Постановление от 22.03.04 | N Ф09-1015/04-АК | |
Постановление от 19.02.04 | N Ф09-285/04-АК | |
Постановление от 18.02.04 | N Ф09-183/04-АК | |
Постановление от 10.02.04 | N Ф09-110/04-АК | |
Постановление от 21.01.04 | N Ф09-4946/03-АК |
"Налоговые споры", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 1 января 2005 г. действует новая редакция Федерального закона N 167-ФЗ, подготовленная с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.07.04 N 70-ФЗ. Отметим, что приведенные нами нормы изменений не претерпели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677