Чуть-чуть мимо
Именно так охарактеризовал один бухгалтер ситуацию, когда выяснил, что при перечислении налога в платежном поручении он указал неправильный код бюджетной классификации. Мало того, что кодов великое множество, так Минфин России их еще и периодически меняет. Совсем не мудрено и перепутать цифры. О том, что делать в такой ситуации, читайте в этой статье.
При обнаружении ошибки в платежном поручении при перечислении налога перед налогоплательщиком встают два вечных вопроса: "Что делать? " и "Что за это будет? ".
Ответ на них содержится в письме Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54.
Финансисты утверждают, что в этом случае налогоплательщик может заявить в налоговую инспекцию об уточнении кода бюджетной классификации. При устранении ошибки оснований для начисления пеней не возникает. Но это при условии, что налог уплачен в нужный бюджет.
Нет, правда, в письме ответа на вопрос, что будет, если налогоплательщик об этом не заявит, к примеру, из-за того, что ошибку просто не обнаружит.
Эту проблему мы решим сами, полистав Налоговый кодекс РФ и арбитражную практику.
Рассмотрим ситуацию, когда в результате неправильно указанного КБК налог зачислен все же в нужный бюджет.
В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Обратите внимание. Для зачета налога, не попавшего на нужный КБК, в счет налога, направленного неверно, участие самого налогоплательщика необязательно. Налоговый орган такой зачет может сделать самостоятельно.
Что касается ответственности, то, как свидетельствует арбитражная практика, действительно, если сам налогоплательщик не заявит об уточнении КБК, налоговики попытаются его оштрафовать по ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога или по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налогов. Обязательно ставится вопрос и о начислении в соответствии со ст. 75 НК РФ пеней за период, пока не будет выяснен истинный КБК платежа.
Случаев таких бывает немало. Однако суды в данной ситуации заняли практически единую позицию.
Если в результате неправильного указания кода бюджетной классификации налог все же поступил в соответствующий бюджет, то это не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом. Следовательно, налогоплательщика за такое нарушение привлекать к налоговой ответственности нет оснований. Да и пени брать не за что (см. постановления ФАС Московского округа от 29.12.2004 N КА-А41/12412-04, Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 N Ф04-9576/2004 (7801-А75-15), Дальневосточного округа от 02.08.2004 N Ф03-А16/04-2/1876, Восточно-Сибирского округа от 14.05.2004 N А19-16506/03-45-Ф02-1689/04-С1, Волго-Вятского округа от 11.10.2004 N А29-3464/2004а, Поволжского округа от 09.10.2003 N А06-13874У-21/03, Уральского округа от 15.06.2004 N Ф09-2375/04-АК, Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 N Ф08-4717/2004-1785А).
Из общего единообразия выбивается лишь ФАС Северо-Западного округа. Там судьи считают, что в некоторых случаях за неправильно указанный КБК с налогоплательщика пени взыскать можно.
В этом суде рассматривался случай, когда налогоплательщик, перечисляя НДС, указал КБК не того вида этого налога. В казначействе обнаружили ошибку и задержали перечисление НДС в бюджет, зачислив его по КБК "Невыясненные поступления". После самостоятельного выяснения налоговиками и казначейством истинного КБК и исправления ошибки налог с расчетного счета налогоплательщика был списан 20 мая, а перечислен в бюджет лишь 27 мая. За это время с налогоплательщика судом принято решение взыскать пени (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2004 N А13-4477/04-26).
Теперь обратимся к ситуации, когда из-за неправильно указанного КБК деньги не попадают в нужный бюджет.
Вот здесь уже налицо неуплата налога и отсутствие права на зачет переплаты, предусмотренного п. 5 ст. 78 НК РФ.
Однако даже из такой безвыходной ситуации можно выбраться с минимальными потерями, что доказывают решения некоторых судов.
Так, налогоплательщик, указавший неправильные КБК по налогу на прибыль и перечисливший всю сумму в федеральный бюджет, был освобожден от ответственности.
Судьи усмотрели, что в соответствии с действовавшими в то время положениями Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на прибыль относился к федеральным налогам. Следовательно, и перечисление всей суммы в федеральный бюджет было признано законным (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.07.2003 N А31-4544/15).
Кстати, ныне действующая ст. 13 НК РФ также причисляет налог на прибыль к федеральным налогам.
ФАС Северо-Западного округа считает, что факт уплаты налога, пусть даже и не в тот бюджет, но своевременно, является смягчающим вину налогоплательщика обстоятельством. К такому налогоплательщику, по мнению суда, могут быть применены положения п. 3 ст. 114 НК РФ, согласно которым размер штрафа уменьшается не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным ст. 122 НК РФ (см. Постановление от 01.11.2004 N А21-3381/04-С1).
Самую радикальную позицию в этом вопросе занял ФАС Центрального округа. Рассматривая случай, когда налогоплательщик, перечисляя НДФЛ, указал КБК налога на прибыль, суд освободил его от ответственности, указав при этом, что распределение налогов между уровнями бюджетов возложено на Федеральное казначейство и на налоговые органы. Именно для этого случая предусмотрены КБК "Невыясненные суммы" и именно на эти федеральные органы, а не на налогоплательщика возложена обязанность с такими суммами разбираться (см. Постановление от 08.01.2004 N А09-9026/03-13).
Обратите внимание. С 1 января 2005 г. поступления, по которым указан несуществующий КБК или он вообще отсутствует, зачисляются Федеральным казначейством по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" (пункты 9, 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.., утвержденного Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н).
Если при этом указаны ИНН и КПП получателя поступлений, то они должны учитываться по КБК "Невыясненные суммы, зачисляемые в местные бюджеты" или "Невыясненные суммы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации" (п. 12 Порядка).
Таким образом, только неверно указанный в расчетном документе КБК теперь не является препятствием для Федерального казначейства, чтобы зачислить платеж в нужный бюджет.
В завершение остановимся на ситуации, которая возникла после введения в 2005 г. Правил указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформивший расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н)*(1).
Согласно этому документу, если платеж осуществляет юридическое лицо, указывается значение "01". Если платеж осуществляет налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ), то "14".
Какое значение должна указать организация, начисляющая ЕСН, если она соответствует одновременно обоим значениям?
Финансисты утверждают, что в этом случае следует указывать значение "14" (см., например, ответ заместителя начальника отдела налогообложения граждан и ЕСН Минфина России Л.А. Котовой в газете "Учет, налоги, право", 2005, N 6).
А как быть тем налогоплательщикам, которые все же указали в этой ситуации значение "01"?
Как видно из материалов арбитражных судов, даже такая мелочь дает повод налоговикам привлекать налогоплательщиков к налоговой ответственности, заявляя, что из-за этого они никак не могут разобраться с истинным назначением платежа.
Однако ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.09.2004 N А33-1077/04-С3-Ф02-3726/04-С1 указал, что неправильно указанная цифра в поле "101" платежного поручения не влияет на правовую природу уплаченной суммы.
Итак, подводя итоги, можно успокоить нашего бухгалтера.
Если деньги перечислены в нужный бюджет, то при наличии времени и желания можно по своей инициативе поправить КБК в налоговой инспекции. Для этого нужно написать соответствующее заявление, в котором указать правильный КБК. Если же налог все же перечислен не в тот бюджет, то нужно как можно скорее перечислить сумму налога с указанием правильного КБК и написать заявление на возврат излишне уплаченной суммы по правилам ст. 78 НК РФ.
В. Егоров,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------- -----
*(1) Подробно о заполнении платежных поручений см. статью Е. Капковой "Как правильно перечислить налог" в журнале "Новая бухгалтерия", 2005, N 2. И. Кирюшина, АКДИ "Экономика и жизнь"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16