Налоговый учет прямых и косвенных расходов: что изменилось
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ внес значительное количество поправок в главу 25 Налогового кодекса. О многих из них мы уже рассказывали на страницах нашего журнала*(1). Так, существенные изменения затронули порядок распределения расходов на прямые и косвенные. Большинство налогоплательщиков должны учесть эти изменения в отчетности по налогу на прибыль за 9 месяцев. О том, как теперь вести налоговый учет расходов, читайте в статье.
Новый порядок, в соответствии с которым нужно распределять расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Это следует из подпункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ (далее - Закон N 58-ФЗ).
Положения Закона N 58-ФЗ необходимо учесть при составлении деклараций по налогу на прибыль. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отражают изменения начиная с отчетности за 7 месяцев 2005 года, остальные организации - c декларации за 9 месяцев 2005 года. Между тем можно представить уточненные декларации с учетом изменений за все отчетные периоды 2005 года. Налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций*(2).
Рассмотрим подробнее нововведения, которые должны быть отражены в отчетности за 9 месяцев 2005 года*(3).
Расходы организации: прямые или косвенные?
Требование распределять расходы на прямые и косвенные касается налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления. При использовании данного метода расходы организации признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Время фактической выплаты денежных средств и (или) иная форма оплаты расходов значения не имеют (абз. 1 п. 1 ст. 272 НК РФ). Как следует из пункта 1 статьи 318 Кодекса, на прямые и косвенные распределяются расходы, связанные с производством и реализацией. Это требование не относится к внереализационным расходам.
При кассовом методе расходы признаются в налоговом учете после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ). Поэтому для данного случая распределение расходов на прямые и косвенные Кодексом не предусмотрено.
До вступления в силу поправок, внесенных Законом N 58-ФЗ, перечень прямых расходов был закрытым. Это означало, что включать в прямые расходы затраты, не поименованные в перечне, впрочем, как и сокращать перечень, налогоплательщики не могли. К прямым расходам относились:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса. Это затраты на приобретение сырья, материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Косвенными признавались все иные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Указанный порядок распределения расходов требовал от налогоплательщиков решения достаточно сложных задач. Так, для целей налогообложения к косвенным расходам относились расходы, которые в бухучете признавались прямыми. Например, расходы на услуги сторонних организаций, связанные с производственным процессом. Чтобы выполнить требования и налогового, и бухгалтерского законодательства одновременно, организации были вынуждены усложнять учет и применять нормы ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"*(4).
Если организации расширяли состав прямых расходов в налоговом учете до состава прямых расходов в бухгалтерском, то тем самым они нарушали требования налогового законодательства. Это влекло за собой санкции в соответствии со статьей 120 НК РФ.
В настоящее время перечень прямых расходов открыт. Это значит, что организации могут самостоятельно дополнять его расходами с учетом отраслевой специфики. Однако из этого вовсе не следует, что организации могут не формировать состав прямых расходов или формировать его с искажениями. Только при таком подходе можно говорить о сближении налогового и бухгалтерского учета.
Состав прямых расходов дополнен также расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Раньше эти взносы учитывались в составе косвенных расходов, поскольку не соответствовали понятию налога*(5).
Перечень прямых расходов следует закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения. Таким образом, чтобы воспользоваться новыми положениями, организация должна внести изменения в свою учетную политику.
Учетная политика корректируется при изменении законодательства о налогах и сборах (ст. 313 НК РФ). Для этого организация составляет отдельный приказ, в котором обосновывает внесение изменений в учетную политику в середине года и приводит ссылку на соответствующий закон (образец приказа см. на с. 17).
Включение тех или иных затрат в состав прямых расходов должно быть обоснованным. Так, до внесения изменений к прямым расходам нельзя было отнести материальные затраты, установленные статьей 254 Кодекса, кроме подпунктов 1 и 4 пункта 1. Сейчас это можно сделать. Правда, подобное решение придется обосновать. Аргументы могут быть разные. Это и специфика деятельности организации, влияющая на формирование доходов и расходов, и особенности производственного процесса, и др.
Как распределять прямые расходы
Прямые расходы уменьшают налоговую базу отчетного (налогового) периода. Исключение составляют прямые расходы, которые распределяются на остатки незавершенного производства (НЗП), готовой продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде.
Под незавершенным производством в целях налогообложения прибыли понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности. Иными словами, это продукция, которая не прошла всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.
Кроме того, к НЗП относятся остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Оценку остатков НЗП на конец текущего месяца налогоплательщик производит на основании данных первичных учетных документов. В них содержатся сведения о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика), а также данные налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Раньше в Налоговом кодексе было предусмотрено три метода распределения суммы прямых расходов на остатки НЗП и выпущенную продукцию:
1) пропорционально стоимости сырья. Этот метод применяли организации, чье производство было связано с обработкой и переработкой сырья;
2) пропорционально доле незавершенных заказов или заказов, завершенных, но не принятых на конец текущего месяца. Метод использовали организации, выполняющие работы или оказывающие услуги;
3) пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции. Метод применяли все остальные налогоплательщики (если не использовались предыдущие два метода).
После внесения изменений в статью 319 Кодекса конкретные методы распределения прямых расходов на остатки НЗП и выпущенную продукцию из Налогового кодекса исключены. Теперь налогоплательщики самостоятельно решают, как им распределять прямые расходы. Главное, чтобы произведенные расходы соответствовали изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Если отнести прямые расходы к конкретному виду продукции нельзя, налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Выбранный порядок распределения прямых расходов закрепляется в учетной политике и применяется не менее чем в двух налоговых периодах. Таким образом, организации, которые внесут изменения в учетную политику на 2005 год, должны применять новый метод распределения расходов как минимум до конца 2006 года.
Изменена также формулировка определения суммы прямых расходов, которые можно списать на расходы отчетного (налогового) периода. Теперь прямые расходы относятся к текущим расходам по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены. Об этом гласит пункт 2 статьи 318 НК РФ.
Налогоплательщики, оказывающие услуги, получили право не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства. Они могут относить сумму прямых расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП (п. 2 ст. 318 НК РФ). Это объясняется прежде всего тем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Они реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.
Итак, с 1 января 2005 года действует новый порядок учета прямых расходов. В связи с этим возникает вопрос: в каком порядке следует учитывать суммы прямых расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства, определенные на конец 2004 года?
Согласно изменениям, внесенным в статью 319 Кодекса, сумма остатков НЗП на конец текущего месяца включается в состав прямых (а не материальных, как было раньше) расходов следующего месяца. Соответственно уже в январе 2005 года остатки незавершенного производства, определенные на конец 2004 года, должны быть учтены в составе прямых расходов января 2005 года.
Прямые расходы в торговых операциях
В предыдущих разделах мы рассмотрели общий порядок распределения расходов. Однако Налоговый кодекс в отдельную группу выделяет налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю. Если такие налогоплательщики применяют метод начисления, они также подразделяют свои расходы на прямые и косвенные. Вместе с тем порядок определения расходов по торговым операциям определен статьей 320 Кодекса и отличается от общеустановленного.
До вступления в силу Закона N 58-ФЗ прямыми расходами у торговых организаций признавались стоимость покупных товаров, реализованных в данном месяце, и транспортные расходы. К транспортным расходам относились только расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика, если по условиям договора они не были включены в цену приобретения товара.
Все остальные расходы считались косвенными. Они уменьшали выручку от реализации товаров в момент их возникновения в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относились, независимо от факта их оплаты (ст. 272 НК РФ).
Новая редакция статьи 320 Кодекса сохранила такое деление. Правда, теперь стоимость формируется иначе. Торговые организации могут формировать покупную стоимость товаров с учетом расходов на их приобретение. Например, в нее можно включать таможенные пошлины, сборы, страховые платежи и платежи, произведенные при покупке. Напомним, что до этого в стоимость можно было включать только суммы, уплаченные поставщику за товары.
Порядок формирования стоимости приобретения товаров налогоплательщик определяет в учетной политике и применяет не менее чем в двух налоговых периодах. Следовательно, если торговая организация хочет воспользоваться новым порядком, она должна внести изменения в учетную политику.
Стоимость приобретения товаров учитывается в составе расходов отчетного периода при их реализации, как того требует подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса. При этом стоимость отгруженных, но не реализованных на конец месяца товаров не включается в расходы до момента их реализации.
Прямые расходы следует распределять на расходы, подлежащие списанию в текущем периоде, и расходы, приходящиеся на остаток товаров. Расчет производится не по всем расходам, а только по прямым в части транспортных расходов. При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а на остатки нереализованных товаров. Она рассчитывается по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.
Средний процент определяется как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров. Для этого сначала рассчитывается сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и произведенных в текущем периоде. Затем исчисляется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров, не реализованных на конец месяца.
Произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца есть не что иное, как сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров.
Поясним сказанное на примере.
Пример
ООО "Негоциант" занимается оптовой торговлей. В августе 2005 года организация реализовала товары на сумму 500 000 руб. На конец августа остались нереализованными товары на сумму 250 000 руб. Транспортные расходы организации за этот месяц составили 120 000 руб., а прямые транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало августа 2005 года, - 20 000 руб.
Бухгалтер ООО "Негоциант" произведет следующий расчет:
1) сумма прямых транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце, - 140 000 руб. (120 000 руб. + 20 000 руб.);
2) стоимость товаров, реализованных и оставшихся не реализованными в текущем месяце, - 750 000 руб. (500 000 руб. + 250 000 руб.);
3) средний процент - 18,67% ((140 000 руб. : 750 000 руб.) х 100%).
Таким образом, сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец августа 2005 года, составит 46 675 руб. (250 000 руб. х 18,67% : 100%).
В.К. Синилов,
советник налоговой службы III ранга,
Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России
"Российский налоговый курьер", N 19, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статьи "Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли" и "Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль: горячая линия" // РНК, 2005, N 15 и 17. - Примеч. ред.
*(2) Подробное разъяснение содержится в письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18. - Примеч. ред.
*(3) О бухгалтерском учете прямых и косвенных расходов см. на с. 70. - Примеч. ред.
*(4) Документ утвержден приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114-н.
*(5) Подробнее об этом см. в письме МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99