Интеллектуальная собственность - сущность и проблемы
В России интеллектуальная собственность охраняется законом; правовое регулирование интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 44, п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
Российское законодательство интеллектуальную собственность относит к сфере гражданских правоотношений. Так, в перечень объектов гражданских прав, закрепленный ст. 128 ГК РФ, включены нематериальные объекты, среди которых результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).
Наиболее полно в отечественном праве понятие "интеллектуальная собственность" раскрывается в ст. 138 ГК РФ, где оно по существу отождествляется с понятием исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и связанные с этими результатами средства индивидуализации - "В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)".
Данное понятие раскрывается и в нормах международного права - согласно ст. 2 Конвенции, утверждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности*(1), "интеллектуальная собственность" определяется как совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях деятельности человека: "включает права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям,
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
- научным открытиям,
- промышленным образцам,
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
- защите против недобросовестной конкуренции,
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях".
Процитированная выше ст. 138 ГК РФ указывает на наличие специальных законов, регулирующих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Существующая в настоящее время нормативно-правовая база, которая имеет отношение к интеллектуальной собственности, достаточно объемна и состоит из ряда международных и внутригосударственных нормативов.
В этой связи необходимо отметить, что понятие исключительного права (абсолютного права на нематериальный объект интеллектуальной деятельности) в праве интеллектуальной собственности используется в соответствии с международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация. Систему международных договоров, имеющих отношение к освещаемой тематике, составляют следующие:
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (ред. от 2 октября 1979 г.)*(2);
- Берлинская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (ред. от 28 сентября 1979 г.)*(3);
- Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах от 6 сентября 1952 г.*(4);
- Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности*(5).
Перечень основных национальных законов, регулирующих право интеллектуальной собственности, помимо Гражданского кодекса РФ, включает:
1. "Патентный закон Российской Федерации" от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (ред. от 7 февраля 2003 г.);
2. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 (ред. от 2 ноября 2004 г.);
3. Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 (ред. от 2 ноября 2004 г.);
4. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 (ред. от 11 декабря 2002 г., с изм. от 24 декабря 2002 г.);
5. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (ред. от 20 июля 2004 г.);
6. Закон РФ "О селекционных достижениях" от 6 августа 1993 г. N 5605-1.
Интеллектуальную собственность как комплекс прав возможно подразделить исходя из нормативного регулирования соответствующих прав по таким направлениям - авторское право; смежные права (здесь следует понимать права на произведения литературы, искусства, науки, которые принадлежат лицам, не являющимся авторам - издателям, распространителям, исполнителям песен и проч.); права промышленной собственности (например - изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак и знак обслуживания); права на средства индивидуализации участников гражданского оборота (фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места производства товара); права на нетрадиционные объекты (такие, как селекционные достижения).
Отношения, возникающие по поводу создания и использования интеллектуальной собственности, нельзя назвать урегулированными в достаточной мере несмотря на обширный перечень соответствующих нормативов. Законодательный массив, при отсутствии четко разработанной общей основы, препятствует системному подходу при разрешении вопросов, вытекающих из одной сферы. В ряде случаев возникают коллизии, выявляются пробелы законодательства, которые при разрешении конкретных споров восполняются судебной практикой. Надо отметить, что пока подобных споров в судебной практике не так много, но имеющиеся представляют несомненный интерес.
Среди указанных споров в арбитражной практике чаще других встречаются связанные с использованием товарных знаков. На этой теме остановлюсь подробней.
Товарный знак в условиях рыночной экономики может приобретать значительную экономическую ценность, поскольку его известность побуждает потребителя сделать соответствующий выбор, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли обладателя исключительных прав на этот товарный знак.
Товарный знак обладает рядом функций, а именно: информационной (отсылка потребителя к обозначаемому предмету); отличительной (отсылка потребителя к конкретному производителю); гарантийной (предполагает обеспечение качества определенного товара); рекламной (выделение определенного товара из однородных товаров); ограничительной (запрет использования без разрешения другими лицами).
Отношения, возникающие по поводу правовой охраны и использования товарных знаков, регулируются, прежде всего, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г.; на уровне Российской Федерации - отдельными нормами ГК РФ - ст. 559, 656, 1027; Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках), в развитие которого издан Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 о принятии Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания; Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).
Кроме официального термина - "товарный знак" можно столкнуться с использованием таких понятий как "торговая марка" и "фабричная марка". Иногда, говоря о товарных знаках, применяют термины "логотип" - оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов, "слоган" (лозунг) - охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг, "бренд" - получивший широкую известность товарный знак.
Товарный знак отличается от знака обслуживания, который используется относительно услуг как объекта использования, а не товаров. Товарные знаки нельзя отождествлять с фирменными наименованиями, последние призваны вводить различия между производителями; фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядку регистрации прав, полномочиям правообладателей.
Государственная регистрация товарного знака является основанием для его правовой охраны.
Согласно действующему законодательству товарный знак может использоваться различно: это, прежде всего, самостоятельное и монопольное использование товарного знака самим правообладателем; другая форма - использование товарного знака третьим лицом, которое приобрело соответствующие права на основании гражданско-правового договора. В отношении второго варианта закон предусматривает передачу прав по лицензионному договору и уступку товарного знака. При этом уступка означает передачу исключительных прав на товарный знак. По лицензионному соглашению другому субъекту (лицензиату) предоставляются права на использование товарного знака при сохранении исключительного права за первоначальным обладателем (лицензиаром); могут устанавливаться ограничения прав лицензиата по такому использованию; необходимым условием лицензионного договора является условие о контроле качества, предполагающее обязанность лицензиата производить товары с качеством не ниже, чем у лицензиара, и обязанность последнего осуществлять соответствующий контроль.
Надо отметить, что использование товарного знака - это не только право, но и обязанность правообладателя, что закреплено Законом о товарных знаках. Такое положение согласуется с нормами международного права, в частности Парижская конвенция по охране промышленной собственности закрепляет правило об аннулировании регистрации товарного знака в случае неиспользования его владельцем без уважительных причин в течение определенного срока (не менее трех лет).
Использование товарного знака без разрешения правообладателя является нарушением права интеллектуальной собственности, за которое законом предусмотрена ответственность.
В продолжение изложенного - отдельные вопросы правоприменительной практики.
Первый из них связан с толкованием самого понятия "товарный знак".
Согласно ст. 1 Закона о товарных знаках - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В силу ст. 5 данного Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации; товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
При разрешении одного из споров по поводу законности использования товарного знака арбитражный суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для признания факта незаконного использования ответчиком товарного знака, поскольку он неидентичен тому, правом на использование которым обладает истец. При этом суд сослался, в частности, на имеющиеся различия в цветовом и изобразительном решении упаковок товара.
При отмене судебного акта апелляционной инстанции суд округа в постановлении указал на неправомерность данной ссылки, обратив внимание на следующее: спорные товарные знаки зарегистрированы только в виде словесных обозначений без сочетания с иными изобразительными комбинациями; упаковка товара не подпадает под понятие товарного знака, данное в ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"*(6).
Другой вопрос касается понятия "использование товарного знака".
Выше указывалось, что закон предусматривает различные формы использования товарных знаков. Вместе с этим, отсутствуют нормативно закрепленные требования к наполнению этого понятия. На практике данная проблема обозначилась следующим образом.
Высшая патентная палата Роспатента приняла решение на основании ст. 22 Закона о товарных знаках о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака на территории Российской Федерации по мотиву его неиспользования в течение пяти лет. Обладатель исключительных прав на этот товарный знак, не согласившись с этим решением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
При разрешении данного спора выявились две противоположные позиции. По первой из них заявленное требование отклонено, поскольку установлен факт неиспользования на территории России непрерывно в течение пяти лет спорного товарного знака владельцем либо другим лицом на основании лицензионного договора согласно ст. 26 Закона о товарных знаках. По второй позиции, напротив, требование правообладателя удовлетворено, при этом сделан вывод об использовании товарного знака, в обоснование указано на то, что товар, промаркированный спорным товарным знаком, поставлялся и реализовывался на российском рынке, продавцы товарный знак не видоизменяли; при этом не является определяющим отсутствие лицензионного соглашения между правообладателем (иностранным юридическим лицом) и российским распространителем соответствующего товара.
Высший Арбитражный Суд РФ поддержал вторую из приведенных позиций, определив тем самым, что использование товарного знака подразумевает фактическое его присутствие на рынке*(7).
При обсуждении затронутой тематики необходимо осветить проблему соотношения норм двух законов - Закона о товарных знаках и Закона о конкуренции.
Согласно первому нормативу возникновение охраны прав на использование товарного знака обусловлено моментом его государственной регистрации (ст. 2 названного Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Исходя из приведенных норм возникают вопросы - можно ли считать нарушением антимонопольного законодательства действия хозяйствующего субъекта, права на товарный знак которого зарегистрированы в установленном порядке, но эти действия формально характеризуются как недобросовестные и препятствующие нормальной деятельности другого субъекта, использующего этот товарный знак значительное время без регистрации прав на него? Возможно ли, при положительном ответе на первый вопрос, признать регистрацию товарного знака недействительной?
Представляется, что при изложенной ситуации необходимо приоритетным считать факт государственной регистрации товарного знака и исходить из необходимости его охраны. При таком подходе лицо, которое, фактически используя товарный знак, его регистрацию не осуществило, не может претендовать на защиту соответствующего права, если регистрация этого товарного знака произведена другим лицом в установленном законом порядке. В данном случае неблагоприятные последствия такой регистрации товарного знака, если эта регистрация недобросовестна (не имеет цель реального использования товарного знака), могут быть устранены при помощи закрепленного ст. 22 Закона о товарных знаках механизма - посредством досрочного прекращения его правовой охраны. Если же проведенная регистрация не является формальной, то неблагоприятные последствия, вызванные отсутствием регистрации, должна нести сторона, не позаботившаяся об оформлении соответствующего права.
Такой теоретический подход не всегда применим, так как при рассмотрении спора суд исходит из конкретных обстоятельств дела*(8).
В завершении данной темы обращу внимание на то, что законодатель пошел по пути сокращения непрерывного срока неиспользования товарного знака, при котором возможно досрочное прекращение правовой охраны товарного знака - если первоначально такой срок составлял пять лет, то в действующей редакции закона этот срок установлен продолжительностью три года.
Освещаемая тема не исчерпывается затронутыми в ней аспектами. Вопросы интеллектуальной собственности нуждаются в обсуждении, возникающие споры соответствующей категории заслуживают внимания, так как правоприменение в данном случае играет существенную роль в формировании единого подхода к разрешению спорных моментов.
И.В. Ширяев,
помощник судьи Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 4, июль-август 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г., изменена 2 октября 1979 г.; Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. N 3104-VII с заявлением: "Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, регулирует вопросы, затрагивающие интересы всех стран, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств в соответствии с принципом их суверенного равенства"; вступила в силу для России с 26 апреля 1970 г.
*(2) СССР подписал Конвенцию 12 октября 1967 года; Конвенция ратифицирована СССР 19 сентября 1968 г. с оговоркой и заявлением.
*(3) Решение о присоединении Российской Федерации к данной Конвенции принято Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224; вступила в силу для России с 13 марта 1995 г.
*(4) Вступила в силу для СССР 27 мая 1973 года; Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224).
*(5) См. сноску *(1).
*(6) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1752
*(7) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2004 г. N 1164/04.
*(8) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-2/731
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интеллектуальная собственность - сущность и проблемы
Автор
И.В. Ширяев - помощник судьи Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", 2005, N 4