Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 августа 2005 г. N КА-А40/7110-05-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2005 г.
ЗАО "Чишманефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ МНС РФ N 18 по Республике Татарстан и ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы о признании недействительными решения от 07.08.03 N 1-11-178 и письма от 24.07.03 N 17-11/14845.
Решением суда от 16.12.03, оставленным без изменения постановлением от 15.04.04 апелляционной инстанции, признано незаконным решение МИ МНС РФ N 18 по Республике Татарстан от 07.08.03 N 1-11-178; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.04 N КА-А40/6225-04 решение и постановление в части удовлетворения заявленных требований отменены, дело в указанной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Передавая дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки довода ответчика об отсутствии скважин в списках, утвержденных в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1213 от 01.11.99, а также на необходимость установить содержание понятия "стоимость добытых полезных ископаемых".
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил предмет иска: просил признать частично незаконным решение МИ МНС РФ N 18 по Республике Татарстан от 07.08.03 N 1-11-178.
Решением суда от 25.11.04, оставленным без изменения постановлением от 26.04.05 Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с несоблюдением условий предоставления льготы и правомерностью примененного Инспекцией порядка исчисления налоговой базы по платежам за пользование недрами, а также обоснованностью начисления пени по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ЗАО "Чишманефть", в которой заявитель просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
МИ ФНС России N 13 по Республике Татарстан, правопреемник МИ ФНС России N 18 по РТ, в отзыве на жалобу и ее представители в выступлениях в заседании суда просили судебные акты оставить без изменения, считая, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права.
Надлежаще извещенная о слушании дела ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В целях реализации права на освобождение от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предусмотренного ст.ст. 40, 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1, Постановлением Правительства РФ от 01.11.99 N 1213 Министерство природных ресурсов РФ было наделено полномочиями по принятию решений об освобождении организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 31.12.99 N 333 был утвержден Порядок освобождения организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, согласно п.п. 1.2, 1.4 которого решение о предоставлении освобождения в части платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, принимает Министерство природных ресурсов РФ, а в части, подлежащей зачислению в бюджет субъектов РФ и местные бюджеты - органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ совместно с Министерством природных ресурсов РФ.
Также решения Министерство природных ресурсов в отношении заявителя не принимало.
Кроме того, соответствующие изменения, предусматривающие полное либо частичное освобождение ЗАО "Чишманефть" от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в лицензии и лицензионные соглашения не вносились.
В Общем перечне бездействующих, контрольных и находящихся на консервации скважин, по состоянию на 01.01.99 по нефтегазодобывающим организациям, а также в текущих перечнях, предусмотренных п. 3 постановления Правительства РФ от 01.11.99 N 1213, спорные скважины отсутствуют.
Данный вывод не опровергается письмом Департамента топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ от 14.09.04 N 09-308, согласно которому ЗАО "Чишманефть" своевременно не были представлены в Минэнерго России необходимые для получения освобождения материалы, и в текущие перечни, согласованные с МПР России, Федеральным горным промышленным надзором и утвержденные Минэнерго России скважины ЗАО "Чишманефть" включены не были.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о несоблюдении заявителем всех условий предоставления освобождения от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
По доводу кассационной жалобы о необоснованности расчета Инспекцией налоговой базы по платежам за пользование недрами, следует согласиться с позицией Девятого арбитражного апелляционного суда о том, что под стоимостью добытых полезных ископаемых и потерь при добыче необходимо понимать их денежную оценку, которая соответствует цене реализации.
Примененный Обществом метод определения платежей за пользование недрами, исходя из стоимости добычи нефти, а фактически из ее себестоимости, законодательством о недрах не предусмотрен.
Лицензионными соглашениями конкретные размеры платежей не определены.
При таких обстоятельствах с учетом позиции, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.09.03 N 7726/03 оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части не имеется.
Пени за несвоевременную уплату платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы были начислены по срокам, установленным Инструкцией ГНС РФ от 31.12.96 N 44, Инструкцией Минфина РФ от 04.02.93 и ГНС РФ от 30.01.93 N 17.
Акты законодательства о налогах и сборах, принятые до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации применялись в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.91, в котором не содержалось требований, аналогичных положениям ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установление существенных элементов налогообложения допускалось ранее действующим законодательством подзаконными актами, в том числе Инструкциями Госналогслужбы РФ, которыми и были установлены сроки уплаты платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
При нарушении сроков уплаты Инспекцией правомерно были начислены пени.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст.ст. 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.11.04 по делу N А40-35774/03-87-453 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 26.04.05 N 09АП-3474/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Чишманефть" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2005 г. N КА-А40/7110-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании