Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность
С 1 января 2006 г. введены в действие Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538*(1) (далее - Правила).
На практике у операторов связи возник ряд проблем, связанных с применением данного постановления. В статье даны разъяснения по наиболее актуальным вопросам.
Необходимо ли оператору связи при предоставлении сведений баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов, в соответствии с п. 12, 14 Правил запрашивать у уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), судебное решение с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О?
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Данное конституционное положение развивается в ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), где определено, что на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. При этом операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи (п. 2 ст. 63 Закона о связи).
В части 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение права на тайну телефонных переговоров допустимо только на основании судебного решения, что относит судебный контроль к числу гарантий, препятствующих необоснованным ограничениям указанного права человека и гражданина.
В пункте 1 ст. 63 Закона о связи указано, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данная норма корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К ряду таких законов относится Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), предусматривающий в перечне оперативно-розыскных мероприятий право уполномоченных государственных органов наводить справки (п. 2 ст. 6), осуществлять контроль за сообщениями, передаваемыми по сетям электросвязи (п. 9 ст. 6), прослушивать телефонные переговоры (п. 10 ст. 6) и снимать информацию с технических каналов связи (п. 11 ст. 6) в случаях, предусмотренных в ст. 7 Закона об ОРД.
С учетом мнения ведущих специалистов в области оперативно-розыскного законодательства*(2) в сущность понятия "наведение справок" следует включать получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а также ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, базами данных), в том числе путем автоматизированного доступа к информационным системам.
Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах, допущенных в прошлом правонарушениях и других данных, позволяющих идентифицировать личность и(или) установить признаки противоправной деятельности. Наведение справок может осуществляться в режиме оперативно-поискового дела или дела оперативного учета либо по отдельному поручению органа предварительного следствия, дознания, а также иного оперативного органа.
В отношении наведения справок применяются общие основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренные ст. 7 Закона об ОРД. При наведении справок должностные лица уполномоченного органа обязаны соблюдать общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8 Закона об ОРД) и учитывать, что в действующих нормативных актах установлены специальные режимы ограничения доступа к информации, относящейся к частной жизни граждан либо профессиональной тайне (врачебная тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, тайна связи и т.д.).
Закон об ОРД является специальным федеральным законом, конкретизирующим права уполномоченных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В статьях 6-8 данного Закона определены пределы возможных действий должностных лиц уполномоченного органа при отсутствии судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевым положением в этой связи является абз. 3 ст. 8, в котором определено, что на основании судебного решения должны проводиться только оперативно-розыскные мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, а также право на неприкосновенность жилища.
Соответственно, для проведения без согласия гражданина иных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наведения справок об абонентах в объеме, не подпадающем под условия абз. 3 ст. 8 Закона об ОРД, наличия судебного решения не требуется.
Что подразумевается под наведением справок и какую информацию органы ОРД могут запросить у оператора связи?
В статье 64 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов связи предоставлять уполномоченным государственным органам информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Во исполнение пункта 4 ст. 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи в случаях, предусмотренных в ст. 7 Закона об ОРД, с уполномоченными государственными органами был установлен в Правилах. Согласно п. 12 и 14 Правил на операторов связи возлагается обязанность по предоставлению круглосуточного доступа уполномоченным государственным органам к базам данных об абонентах и о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.
В пункте 14 Правил содержание баз данных, к которым могут получить доступ уполномоченные органы, определено как сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства и реквизитах основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом-гражданином указанного документа, а также сведения о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов. Следует отметить, что в Правилах в понятие "сведения о расчетах за оказанные услуги связи" входят сведения о соединениях, трафике и платежах абонента.
При анализе вопроса, насколько допустимо распространять условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право гражданина на тайну телефонных переговоров, установленных в ст. 8 Закона об ОРД, на порядок предоставления операторами связи доступа уполномоченных государственных органов к своим базам данных на основании п. 12, 14 Правил, необходимо исходить из понятия права на телефонные переговоры, раскрытого в Определении КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О, и содержания предоставляемой конкретной информации.
В пункте 2 указанного Определения КС РФ разъясняет, что право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления.
"В силу этого информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам ОРД необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования ст. 23 (ч. 2) Конституции РФ о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения".
Следует отметить, что в решении от 25 сентября 2000 г. N ГКПИ00-1064 Верховный Суд РФ пришел к аналогичным выводам, признав не подлежащим применению п. 2.6 приказа Минсвязи России от 25 июля 2000 г. N 130, устанавливавший право уполномоченных органов не представлять операторам связи документы, служащие в соответствии с законом основанием для получения информации о телефонных переговорах абонентов. Верховный Суд РФ указал, что "предоставление операторами связи этим органам, как это следует из смысла п. 2.6 Приказа, информации о телефонных переговорах без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству РФ. "
Указанное решение Верховного Суда РФ необходимо применять и к процедуре взаимодействия оператора связи и уполномоченного органа при решении вопроса о необходимости предоставлять оператору связи соответствующий документ, т.е. постановление суда.
Одним из поводов к обращению в Верховный Суд РФ послужила формулировка п. 2.6 указанного приказа Минсвязи России, согласно которой ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий несут руководители уполномоченных органов. При этом "информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются".
Верховный Суд РФ четко разъяснил, что предусмотренная законом ответственность уполномоченных органов и их должностных лиц за законность проведения оперативно-розыскных мероприятий не освобождает операторов связи (органы связи) от возложенной на них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи (п. 2 ст. 63 Закона о связи) в любое время, независимо от того, за прошедшее время или на период проведения телефонных переговоров предоставляется информация об этих переговорах. В связи с этим операторы связи должны давать информацию о телефонных переговорах абонентов лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов.
Таким образом, непосредственное предоставление постановления суда оператору связи является обязательным условием выдачи информации о соединениях и трафике абонентов органам, осуществляющим ОРД.
Согласно ст. 9 Закона об ОРД по результатам рассмотрения материалов, представленных инициатором проведения оперативно-розыскного мероприятия, судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
Следовательно, уполномоченный орган должен представить оператору связи заверенное оригиналом печати постановление суда. В случае нахождения оперативного подразделения уполномоченного органа в другом субъекте РФ предоставление судебного акта может быть обеспечено путем непосредственного предоставления судебного акта оператору связи представителем уполномоченного органа либо посредством федеральной фельдъегерской связи.
При предоставлении постановлений суда операторам связи юридический механизм взаимодействия оператора связи и уполномоченного органа может корректироваться с учетом законодательства о государственной тайне.
Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
При этом на основании разд. 5 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 3 марта 2005 г.), постановление суда, разрешающее органу ОРД получить информацию о соединениях и трафике конкретного абонента, может быть отнесено к сведениям, раскрывающим планы оперативно-розыскной деятельности, что подпадает под режим защиты государственной тайны.
В этом случае для обеспечения законного взаимодействия уполномоченных органов и оператора связи необходимо оформить допуск к государственной тайне должностного лица (лиц) оператора связи, ответственного за предоставление информации об абонентах, подпадающей под тайну телефонных переговоров и требующей предъявления оператору связи судебного акта.
Порядок предоставления допуска к государственной тайне определен в ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, в контексте конституционного толкования права на телефонные переговоры и правоприменительной практики для действий уполномоченных органов, направленных на получение информации о соединениях и трафике абонентов, требуется получение судебного постановления с указанием конкретного абонента и срока проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, в течение которого оператором связи будет предоставлен круглосуточный автоматизированный доступ к информации о трафике и соединениях абонента.
С учетом положений ст. 9 Закона об ОРД, установившей порядок выдачи мотивированного постановления инициатору оперативно-розыскного мероприятия по контролю за телефонными переговорами, уполномоченный орган предъявляет оператору связи постановление суда, заверенное оригиналом печати суда.
В случае отнесения судебного постановления, разрешающего получить информацию о соединениях и трафике конкретного абонента, к государственной тайне в целях обеспечения законного взаимодействия уполномоченных органов и оператора связи необходимо оформить допуск к государственной тайне должностного лица (лиц) оператора связи, ответственного за предоставление информации об абонентах, в порядке, определенном ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Имеют ли право и на каком основании органы ОРД получать персональные данные абонента из баз данных оператора связи?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, являются персональными данными.
Перечни персональных данных, включаемых в состав информационных ресурсов, получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона (п. 1 ст. 11 Закона об информации). При этом персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации (ст. 11 Закона об информации, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.)).
В статье 53 Закона о связи определен перечень сведений, включаемых в базы данных об абонентах - физических лицах. К ним относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Находясь в системной связи со ст. 11 Закона об информации п. 1 ст. 53 Закона о связи определил, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.
В пункте 1 ст. 11 Закона об информации установлено общее правило, согласно которому сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица возможно только с согласия лица либо на основании судебного решения.
Закон о связи является более специальным законом и регулирует режим доступа к информации об абонентах в п. 2 ст. 53 Закона о связи.
Так, операторы связи вправе использовать созданные ими базы данных об абонентах для осуществления информационно-справочного обслуживания, в том числе для подготовки и распространения информации различными способами, в частности на магнитных носителях и с использованием средств телекоммуникаций.
При этом сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи. Данное положение находится в системной связи со ст. 11 Закона об информации, допускающей сбор, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну физического лица только с его согласия.
Однако в четвертом абзаце п. 2 ст. 53 Закона о связи сформулировано, что "предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".
Таким образом, Закон о связи, как специальный закон, не установил требования обязательного предъявления судебного решения для доступа третьих лиц к сведениям об абонентах-гражданах, а сделал отсылку к другим федеральным законам, предусматривающим случаи, порядок и условия такого доступа. В этом отношении Закон о связи не повторяет общего правила о необходимости судебного решения для доступа к личной тайне, семейной тайне физического лица-абонента, установленного в ст. 11 Закона об информации.
Статья 7 Закона об ОРД предусматривает случаи, когда у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возникает право проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе наводить справки.
К ним относятся наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправных действий, о лицах, без вести пропавших, об обнаружении неопознанных трупов, поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Право на сбор данных также может быть обусловлено необходимостью принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
При этом согласно абз. 3 ст. 8 Закона об ОРД проведение оперативно-розыскных мероприятий без судебного решения возможно только при условии, что такие мероприятия не ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи. Содержание понятия указанной тайны раскрыто в Определении КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О.
Таким образом, для проведения без согласия гражданина иных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наведения справок об абонентах в объеме, не подпадающем под условия абзаца 3 ст. 8 Закона об ОРД, т.е. для выяснения фамилии, имени, отчества, места жительства и паспортных данных, наличия судебного решения не требуется.
Таким образом, системное толкование абз. 4 п. 2 ст. 53 Закона о связи и ст. 7 и 8 Закона об ОРД, с учетом Определения КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О, позволяет сделать вывод о том, что получение информации о фамилии, имени, отчестве, месте жительства и реквизитах основного документа, удостоверяющего личность, абонента-гражданина без сведений о соединениях и трафике подпадает под признаки оперативно-розыскного мероприятия по наведению справок и не требует получения судебного решения.
Указанная информация может быть представлена оператором связи органам ОРД по письменному запросу с указанием основания, предусмотренного в ст. 7 Закона об ОРД, для получения такой справки.
К правоотношениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и операторов связи по получению информации о фамилии, имени, отчестве, месте жительства и реквизитах основного документа абонента-гражданина недопустимо применять общее правило, сформулированное в ст. 11 Закона об информации, о необходимости получения судебного решения для такого доступа. При таком толковании норм права утрачивается смысл оперативно-розыскного законодательства и эффективное выполнение оперативно-розыскных задач становится невозможным.
Какие документы в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД, должны представить уполномоченные органы для получения доступа к информационным системам оператора связи? Каковы действия оператора связи, если в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД, в течение 48 часов не будет представлено судебное решение?
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Оператор связи при получении от уполномоченного органа мотивированного постановления обязан предоставить доступ к информации, указанной в п. 14 Правил, без истребования доказательств уведомления суда.
Однако в случае непредставления судебного решения, санкционирующего доступ к информации, указанной в п. 14 Правил, в течение 48 часов с даты начала проведения этого оперативно-розыскного мероприятия оператор связи обязан прекратить автоматизированный круглосуточный доступ уполномоченного органа к информации о конкретном абоненте.
В случаях, предусмотренных в ст. 8 Закона об ОРД, операторы связи обязаны обеспечить круглосуточный доступ уполномоченных государственных органов к базам данным с информацией о соединениях и трафике конкретного абонента на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа ОРД без истребования доказательств уведомления суда.
При непредставлении судебного решения, санкционирующего доступ к информации о соединениях и трафике конкретного абонента, в течение 48 часов с даты начала проведения этого оперативно-розыскного мероприятия оператор связи обязан прекратить автоматизированный круглосуточный доступ уполномоченного органа к информации о конкретном абоненте.
Для оператора связи не наступает негативных правовых последствий за предоставленную уполномоченному органу информацию в период от момента получения мотивированного постановления до истечения 48 часов при отсутствии судебного решения, т.к. оператор связи действует в порядке, предусмотренном федеральным законом, и в его действиях отсутствует вина за несоблюдение тайны связи.
Каким образом оператор связи может исполнить обязанность, предусмотренную в п. 12, 14 Правил, по обеспечению круглосуточного удаленного доступа уполномоченных государственных органов ОРД к базам данных, содержащих сведения о лицах, использующих оконечное оборудование юридического лица-абонента, с учетом отсутствия обязанности абонента, представлять списки данных лиц?
Какие могут наступить для оператора связи негативные правовые последствия в связи с неисполнением указанной обязанности, предусмотренной в п. 12, 14 Правил?
Как определить список пользователей абонента - юридического лица, имеющих доступ к оконечному устройству, в том числе таксофону, в больницах, гостиницах, школах и других местах общего пользования?
В соответствии с п. 14 Правил базы данных оператора связи, содержащие информацию об абонентах - юридических лицах и предназначенные для доступа уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, должны содержать наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность.
Положения п. 14 Правил основаны на требованиях п. 1 ст. 53 Закона о связи в отношении объема сведений об абоненте - юридическом лице (наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования).
Важно отметить, что п. 14 Правил в части определения объема сведений о работниках абонента - юридического лица, которые должны быть известны оператору связи, не соответствует Закону о связи, не требующему указания мест жительства и паспортных данных работников абонента. Однако данное несоответствие не освобождает операторов связи от представления уполномоченному органу информации о работниках абонента - юридического лица в объеме, определенном в п. 14 Правил, несмотря на то что обязанность операторов связи по сбору сведений об абонентах не предусмотрена в Законе о связи.
С учетом действующих нормативных актов и по условиям заключенных оператором связи договоров с абонентами - юридическими лицами, у юридических лиц отсутствует обязанность представлять оператору связи список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица.
Правила вводятся в действие с 1 января 2006 г.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 Министерству информационных технологий и связи РФ совместно с ФСБ России до 1 января 2006 г. поручено внести в установленном порядке в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся информации об абонентах сети связи оператора связи, включаемой в базы данных, что не исключает внесения изменений в действующие нормативные акты, на основании которых будет установлена обязанность абонентов - юридических лиц представлять оператору связи заверенные списки лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица.
В качестве другого варианта, обеспечивающего надлежащее исполнение оператором связи своих обязанностей, предусмотренных в п. 14 Правил, возможно изменение с 1 января 2006 г. условий договоров, заключенных оператором связи с абонентами - юридическими лицами, где необходимо предусмотреть соответствующую обязанность абонента по представлению заверенного списка лиц.
В случае отказа юридических лиц в добровольном порядке изменить условия договора, право на изменение условий действующих договоров с абонентами - юридическими лицами может быть обосновано оператором связи существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ). В этом случае условия договоров могут быть изменены судом по требованию оператора связи.
Обязанность по определению списка конкретных физических лиц, имеющих доступ к оконечному оборудованию юридических лиц, лежит на организациях, которые определяют данный список, исходя из практической возможности доступа конкретных лиц (в первую очередь работников) к данному оконечному оборудованию.
В случаях отсутствия реальной возможности составлять список неопределенного либо постоянно меняющегося круга лиц, когда оконечным оборудованием (например, таксофон, телефон в больницах, гостиницах, школах и т.д.) абонента - юридического лица могут пользоваться как работники, так и неопределенный круг лиц (посетители, больные, учащиеся и т.д.), списки могут составляться только на работников больницы, гостиницы, школы, которые в силу своих трудовых обязанностей имеют потребность и возможность пользоваться указанным оконечным оборудованием.
При этом более детальная регламентация составления списков в указанных ситуациях может быть определена в ведомственных нормативных актах, принятых в развитие Правил.
При отсутствии в базах данных информации о списках лиц, использующих конкретное оконечное оборудование абонента - юридического лица, оператор связи при наличии доказательств его вины может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в виде административного штрафа за непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а также за представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Размер административного штрафа на должностных лиц определен от 3 до 5 МРОТ, а на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
Таким образом, установление обязанности абонентов - юридических лиц по представлению операторам связи заверенного списка лиц, использующих оконечное оборудование, возможно путем внесения изменения в действующие нормативные акты (п. 3 постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538) либо путем изменения условий договоров оператора связи с абонентами - юридическими лицами.
Пункт 14 Правил в части определения объема сведений об абоненте- юридическом лице, которые должны быть известны оператору связи, не соответствует Закону о связи, что, однако, не освобождает операторов связи от представления уполномоченному органу информации о работниках абонента- юридического лица в объеме, определенном в п. 14 Правил.
В случае непринятия каких-либо мер, направленных на изменение условий договоров с абонентами - юридическими лицами, и при наличии доказательств вины за отсутствие в базах данных информации о списках лиц, использующих оконечное оборудование абонента - юридического лица, оператор связи может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Возникает ли у оператора связи обязанность по предоставлению информации, указанной в п. 14 Правил, иному, кроме органов ФСБ (МВД), государственному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в случае обращения данного государственного органа с представлением надлежащих правовых оснований для получения такой информации?
В соответствии со ст. 13 Закона об ОРД право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
С учетом положений ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре операторов связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами ОРД.
В пункте 4 ст. 64 Закона о связи на Правительство РФ была возложена обязанность по определению порядка взаимодействия операторов связи с государственными органами ОРД. Одним из элементов такого порядка является определение уполномоченных субъектов взаимодействия с операторами связи при предоставлении информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.
Пункт 1 Правил раскрывает, что порядок распространяется на случаи взаимодействия операторов связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия с использованием технических средств в сети связи оператора связи и при предоставлении уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи.
В пункте 2 Правил четко указано, что уполномоченными органами, которые осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, являются органы федеральной службы безопасности.
Согласно п. 13 Правил информационные системы, содержащие базы данных, подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте РФ определяются органом федеральной службы безопасности.
Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться при наличии правовых оснований органам ФСБ России путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.
При этом органы ФСБ России осуществляют указанные полномочия по проведению оперативно-розыскных мероприятий, в том числе в интересах других органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью на территории РФ, что предполагает наличие соответствующих межведомственных соглашений.
Следует отметить, что органы ФСБ России были определены как уполномоченные по осуществлению контроля за телефонными переговорами и иными сообщениями, передаваемыми по сетям электросвязи, в интересах иных органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, еще Указом Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891.
Таким образом, исходя из ст. 6 и 13 Закона об ОРД, ст. 64 Закона о связи, п. 1-3, 12-13 Правил операторы связи обязаны предоставлять круглосуточный автоматизированный доступ к информации об абонентах, предусмотренной в п. 14 Правил, только уполномоченным подразделениям органов ФСБ (МВД) России при предоставлении соответствующих документов (судебного постановления, мотивированного постановления руководителя оперативного подразделения, запроса).
При этом в рамках взаимодействия оператора связи с уполномоченным органом ФСБ (МВД) доступ к информации об абонентах, не требующей получения судебного постановления, может быть предоставлен на постоянной основе в автоматизированном режиме без истребования официального письменного запроса для каждого автоматизированного запроса о фамилии, имени, отчестве абонента, месте жительства и паспортных данных.
Однако положения Правил об уполномоченном органе, которому предоставляется круглосуточный автоматизированный доступ к информационным системам, не лишает права других органов ОРД, перечисленных в ст. 13 Закона об ОРД, на наведение справок о персональных данных абонента либо на получение на основании судебного постановления информации о соединениях и трафике абонентов.
Наведение справок иными, кроме ФСБ (МВД), органами осуществляется не в режиме автоматизированного круглосуточного доступа, т.к. на данную форму получения информации в соответствии с п. 1-3, 12-13 Правил имеют право только ФСБ (МВД) России, а в режиме направления (предоставления) письменных запросов с приложением при необходимости судебного постановления, заверенного оригиналом печати.
Таким образом, на основании ст. 6-8 Закона об ОРД другие органы ОРД, перечисленные в ст. 13 Закона об ОРД, имеют право на наведение справок о персональных данных абонента либо на получение на основании судебного постановления информации о соединениях и трафике абонентов при предоставлении соответствующих документов (запроса, судебного постановления).
При этом в соответствии с Правилами на наведение справок в режиме автоматизированного круглосуточного доступа имеют право только уполномоченные подразделения органов ФСБ (МВД) России.
На основании п. 3 Правил при отсутствии у органов ФСБ России необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия осуществляют органы внутренних дел, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
Если оператором связи был предоставлен до принятия Правил автоматизированный доступ органам МВД России к базам данных об абонентах без соответствующего согласования с органами ФСБ России, то при отсутствии у последних оперативно-технических возможностей для решения задач, для целей которых был предоставлен автоматизированный доступ, органам МВД необходимо получить соответствующее подтверждение от органов ФСБ и представить его оператору связи.
Какие действия должен предпринять оператор связи, чтобы определить единственный уполномоченный орган ФСБ или МВД РФ, которому должна быть представлена информация, указанная в п. 14 Правил?
На основании ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" ФСБ России представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение задач по обеспечению безопасности РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 в структуру органов ФСБ России входит Федеральная служба безопасности РФ, имеющая в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции; управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности) и другие подразделения (учреждения), предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Согласно п. 5 Правил на основании заявления оператора связи, получившего лицензию, руководителем органа ФСБ России определяется уполномоченное подразделение органа Федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Следует отметить, что до принятия Правил действовал и действует на основании Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" приказ Минсвязи России от 25 июля 2000 г. N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и сетях персонального радиовызова общего пользования" (далее - приказ Минсвязи России N 130).
Приказом предусмотрено взаимодействие операторов связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств в сеть связи оператора связи.
На основании указанных нормативных актов операторы связи, получившие лицензии до Правил, уже взаимодействуют с соответствующими уполномоченными подразделениями органов ФСБ России.
С учетом отсутствия ведомственных нормативных актов, принятых в развитие Правил, оператору связи, получившему лицензию до Правил и уже осуществляющему взаимодействие с уполномоченным подразделением органа ФСБ России, нет необходимости подавать заявление в территориальный орган ФСБ России.
Все вопросы, связанные с созданием базы данных об абонентах и предоставлением доступа к этой информации, указанной в п. 14 Правил, могут быть решены в процессе взаимодействия с существующим уполномоченным подразделением ФСБ России.
Каким образом и когда оператор связи узнает об уполномоченном органе, который должен быть подключен к базам данных оператора связи с учетом положений п. 3 и 5 Правил?
В рамках взаимодействия оператора связи с уполномоченным подразделением будет определен пункт управления органа ФСБ России, к которому должны быть подключены информационные системы, содержащие базы данных оператора связи, предусмотренные в п. 14 Правил.
При этом подключение информационных систем необходимо отличать от внедрения технических средств в сеть связи, требующих составления плана мероприятий по внедрению технических средств в сеть связи, в порядке, установленном п. 7-8 Правил.
В любом случае уполномоченный орган, имеющий право на доступ к информационным системам оператора связи, будет установлен в процессе взаимодействия оператора связи с уполномоченным подразделением органа ФСБ России.
Таким образом, на основании п. 5, 12-14 Правил государственный орган, которому должна быть представлена информация об абонентах операторов связи, будет установлен в процессе взаимодействия оператора связи, получившего лицензию, с уполномоченным подразделением ФСБ России, а для операторов связи, получивших лицензию до принятия Правил,- в процессе взаимодействия с ранее определенным уполномоченным подразделением ФСБ России.
При отсутствии у органов ФСБ России в отдельных регионах необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с подключением к информационным системам операторов связи, доступ к информации, указанной в п. 14 Правил, будут иметь органы внутренних дел.
Какие сроки для подачи заявления в орган ФСБ необходимо соблюсти оператору связи для определения уполномоченного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с оператором связи, если со времени получения лицензии на оказание услуг связи прошло намного больше 60 дней с учетом требований п. 5 Правил?
Согласно п. 5 Правил операторы связи обязаны не позднее 60 дней с даты получения лицензии на оказание услуг связи подать заявление руководителю территориального органа ФСБ России для определения уполномоченного подразделения органа ФСБ России, с которым должно осуществляться взаимодействие.
Взаимодействие операторов связи с уполномоченными государственными органами ОРД включает в себя использование технических средств в сети связи оператора связи, предоставление оператором связи информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач (п. 1 Правил).
Выше уже отмечалось, что на данный момент действует приказ Минсвязи России N 130, которым предусмотрено взаимодействие операторов связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств в сеть связи оператора связи.
На основании нормативных актов, принятых до введения Правил, операторы связи, получившие лицензии, уже взаимодействуют с соответствующими уполномоченными подразделениями органов ФСБ России.
По Правилам, взаимодействие также подразумевает подключение уполномоченных органов к информационным системам, содержащим базы данных операторов связи, и осуществление круглосуточного удаленного доступа к этим базам данным.
Однако Правила не регулируют порядок подачи заявлений операторами связи, получившими лицензию до принятия новых Правил.
С учетом отсутствия на данный момент каких-либо ведомственных актов, принятых в развитие Правил, определение вопроса о возникновении обязанности по подаче такого заявления в территориальный орган ФСБ России у оператора связи, получившего лицензию до принятия Правил, зависит от юридической и фактической цели подачи такого заявления.
Обязанность заявить о своем существовании территориальному органу ФСБ России возлагается на операторов связи, получивших лицензию, для определения уполномоченного подразделения ФСБ России, с которым необходимо взаимодействовать для практического решения вопросов внедрения технических средств и предоставления доступа к информации, и установлен срок для подачи такого заявления.
Следовательно, оператору связи, получившему лицензию до введения Правил и уже осуществляющему взаимодействие с уполномоченным подразделением органа ФСБ России, нет необходимости подавать новое заявление в территориальный орган ФСБ России. Все вопросы, связанные с созданием базы данных об абонентах и предоставлением доступа к этой информации, указанной в п. 14 Правил, могут быть решены в процессе взаимодействия с существующим уполномоченным подразделением.
Если у оператора связи, получившего лицензию до введения Правил, отсутствует уполномоченное подразделение органа ФСБ, с которым осуществляется взаимодействие, то обязанность по подаче заявления, указанного в п. 5 Правил, возникнет только в первый рабочий день 2006 г., т.к. Правила вступают в силу с 1 января 2006 г.
Таким образом, с учетом отсутствия на данный момент каких-либо ведомственных актов, принятых в развитие Правил, обязанность по подаче заявления в территориальный орган ФСБ и срок подачи такого заявления, установленный в п. 5 Правил, можно применить только к операторам связи, получившим лицензию и не имеющим определенного уполномоченного подразделения ФСБ России, с которым необходимо взаимодействовать для практического решения вопросов внедрения технических средств и предоставления доступа к информации.
В случае если оператор связи уже взаимодействует с уполномоченным подразделением органа ФСБ России, то у него не возникает обязанности по подаче такого заявления в территориальный орган ФСБ и срок, установленный в п. 5 Правил, к данному оператору связи не применим.
Как оператор связи должен исполнять требования Правил после 1 января 2006 г., если не будут утверждены указанные в п. 4 Правил требования, предъявляемые к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий?
В соответствии с п. 4 Правил сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством информационных технологий и связи РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ.
Приказом Минсвязи России N 130 предусмотрено взаимодействие операторов связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств в сеть связи оператора связи. В пункте 1.4 приказа Минсвязи России N 130 указаны нормативные акты, устанавливающие требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях электросвязи России.
В случае неутверждения Министерством информационных технологий и связи РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ новых требований к сетям и средствам связи, необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий, оператор связи не прекращает выполнять утвержденный в порядке, предусмотренном приказом Минсвязи России N 130, план мероприятий по внедрению технических средств на коммутационном оборудовании, соответствующим действующим нормативным актам о связи.
При этом необходимо учитывать, что в случае применения оператором связи средств связи, для которых не установлены требования, указанные в п. 4 Правил, оператор связи на основании обращения органа ФСБ России предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Министерством информационных технологий и связи РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ (п. 6 Правил).
Таким образом, в случае неутверждения Министерством информационных технологий и связи РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ требований к сетям и средствам связи, необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий, оператор связи должен взаимодействовать с уполномоченным подразделением ФСБ России по внедрению СОРМ на сетях и средствах связи, соответствующих действующим нормативным актам о связи.
Должна ли информация, указанная в п. 14 Правил, предоставляться уполномоченному органу ФСБ России на бесплатной основе либо оператор связи может взимать за это плату?
Согласно ст. 1 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
К числу оперативно-розыскных мероприятий относится наведение справок, что предполагает получение уполномоченными органами необходимой информации, контроль за телеграфными и иными сообщениями, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи (ст. 6 Закона об ОРД).
В пункте 1 ст. 64 Закона о связи возможность надлежащего проведения оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается обязанностью операторов связи предоставлять уполномоченным государственным органам информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач.
Правилами определен порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Одной из форм такого взаимодействия является предоставление операторами связи круглосуточного доступа уполномоченных органов к информации, указанной в п. 14 Правил.
К числу уполномоченных органов на получение данной информации Правила относят органы ФСБ России, а в случаях отсутствия у органов ФСБ России оперативно-технических возможностей - органы МВД России.
В соответствии с п. "м" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы ФСБ России имеют право на безвозмездной основе получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы Федеральной службы безопасности обязанностей, в целях исполнения которых ФСБ России осуществляет оперативно-розыскную деятельность.
Следует отметить, что аналогичное право по безвозмездному получению информации предоставлено органам внутренних дел (п. 30 ст. 11 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции").
Таким образом, на основании п. 1 ст. 64 Закона о связи, п. "м" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" операторы связи обязаны на безвозмездной основе предоставлять уполномоченным органам ФСБ России информацию, указанную в п. 14 Правил.
Возникает ли на основании постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 обязанность операторов связи по финансированию работ по созданию автоматизированной системы отработки запросов и передачи ответов уполномоченному органу ОРД из баз данных, содержащих информацию, указанную в п. 14 Правил?
Вопросы финансирования проведения оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными органами регулируются непосредственно Законом об ОРД.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и органов МВД России.
Во исполнение Закона об ОРД 1 сентября 1995 г. был принят, а в июне 1999 г. опубликован Указ Президента РФ N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств", которым устанавливалось (п. 2), что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с внедрением технических средств в сети связи в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности.
Указанные федеральные нормативные акты регулируют вопросы финансирования такой формы взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами как внедрение технических средств в сети связи.
При этом на ведомственном уровне был принят приказ Минсвязи России N 130, п. 2.1 и 2.8 которого обязывают операторов связи приобретать и устанавливать технические средства на коммутационном оборудовании за свой счет, что противоречит федеральному законодательству.
Отношения, регулируемые п. 12-14 Правил, касаются предоставления информации уполномоченным органам, и вопросы финансирования данной формы взаимодействия прямо не урегулированы Законом об ОРД.
Системное толкование п. 1 ст. 64 Закона о связи, п. "м" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", п. 30 ст. 11 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" позволяет сделать вывод, что операторы связи должны безвозмездно предоставлять информацию уполномоченным органам.
Предоставление информации как действие оператора по передаче через сети связи информации о соединениях, трафике и платежах абонентов либо путем обеспечения автоматизированного доступа уполномоченных органов к своим базам данных следует отличать от создания самой автоматизированной системы.
Правила вменяют в обязанность оператора связи формировать соответствующие базы данных и своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи, но не обязывают оператора связи финансировать создание самой автоматизированной системы отработки запросов и передачи ответов уполномоченному органу.
При проведении работ по созданию автоматизированной системы, обеспечивающей круглосуточный доступ к базам данных оператора, при осуществлении пусконаладочных работ в рамках взаимодействия с уполномоченным подразделением ФСБ России оператор связи может требовать оплаты выполняемых работ, если они выполняются силами оператора, как связанных с обеспечением оперативно-розыскной деятельности.
Данный вывод подтверждается и ст. 19 Закона об ОРД, согласно которой обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится к расходным обязательствам РФ и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 64 Закона о связи, п. "м" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", п. 30 ст. 11 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", п. 12-14 Правил операторы связи обязаны за свой счет формировать базы данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи, своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных и безвозмездно предоставлять эту информацию, в том числе через автоматизированную систему, уполномоченным органам.
На основании ст. 19 Закона об ОРД создание в целях обеспечения оперативно-розыскной деятельности новой автоматизированной системы, предоставляющей уполномоченным органам круглосуточный доступ к базам данных оператора, финансируется за счет средств уполномоченных подразделений органов ФСБ России по решению руководителя этого подразделения, принятого в рамках взаимодействия с оператором связи, т.к. обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится к расходным обязательствам РФ.
Обязан ли оператор связи с целью сохранения конфиденциальности имеющихся у него баз персональных данных абонентов, а также данных об оказанных им услугах осуществлять технический контроль количественных параметров автоматизированных запросов уполномоченного подразделения ФСБ (МВД) России?
Нужно ли ограничивать количество таких запросов при появлении признаков "скачивания" значительных объемов баз данных?
Не противоречит ли законодательству РФ, связанному с защитой указанной выше конфиденциальной информации, наличие постоянного подключения уполномоченного органа к базам данных оператора связи с возможностью создания практически неограниченного количества автоматизированных запросов на вывод информации?
Установленный Правилами порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами ФСБ (МВД) России в форме обеспечения доступа к базам данных, содержащих информацию о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов, необходимо применять с учетом норм ст. 23 Конституции РФ, ст. 63, 64 Закона о связи, Определения КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О и правоприменительной практики.
На основании указанных нормативных актов уполномоченный орган ФСБ (МВД) России может получить доступ к информации о соединениях, трафике и платежах конкретного абонента-гражданина либо абонента - юридического лица, если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, имеется в списке лиц, использующих оконечное оборудование данного абонента - юридического лица, только на основании судебного решения.
В судебном решении предусматривается срок, в течение которого уполномоченный орган будет иметь доступ к базам данных оператора для получения информации о конкретном абоненте. В течение данного срока оператор должен обеспечить круглосуточный доступ к информации о соединениях, трафике и платежах конкретного абонента и не может ограничивать количество запросов уполномоченного органа об этом абоненте.
В то же время п. 2 ст. 63 Закона о связи на операторов возлагается обязанность по обеспечению тайны связи.
С учетом данной обязанности при разработке автоматизированной системы отработки запросов и передачи ответов с целью сохранения конфиденциальности баз персональных данных всех абонентов оператору необходимо разработать механизмы технического контроля за автоматизированными запросами уполномоченного подразделения ФСБ (МВД) России, обеспечивая доступ только к информации об абонентах, в отношении которых в установленном законом порядке проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Таким образом, наличие постоянного подключения уполномоченного органа ФСБ (МВД) России к базам данных оператора связи, предусмотренного п. 12-13 Правил, с возможностью неограниченного количества автоматизированных запросов на вывод информации о конкретном абоненте, в отношении которого имеется решение суда, не противоречит действующему законодательству и направлено на обеспечение задач оперативно-розыскной деятельности.
При этом на основании ст. 63 Закона о связи при разработке автоматизированной системы с целью сохранения конфиденциальности баз персональных данных всех абонентов оператору необходимо разработать механизмы технического контроля за автоматизированными запросами уполномоченного подразделения ФСБ (МВД) России, обеспечивая доступ только к информации об абонентах, в отношении которых в установленном законом порядке проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Необходимо ли запрашивать судебное решение у следователя прокуратуры при предъявлении им оператору связи постановления о выемке информации о входящих и исходящих соединениях (переговорах) абонента? Каковы основания выдачи информации об абонентах (персональных данных) сотрудникам прокуратуры? Правомерно ли предоставление указанных сведений на основании простого письменного запроса?
В соответствии с п. 1 ст. 13 УПК РФ ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Данное ключевое положение обеспечивает в уголовно-процессуальном законодательстве реализацию ст. 23 Конституции РФ.
Частью 2 ст. 13 УПК РФ предусмотрено, что наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения.
Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение о наложении ареста на корреспонденцию, разрешения на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, а также о контроле и записи телефонных и иных переговоров, что установлено п. 8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ. Поэтому следователь любого ведомства, в том числе и следователь прокуратуры, в случаях, предусмотренных п. 8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, включая и ходатайство о производстве выемки в учреждениях связи.
Недопустима подмена выемки так называемым "изъятием предметов и документов", что имеет место на практике в деятельности правоохранительных органов. Выемка является следственным действием и проводится только по возбужденному уголовному делу. Если уголовное дело не возбуждено, то выемка не производится. Выемка производится, когда точно известно, у кого находятся искомые предметы и документы.
Не следует путать выемку с получением информации об абонентах, их телефонных переговорах и т.п. на основании письменных запросов работников правоохранительных органов. Согласно ст. 183 УПК РФ выемке подлежат конкретные предметы и документы, а не информация, в том числе содержащаяся в базах данных операторов связи.
Если выемка документов или ответ на запрос повлекут ограничение права гражданина на тайну телефонных и иных переговоров, то необходимо соответствующее судебное решение.
Общий порядок выемки определен в ст. 183 УПК РФ, которая производится на основании постановления органа дознания, следователя или прокурора. В учреждениях связи выемка производится также в соответствии со ст. 185 УПК РФ, когда происходит арест на почтово-телеграфные отправления, на основании решения суда.
Такое решение дается судьей районного или военного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В случае отказа суда на производство выемки в учреждениях связи, оператор связи не может разрешить следователю производство выемки документов, предметов, содержащих информацию о входящих, исходящих соединения (переговорах) абонента.
Кроме того, выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора (п. 3 ст. 183 УПК РФ), которая в указанных случаях будет предшествовать судебному решению.
Таким образом, при предъявлении следователем прокуратуры оператору связи постановления о выемке документов, содержащих информацию, связанную с тайной телефонных переговоров абонента, следователь обязан представить решение суда, т.к. изъятие любых предметов, документов в организациях связи не может происходить без предъявления постановления о выемке, санкционированного судом. В определенных законом случаях одновременно требуется санкция прокурора.
Если дознаватель, следователь или прокурор обращаются в организацию связи с запросом, не влекущим изъятие документов, то в таком случае выемка не производится.
Следует отметить, что Закон об ОРД не регулирует производство выемки, т.к. выемка не относится к оперативно-розыскным мероприятиям, в связи с чем недопустимо по аналогии применять к действиям органов ОРД по получению информации об абонентах нормы уголовно-процессуального законодательства.
Следователь, дознаватель, прокурор, судья могут обратиться в организацию связи с письменным запросом в целях получения сведений об абоненте. Если этот запрос об абоненте ограничивается персональными данными абонента, собранными оператором связи в процессе оказания услуг связи (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа удостоверяющего личность, номер телефона, адрес установки оборудования), раскрытие которых не нарушает тайну телефонных переговоров, то данные сведения могут быть представлены по запросу следователя, прокурора без судебного решения. Эти сведения имеются в организациях связи, и данные организации обязаны их представить по запросу органов, производящих предварительное следствие, дознание, прокурора.
В случае возникновения сомнений в подлинности либо достоверности запроса оператор связи вправе обратиться в вышестоящий орган ведомства, откуда поступил запрос, или в органы прокуратуры для получения разъяснений согласно ст. 37 УПК РФ.
Если запрос поступил от органов ОРД и данный запрос также вызывает сомнение, то оператор связи вправе в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД обратиться в органы прокуратуры.
Сведения об абонентах - юридических лицах могут быть разглашены только в пределах сведений, собранных оператором связи в процессе выполнения своих функций по оказанию услуг связи. При этом предоставление таких сведений возможно на основании письменного запроса следователя прокуратуры.
В.А. Вайпан,
главный редактор журнала "Право и экономика", руководитель отдела
научных договорных работ Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, член Центрального
совета Союза юристов России и Координационного совета
Международного союза юристов, член научно-методического
совета при ЦИК России, специалист по трудовому
и гражданскому праву, адвокат, кандидат юридических наук
С.Р. Гладких,
руководитель Аналитического правового центра "Юридического
Дома "Юстицинформ", аспирант Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
специалист по гражданскому, налоговому праву,
по гражданскому и арбитражному процессу,
а также по системному анализу законодательства
"Право и экономика", N 1, январь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 5 сентября 2005 г. N 36. Ст. 3704.
*(2) См.: Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный). М.: ЗАО Юстицинформ, 2005; Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. М.: "Спарк", 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Авторы
В.А. Вайпан - главный редактор журнала "Право и экономика", руководитель отдела научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРоссийской Федерации, член Центрального совета Союза юристов России и Координационного совета Международного союза юристов, член научно-методического совета при ЦИК России, Специалист по трудовому и гражданскому праву, адвокат, кандидат юридических наук
Родился 19 июня 1964 г. в г. Волхове Ленинградской обл. В 1986 г. с отличием окончил юридический факультет Одесского государственного университета. 1986-1989 гг. - очная аспирантура во ВНИИ советского государственного строительства и законодательства. Научная проблематика: оплата труда, юридические лица, собственность. Участвовал во многих крупных арбитражных делах.
Автор многочисленных публикаций, в том числе: Коллективный договор сквозь призму перестройки (1988); Социальная справедливость и трудовое право (1987); Комментарий к Основам законодательства Союза ССР об аренде (1990); Ликвидация юридического лица (1997); Комментарий к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, (2003); отв. редактор Комментария к новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ (2003), Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), Комментария к новому Уставу железных дорог РФ (2003).
С.Р. Гладких - руководитель Аналитического правового центра "Юридического Дома "Юстицинформ", аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу, а также по системному анализу законодательства
Родился 29 апреля 1977 г. в Москве. Окончил МГЮА в 2001 г. Имеет успешный опыт налогового консультирования предприятий и представительства организаций в суде по налоговым спорам.
Автор ряда комментариев к законодательству, книг и многочисленных публикаций в юридических журналах.
"Право и экономика", 2006, N 1