Слияние акционерных обществ
Из известных современному правопорядку способов реорганизации в историческом плане первым формируется именно слияние (fusion)*(1). Один из ранних примеров объединения компаний в России - учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г.
В отечественной правоприменительной практике процедуры слияния пока не получили широкого распространения. Лидерами по статистическим данным среди форм реорганизации можно назвать выделение и преобразование. В то же время современный е уровень развития корпоративных отношений в зарубежных странах характеризуется стремительным увеличением числа слияний как формы экономической концентрации капитала. Учитывая довольно высокий уровень заимствования западных методов управления, можно прогнозировать рост количества проводимых слияний и в России. Поэтому весьма актуальным будет анализ некоторых спорных моментов теории и практики применения законодательства в данной области правоотношений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 29 декабря 2004 г.) слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Согласно ст. 58 Гражданского кодекса РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяется порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Слияние относится к договорному виду реорганизации, что сближает его с присоединением и позволяет говорить о наличии некоторых унифицированных признаков, присущих каждой из этих форм реорганизации.
Во всех случаях слияние является добровольным видом реорганизации, т.е. может быть проведено только по решению общего собрания акционеров акционерного общества; ни суд, ни какой-либо иной орган не вправе обязать те или иные организации провести слияние. Пункт 3 ст. 57 ГК РФ предусматривает, что в некоторых случаях, прямо установленных в законе*(2), слияние может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов*(3).
Допускается ли в России слияние юридических лиц различной организационно-правовой формы? Из Постановления Пленума ВАС РФ от 18 октября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения федерального закона "Об акционерных обществах" видно, что суд не допускает слияния с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм. Таким образом, можно вывести следующее правило: при участи в слиянии хотя бы одного АО, остальными участниками такого слияния должны быть также АО, а в результате подобной реорганизации не может образоваться юридическое лицо в какой-либо организационно-правовой форме, отличной от АО.
Этим же Постановлением определяется и цель слияния - создание более крупного общества. Не вполне ясно, что имел в виду суд, формулируя данное утверждение. Представляется, что при слиянии успешно работающего АО и общества с чистыми активами менее уставного капитала (общества-должника) более крупного общества не получится. Правомерно ли такое слияние с точки зрения ВАС РФ?
Остановим свое внимание на основных этапах слияния акционерных обществ.
1. Подготовка проекта договора о слиянии, его согласование со всеми участниками реорганизации. В п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах", предусмотрено, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера"*(4) договор о слиянии акционерных обществ должен определять:
"... дату составления списка акционеров всех реорганизуемых обществ, имевших право на участие в их совместном общем собрании акционеров, а также порядок их голосования на этом собрании, если необходимое для этого число голосов, принадлежащих каждому акционеру, не совпадает с числом принадлежащих ему акций;
условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого акционерного общества".
Этот же Указ определяет, что в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, проект договора о слиянии вносится на утверждение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ после согласования с антимонопольным органом.
Не вполне ясно, когда данный договор подписывается исполнительными органами обществ, участвующих в слиянии, до общего собрания или после. При буквальном толковании текста п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" мы приходим к выводу о том, что договор сначала заключается, а потом утверждается общим собранием. В проекте закона о реорганизации предлагается следующая конструкция: договор о слиянии подписывается уполномоченными лицами сторон, начинает действовать, однако если по истечении года со дня его подписания он не будет утвержден соответствующими органами всех участвующих в слиянии организаций, он прекращается. Не вдаваясь в анализ использованной юридической техники, хотелось бы отметить безусловную логичность данной нормы. Поскольку если предположить, что договор считается заключенным с момента его подписания, но после утверждения общими собраниями реорганизуемых обществ, то может создаться ситуация, когда одно общество будет нести финансовые потери из-за действий другого общества. Так, например, руководители АО "Х" и АО "У" договорились о слиянии. АО "Х" провело инвентаризацию своего имущества, получило разрешение антимонопольного органа на проведение, затратив свои денежные средства, разработало проект договора о слиянии, созвало общее собрание, на котором было принято решение о реорганизации. А общество "У" отказалось от слияния. Кто в данном случае должен нести бремя расходов? И какова природа ответственности - договорная или внедоговорная? Уместно ли вообще в данном случае говорить об ответственности?
Но если проводить аналогию с процедурами слияния кредитных организаций, то мы можем увидеть, что сначала имеет место именно общее собрание, на котором принимаются соответствующие решения, а уж только потом подписание договора о слиянии*(5). При этом любое общество обязательно будет нести расходы на проведение инвентаризации*(6), поскольку без нее невозможно составление передаточного акта.
П. 2 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" гласит, что "совет директоров общества выносит на решение общего собрания акционеров (далее - ОСА) каждого общества, участвующего в слиянии вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта". Представляется, что подобная формулировка не вполне удачна. Возникает неясность один ли это вопрос повестки дня.
Автор считает, что решение о реорганизации и об утверждении договора о слиянии должно приниматься общим собранием в рамках одного вопроса повестки дня, а вопросы об утверждении устава создаваемого общества и об утверждении передаточного акта должны решаться на ином общем собрании, проводимом после принятия решения о реорганизации и заключения договора о слиянии, определяющего взаимные права и обязанности сторон. Возможно, законодатель пошел по пути упрощения отношений в обществе при слиянии, включая все указанные пункты в один вопрос повестки дня одного общего собрания и не обязывая общество проводить повторное ОСА. Однако это представляется не вполне корректным с точки зрения процедуры реорганизации. По нашему мнению, лучше созвать и провести еще одно общее собрание акционеров, чем проводить абсолютно "ненужную" инвентаризацию имущества. Более того, на основе проведенной инвентаризации составляется передаточный акт, который, по мысли законодателя, утверждается на том же собрании, на котором принимается решение о слиянии. Но ведь после этого общество еще некоторое время находится в процессе своей нормальной хозяйственной деятельности. Кроме того, структура активов и пассивов меняется при использовании кредиторами и акционерами своих прав. М.И. Брагинский отмечает, что использование передаточного акта для определения состава имущества, которое должно быть передано в результате реорганизации, представляется неудобным, и считает, что правопреемство должно осуществляться по состоянию на момент завершения реорганизации в соответствии с реорганизационным договором*(7). Автор также полагает, что правопреемство должно осуществляться по состоянию на момент завершения реорганизации. Но нельзя согласиться с тем, что правопреемство должно осуществляться в соответствии с договором о слиянии. По нашему убеждению, данный договор относится к группе договоров, направленных на достижение определенной общей цели*(8). При этом по ее достижении действие подобных договоров прекращается. Сущность же передаточного акта заключается в том, что после завершения реорганизации и создания нового общества он представляет собой единственный документ, показывающий размер переданных активов и пассивов каждым из реорганизуемых обществ. Действие его не может быть прекращено по завершению реорганизации. Это еще раз подтверждает целесообразность утверждения передаточного акта на завершающем этапе реорганизации. Но тем не менее п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" четко указывает на то, что речь идет о вопросе повестки дня, а не о вопросах.
2. Оценка стоимости акций независимым оценщиком. Согласно п. 3.4. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс) к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относится, в частности отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу.
3. Подготовка обоснования условий и порядка слияния обществ и иных необходимых материалов.
4. Получение согласия антимонопольного органа на проведение слияния в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции*(9).
5. Проведение инвентаризации.
6. Подготовка устава нового общества и передаточного акта.
7. Заседание совета директоров общества для принятия решения о созыве общего собрания акционеров и утверждение повестки дня этого собрания.
8. Составление списка лиц, имеющих право на участие в ОСА. В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в ОСА составляется на основании данных реестра. При этом дата его составления не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении ОСА (действия, указанного в предыдущем пункте) и более чем за 50 дней до даты проведения ОСА. Необходимо также иметь ввиду, что при наличии в обществе акционеров - владельцев привилегированных акций дата составление списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, устанавливается не менее чем за 45 дней до собрания*(10).
9. Сообщение акционерам о проведении ОСА. Необходимо помнить, что в данном случае оно должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
10. Проведение общего собрания акционеров с принятием соответствующего решения.
11. Письменное сообщение о принятом решении в налоговый орган по месту нахождения общества в срок не позднее трех дней с даты принятия решения. Необходимо определить правовые последствия подобного уведомления. ВАС РФ в своем письме от 28 августа 1995 г. N С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" говорит следующее: "Если на момент реорганизации имущество реорганизуемого общества уже было обременено обязательствами перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций, эти обязательства наравне с обязательствами перед другими кредиторами должны быть включены в передаточный акт.
О предстоящей реорганизации налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам. Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания процесса реорганизации и составления передаточного акта не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным обществом и выявленные после образования нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность перед государством независимо от того, была ли эта задолженность выявлена на момент реорганизации". То есть, после сообщения о реорганизации в срок до ее завершения налоговый орган должен провести налоговую проверку общества.
12. Предоставление акционерам, включенным в список лиц, имеющих право на участие в ОСА, отчета об итогах голосования - не позднее 25 дней после закрытия ОСА или даты окончания приема бюллетеней*(11).
13. Письменное уведомление кредиторов о принятом решении и опубликование сообщения об этом в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц. При этом тридцатидневный срок начинает течь с момента принятия решения о реорганизации последним из обществ.
14. Предъявление кредиторами письменных требований о досрочном прекращении или исполнении соответствующих обязательств общества и возмещении им убытков. Срок на предъявление таких требований составляет 30 дней с даты направления кредиторам уведомлений или с даты опубликования сообщения в печатном издании. При правомерности данных требований общество их удовлетворяет.
15. Предъявление акционерами - владельцами голосующих акций, голосовавшими против решения о реорганизации либо не принимавшими участия в голосовании, требований о выкупе обществом принадлежащих им акций. Данные требования должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия решения о реорганизации.
16. Выкуп (и погашение) обществом акций у лиц, предъявивших соответствующие требования, в течение 30 дней по истечении срока, предусмотренного предыдущим этапом.
17. Проведение совместного общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии. Законом определен лишь один вопрос, решение по которому правомочно принимать подобное собрание, а именно: образование органов вновь возникающего общества. То есть другие вопросы повестки дня подобного собрания невозможны в принципе.
При этом возникают, в частности, следующие неясности:
кто созывает и проводит данное собрание?
где оно проводится?
может ли оно проводиться в форме заочного голосования?
каков его кворум?
как проходит голосование и сколько голосов необходимо для избрания того или иного органа?
В законе прямых ответов пока нет. Указывается лишь, что порядок голосования на совместном собрании может быть определен договором о слиянии. Автор считает, что все эти вопросы должны найти свое отражение в договоре о слиянии. Но, вместе с тем, нелишним было бы и законодательно, пусть даже в диспозитивной форме, предложить ответы на них. Так, например, по нашему убеждению, созывать данное собрание должен уполномоченный орган того из обществ, которое передает больше всех активов*(12) во вновь создаваемое общество. Для созыва данного собрания остальные общества обязаны предоставить всю необходимую информацию. Однако это будет вполне выполнимо, если реорганизуемые общества и создаваемое на базе их имущества общество территориально не сильно удалены друг от друга. Что делать если сливаются организации, расположенные в разных частях России? Представляется, что в данном случае приемлемым будет правило, согласно которому совместное общее собрание проводится в месте предполагаемой регистрации создаваемого общества, а в случае невозможности - в месте нахождения АО, передающего больше всех активов во вновь создаваемое общество. Заочная форма голосования является в данном случае недопустимой, поскольку ст. 50 Федерального закона "Об акционерных обществах" содержит требование, распространяющееся на любой вид общего собрания акционеров, в том числе и "реорганизационное". Что касается кворума, то здесь целесообразно применять универсальные правила ст. 58 Федерального закона "Об акционерных обществах". А вот что касается необходимого числа голосов для принятия решения по вопросу относительно формирования того или иного органа - то тут налицо пробел в законе. Так для учредительного собрания установлено, что избрание органов управления осуществляется большинством в три четверти голосов. Для "очередного" (внеочередного) ОСА предусмотрено большинство голосов акционеров владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании. Полагаем, что для совместного ОСА при слиянии уместно было бы ввести в закон правило, согласно которому избрание органов управления создаваемого путем слияния общества осуществляется большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций всех участвующих в слиянии обществ, присутствующих на собрании.
Теперь необходимо определить порядок голосования на подобном собрании. Ведь "переход на одну акцию" еще не произведен и новое общество еще не зарегистрировано. Поскольку сейчас в случае отсутствия в договоре порядка голосования*(13) становится невозможным проведение подобного собрания вообще, предлагается законодательно установить следующее диспозитивное правило, которое может быть изменено договором о слиянии:
количество голосов делится между всеми участвующими в слиянии обществами пропорционально внесенным в создаваемое общество активам*(14) на основании передаточных актов. При этом акционер участвующего в слиянии общества получает такое количество голосов, которое представляет собой часть полученных этим обществом голосов пропорционально количеству акций данного общества, принадлежащих этому акционеру.
Поясним на примере: АО "Х" и АО "У" сливаются. Акции АО "Х" поделены в равных "долях" между четырьмя акционерами, АО "У" - между двумя. АО "Х" передает активов на сумму 72 тыс. руб., АО "У" - на сумму 8 тыс. руб. Всего передано активов на 80 тыс. руб., при этом АО "Х" сформировало 90% активов нового общества, а АО "У" - 10%. Поэтому каждый акционер общества "Х" получает по 22,5% голосов (90 х 25%), а общества "У" - по 5%.
Учитывая отсутствие подобных норм в законе, хотелось бы указать на безусловную необходимость освещения порядка действий в данных ситуациях в договоре о слиянии.
Закон и Стандарты содержат важное, на наш взгляд, правило о том, что при слиянии акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. На практике может возникнуть следующая ситуация:
Генеральный директор АО "А" Иванов И.И. владеет 25% данного АО. 15% акций принадлежат "недружественной" группе акционеров. Остальные акционеры готовы продать принадлежащие им пакеты. Но у генерального директора не имеется достаточно денежных средств для увеличения своего пакета и приобретения полного контроля над обществом "А". Тогда он своими решениями учреждает несколько обществ, 100% акций которых принадлежат АО "А". Данные общества за счет средств АО "А", переданных в их уставные капиталы выкупают 60% акций АО "А". Затем каждое из обществ принимает решение о слиянии и образовании АО "В". Размер активов АО "В" будет равен размеру активов АО "А", но доля г-на. Иванова в этом обществе будет равна уже 62,5%.
18. Подготовка документов для государственной регистрации нового юридического лица и представление их в регистрирующий орган. Данный этап не может иметь место перед предыдущим, поскольку в форме заявления, утвержденной Правительством РФ, указывается на то, что заявителем может быть либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа создаваемого общества, либо лицо, действующее на основании полномочия*(15).
19. Сообщение регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизуемого общества, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации. Сообщение это должно быть сделано в день подачи документов в налоговый орган. Кроме того, в соответствии с п. 6 Постановления ФКЦБ от 24 июня 1997 г. N 21 сторона, расторгающая договор на ведение реестра, обязана в письменной форме уведомить другую сторону не менее чем за 25 дней до даты расторжения договора, а при одностороннем расторжении - не менее чем за 45 дней. Не вполне ясно, применяется ли данный нормативный акт ФКЦБ при процедуре реорганизации, однако, не выводя это действие в отдельный реорганизационный этап, автор полагает, что при реорганизации, влекущей расторжение договора с реестродержателем, необходимо уведомить регистратора не менее чем за 45 дней до предполагаемой даты расторжения договора.
20. Государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.
21. Сообщение созданным юридическим лицом регистратору, осуществлявшему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизуемого общества, о факте своей государственной регистрации.
22. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг образованного общества и отчета об итогах выпуска. Решение о выпуске в данном случае утверждается на основании и в соответствии с договором о слиянии. При этом данным договором может предусматриваться консолидация или дробление акций, коэффициент конвертации. Решение о дроблении и консолидации акций, а также решение о реорганизации могут быть приняты одновременно*(16). Размещение ценных бумаг созданного общества осуществляется в день его государственной регистрации. Размещение ценных бумаг при слиянии осуществляется путем конвертации. При этом договор о слиянии должен определять порядок конвертации, т.е. способ размещения - конвертация, количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) каждого участвующего в слиянии общества, которые конвертируются в одну ценную бумагу организации, создаваемой в результате слияния (коэффициент конвертации). Акции при реорганизации могут быть конвертированы только в акции. При этом обыкновенные акции могут быть конвертированы только в обыкновенные акции, а привилегированные - в обыкновенные и привилегированные. П. 8.3.2. Стандартов содержит очень важное, на наш взгляд, правило, согласно которому облигации и опционы эмитента могут быть конвертированы только в облигации и опционы эмитента соответственно. При этом одна облигация конвертируется в одну облигацию, предоставляющую те же права, а один опцион эмитента - в один опцион эмитента, предоставляющий те же права. Т.е. лица, "не участвовавшие" в уставном капитале реорганизуемого АО не могут получить долю участия в нем после реорганизации (даже в том случае, если они владели облигациями, конвертируемыми в акции). Данная норма есть ни что иное, как претворение в жизнь правила о том, что при реорганизации не может увеличиваться число участников создаваемого юридического лица, и при этом не могут использоваться "сторонние" вклады в уставный капитал (фонд) создаваемого юридического лица.
23. Переоформление трудовых отношений, отношений с авторами и патентообладателями, отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии и т.п.*(17)
Остановимся на трудовых отношениях при реорганизации. Согласно ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При реорганизации трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указал, что под сменой собственника имущества организации следует понимать переход права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 66 и п. 3 ст. 213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей хозяйственных обществ, является общество, а участники в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц, изменение состава участников (акционеров) не может служить основанием для прекращения трудового договора, так как в этом случае собственником имущества хозяйственного общества по-прежнему остается само общество, и смены собственника имущества не происходит. Вместе с тем, при преобразовании налицо смена собственника имущества. Таким образом, в данном случае возникают или могут иметь место правовые последствия, предусмотренные ст. 75 ТК РФ, а именно: сокращение численности или штата работников и/или расторжение трудового договора с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером.
Данным этапом автор завершает исследование такой формы реорганизации акционерного общества, как слияние. Проведенный анализ убедительно свидетельствует об отсутствии должной законодательной проработки процедур слияния акционерных обществ, что в ряде случаев может вести к нарушению прав и интересов тех или иных участников общественных отношений и даже к намеренному злоупотреблению недобросовестными лицами "законодательными неточностями".
Я.С. Кошелев,
юрисконсульт ООО "Башнефть-Юг"
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Это произошло на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась общая тенденция концентрации капиталов и производства и стремления к монополистическому положению на рынке.
*(2) Из взаимосвязи данной статьи ГК РФ со ст. 71 Конституции следует, что имеются в виду федеральные законы. Однако нет прямого запрета возможности такого установления и в федеральных конституционных законах.
*(3) Неправомерны в любом случае требования о получении согласия органов местного самоуправления.
*(4) Указом Президента РФ от 02.02.2005 г. N 116 Указ N 1210 признан утратившим силу. Однако мы видим необходимость в его ретроспективном анализе в целях выявления тенденций правоприменения.
*(5) В соответствии с п. 2.2. Положения ЦБР от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" общее собрание каждой из реорганизуемых кредитных организаций принимает, в частности, решение об утверждении договора о слиянии и о назначении представителя организации, уполномоченного на подписание данного договора.
*(6) Расходы на получение "антимонопольного согласования" будут нести лишь общества, предусмотренные ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I.
*(7) Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С.75.
*(8) Единого мнения относительно правовой природы реорганизационного договора нет. Некоторые авторы полагают, что данный договор является разновидностью учредительного договора (Ем В.С., Козлова Н.В. Учредительный договор: понятие, содержание, сущность и правовая природа (коммент. действующего законодательства) // Законодательство. 2000. N 3).
Высказана также точка зрения, согласно которой реорганизационный договор является договором простого товарищества (См.: Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. - М., 2002, с. 51. Коровайко. А. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2001. N 2).
Б.П. Архипов, анализируя существующие точки зрения и положения действующего законодательства, приходит к выводу, что реорганизационный договор содержит ряд специфических черт, которые не позволяют отнести его к какому-либо виду договора, предусмотренному законом, поэтому есть все основания причислить его к непоименованным (sui generis) гражданско-правовым сделкам (Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ // Законодательство. 2002. N 10).
*(9) С учетом Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
*(10) Абз. 3 п. 1 ст. 51 во взаимосвязи с п. 2 ст. 58 и абз. 1 п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах".
*(11) При заочном голосовании.
*(12) В соответствии с передаточным актом.
*(13) Что в силу п. 3 ст. 16 Федерального закона "Об акционерных обществах" может иметь место.
*(14) Термин "активы" употребляется в данном случае в экономическом смысле, а не в бухгалтерском.
*(15) Т.е. лицо, действующее по доверенности, выданной руководителем постоянно действующего исполнительного органа. Вместе с тем, было бы более корректным ввести в закон норму о том, что при слиянии на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии, наряду с образованием органов управления, должен решаться вопрос о предоставлении полномочий вновь избранному руководителю постоянно действующего исполнительного органа на подачу документов для государственной регистрации создаваемого путем реорганизации общества. Поскольку, фактически, данное лицо получит право действовать от имени вновь образуемого общества лишь с момента регистрации общества.
*(16) А.А. Глушецкий указывает, что "новая редакция Стандартов существенно облегчает положение эмитентов, допуская принятие решения о дроблении и консолидации акций обществ, участвующих в реорганизации, одновременно с решением о реорганизации. При этом коэффициенты конвертации (распределения) акций могут учитывать предстоящее дробление (консолидацию)".
*(17) Отношения, смежные по своей природе с гражданско-правовыми и вытекающие из проведенной процедуры слияния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Слияние акционерных обществ
Автор
Я.С. Кошелев - юрисконсульт ООО "Башнефть-Юг"
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2005, N 3