Право на обращение в арбитражный суд
о признании должника несостоятельным (банкротом)
Гражданское судопроизводство, как деятельность суда по осуществлению правосудия, состоящая в разбирательстве и разрешении в судебных заседаниях гражданских дел в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, делится на определенные виды. Вид гражданского судопроизводства - это регулируемый нормами гражданского и арбитражного процессуального права порядок осуществления правосудия по гражданским делам, сходным по своей материально-правовой природе, обусловившей определенные процессуальные особенности их судебного рассмотрения и разрешения*(1).
В теории права традиционно выделяют три вида гражданского судопроизводства - исковое, административное, особое. Специфика материальных правоотношений, требующая установления существенных процессуальных особенностей судебного рассмотрения и разрешения дел, - основная причина деления гражданского судопроизводства на самостоятельные виды. Каждый вид гражданского судопроизводства имеет свою процессуальную сущность, характеризуется определенными особенностями судебной процедуры. Таким образом, каждый вид судопроизводства подразумевает особый характер возбуждения дел различной категории и процессуальный порядок их рассмотрения.
Для искового судопроизводства характерны следующие особенности:
1) наличие правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права и подлежащего в силу закона рассмотрению в определенном порядке;
2) наличие спора о праве;
3) наличие двух сторон с противоположными юридическими интересами*(2).
В основе производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, лежит спор о праве, но не гражданского, а административного характера. Поскольку эти дела рассматриваются хотя и по общим правилам искового судопроизводства, но с определенными процессуальными особенностями, это производство определяется как самостоятельный вид производства по спорам об административных имущественных или неимущественных правах, состоящий в проверке законности и обоснованности административных актов и отличающийся особенностями судебной процедуры*(3). Данные особенности связаны, прежде всего, с правовым положением спорящих сторон (равенство сторон в гражданских правоотношениях и отношениями власти и подчинения в административных правоотношениях).
Особое производство отличается от двух других видов гражданского судопроизводства, прежде всего, материально-правовой природой дел, входящих в его состав. Дела особого производства характеризуются тем, что предметом судебной деятельности является защита охраняемых законом интересов. В особом производстве задача суда исчерпывается установлением наличия или отсутствия юридических фактов. Также одним из отличий особого производства от двух других видов судопроизводства является то, что в нем отсутствует спор о праве. Если в ходе процесса выясняется, что существует спор о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения (пункт 4 статьи 148 АПК РФ).
Дела о несостоятельности (банкротстве) традиционно относятся к делам особого производства. В них нет спора о праве. Условием возбуждения дела является невозможность получить от должника причитающиеся платежи при наличии предусмотренных признаков банкротства. Защита интересов заявителей осуществляется путем установления юридического факта - признания должника банкротом. Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:
1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);
2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина*(4).
Реализация субъективных прав кредиторов зависит от установления факта несостоятельности*(5). В случае признания должника банкротом открывается конкурсное производство, в ходе которого требования кредиторов удовлетворяются особым образом. Дела о несостоятельности (банкротстве) относят к разновидности дел особого производства и другие авторы*(6). Отнесение дел о несостоятельности к делам особого производства подтверждается и практикой Конституционного Суда. В частности, в постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П указано, что в делах о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды устанавливают юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по платежам своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам конкурсного производства. В случаях же признания должника платежеспособным эти требования удовлетворяются в исковом порядке.
Вместе с тем высказывались также мнения о необходимости отнесения дел о несостоятельности (банкротстве) в отдельный вид судопроизводства*(7).
В соответствии с АПК РФ 2002 г. дела о несостоятельности (банкротстве) выделены в отдельную категорию дел (статья 33 АПК РФ). Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: 1) искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; 2) заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В главе 28 АПК РФ и Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены общие положения и особенности возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) (статьи 223 - 225 АПК РФ, статьи 6 - 10, 32 - 62 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Все это позволяет сделать вывод о том, что дела о несостоятельности (банкротстве) выделены в новом АПК РФ в отдельный вид судопроизводства, который все же имеет тесную связь с делами особого производства. Во-первых, целью особого производства и производства по делам о несостоятельности (банкротстве) является установление определенного юридического факта (факта несостоятельности), во-вторых, глава 28 АПК РФ "производство по делам о несостоятельности (банкротстве)" следует сразу же за главой 27 АПК РФ, регулирующей рассмотрение арбитражными судами дел особого производства, что в структуре норм АПК РФ показывает их взаимосвязь.
Дела о несостоятельности (банкротстве) возбуждаются в арбитражном суде путем подачи заявления (статья 4 АПК РФ). Также как и в других видах гражданского судопроизводства перед арбитражным судом встает вопрос о наличии оснований (предпосылок и условий) для возбуждения дела. Совокупность оснований (предпосылок и условий) для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) образует определенный механизм возбуждения дел этой категории в арбитражном суде. Изучение механизма возбуждения производства по делу о несостоятельности важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений, складывающихся в этой сфере. Следовательно, механизм возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно их устранить.
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из достаточно распространенных и сложных категорий гражданских дел. Процессуальный порядок их рассмотрения регламентируется не только и не столько АПК РФ, сколько специальными законами. Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере признания должников несостоятельными (банкротами), помимо АПК РФ включает ГК РФ и Федеральные законы от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". В соответствии с пунктом 2 статьи 232 Закона о банкротстве закон о банкротстве естественных монополий утрачивает силу с 1 января 2009 г.
Согласно статье 224 АПК РФ с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В частности, ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 224 Закона о банкротстве), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника (пункт 3 статьи 224 Закона о банкротстве).
В силу статьи 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством РФ, и конкурсные кредиторы. Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает также лицо, к которому по сделке (уступка требования) перешло право (требование), принадлежавшее первоначальному кредитору на основании денежного обязательства. При обращении в арбитражный суд это лицо наряду с прочими документами должно представить документы, подтверждающие направление должнику доказательств перехода требования к новому кредитору. Если уступается требование, указанное в исполнительном листе, новый кредитор должен приобщить к заявлению о признании должника банкротом определение суда о замене взыскателя, указанного в исполнительном листе, новым кредитором (пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N 64 "Вопросы применения Федерального закона "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению ряда ученых, применительно к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом является единственным основанием для возбуждения дела о банкротстве. Опираясь на данную точку зрения, возбуждение производства по делу о несостоятельности возможно при наличии только одной предпосылки - подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом*(8). Действительно без данного заявления указанное производство не может быть возбуждено. Однако очевидно, что из данной модели "выпадают" так называемые признаки инициирования банкротства*(9).
М. Полуэктов рассматривает признаки инициирования банкротства как условия для возбуждения дела о банкротстве*(10). В.Ф. Попондопуло определяет признаки инициирования банкротства как внешние признаки банкротства, "служащие основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности"*(11).
Авторы учебника "Арбитражный процесс" под редакцией профессора В.В. Яркова считают, что для возбуждения дела о банкротстве необходимо наличие материально-правовых и процессуально-правовых условий. К материально-правовым условиям относятся: наличие субъекта банкротства; наличие у должника признаков банкротства. К процессуально-правовым условиям относятся: направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом; соблюдение определенного порядка получения долга*(12).
С моей точки зрения, применительно к арбитражному процессу, к праву лица на подачу заявления о признании должника банкротом корректнее употреблять понятия, которые уже сложились в теории процессуального права применительно к праву на обращение в арбитражный суд. Такими понятиями являются предпосылки права на обращение в арбитражный суд и условия реализации данного права. Ведь и признаки инициации банкротства или вышеназванные материально-правовые и процессуально-правовые условия возбуждения дела о несостоятельности являются необходимыми основаниями, без которых дела о несостоятельности (банкротстве) не могут быть возбуждены и рассмотрены в арбитражном суде. Соответственно, эти основания являются необходимыми предпосылками права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) и их отсутствие имеет в первую очередь свои процессуальные последствия. Поэтому применительно к производству по делам о несостоятельности (банкротстве) более правильно использовать понятия, выработанные теорией процессуального права.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом вытекает из общего конституционного права на судебную защиту, предоставленного каждому лицу в соответствии со статьей 46 Конституции РФ. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом - это право возбудить и поддерживать рассмотрение в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве)*(13). Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) является правомочием, осуществление которого полностью зависит от его обладателя. Данное правомочие следует рассматривать как производное непосредственно от общей процессуальной правоспособности граждан и юридических лиц. Правомочие перерастает в субъективное право с момента подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и при наличии определенных процессуальных юридических фактов, переводящих абстрактную возможность (правоспособность) в субъективное процессуальное право, это так называемая схема реализации правоспособности (правоспособность - юридический факт - субъективное право)*(14).
Субъективные гражданские процессуальные права могут возникнуть при наличии определенных предпосылок, которыми являются нормы арбитражного процессуального права, процессуальная правоспособность и процессуальные юридические факты. Возникновение права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) как субъективного гражданского процессуального права обусловлено, во-первых, нормами процессуального права, во-вторых, процессуальной правоспособностью и определенными фактами процессуального характера, т.е. теми жизненными обстоятельствами, которые выступают в качестве факторов, переводящих абстрактное предписание закона в область субъективных прав и юридических обязанностей определенных субъектов соответствующего правоотношения. Под предпосылками права на обращение с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) понимаются такие факты процессуального характера, с наличием или, наоборот, отсутствием которых процессуальный закон связывает возникновение у заинтересованного лица права на обращение в арбитражный суд.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) связано с наличием у заявителя как общих предпосылок права на обращение в арбитражный суд (подведомственность дела арбитражному суду, правоспособность заявителя и должника, отсутствие вступившего в законную силу решения о признании должника банкротом), так и специальных предпосылок, без которых это право возникнуть не может*(15). Специальные предпосылки права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным содержатся не в АПК РФ, а в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".
Процессуальным последствием отсутствия предпосылок права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом будет отказ в принятии заявления (статья 43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") или прекращение производства по делу (статья 150 АПК РФ, статья 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Первой общей предпосылкой права на обращение в арбитражный суд конкурсных кредиторов и уполномоченных органов с заявлением о признании должника банкротом будет подведомственность дела. Согласно статье 33 АПК РФ, статье 33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении дел о несостоятельности (банкротстве) установлена специальная подведомственность этих дел арбитражным судам. В теории процесса дается следующее определение специальной подведомственности: специальная подведомственность - это подведомственность, определяемая на основании особых указаний закона в порядке исключения из установленных правил*(16). Причем специальная подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражным судам является единичной специальной подведомственностью, так как рассмотрение данной категории дел отнесено законом к ведению одного юрисдикционного органа, а именно арбитражного суда. Это правило распространяется на всех участников конкурсного права, так как дела данной категории рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Чтобы быть субъектами права на обращение в арбитражный суд, необходимо обладать процессуальной правоспособностью. Новый АПК РФ в статье 43 определил, что процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов. Статья 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкретизирует, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, следовательно, они обладают процессуальной правоспособностью.
Процессуальная правоспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации в ЕГРЮЛ (статьи 49, 51 ГК РФ). Процессуальная правоспособность гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, возникает с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК РФ). Положение уполномоченных органов в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) определяется их компетенцией, которая не может быть сведена к процессуальной правоспособности*(17). Вместе с тем, очевидно, что компетенция как совокупность конкретных прав и обязанностей не может возникнуть на голом месте*(18). Но все же для реализации уполномоченным органом своей правоспособности он должен иметь предусмотренные законом, постановлением или положением соответствующие права и обязанности в сфере конкурсного судопроизводства.
Для действительности обращения к суду с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) недостаточно процессуальной правоспособности только заявителя. Необходимо, чтобы процессуальной правоспособностью обладал еще и должник, т.е. необходимо наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое, в соответствии с законодательством может быть объявлено банкротом (обладающего конкурсоспособностью)*(19). Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Не может быть возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) таких участников гражданских отношений, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, поскольку закон не наделил их конкурсоспособностью. В то же время банкротом может быть объявлен такой особый участник правоотношений, как крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее в соответствии с ГК правами юридического лица.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) необходимо также отсутствие вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта арбитражного суда. Очевидно, что в данном случае подразумеваются лишь те завершающие судебные акты, которые со вступлением в законную силу приобретают свойства не только неопровержимости, но и исключительности*(20). Это судебные решения арбитражного суда и определения о прекращении производства по делу. Предпосылкой права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) будет также и отсутствие в производстве арбитражного суда возбужденного дела о банкротстве и наличия введенной процедуры банкротства (статья 43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Согласно пункту 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" если до вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица в отношении этого юридического лица возбуждено дело о банкротстве, заявление о его ликвидации следует оставить без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 148 АПК РФ. Согласно статье 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. В данном случае это является условием надлежащей реализации права на предъявление иска.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" к специальным предпосылкам права конкурсного кредитора и уполномоченного органа на подачу заявления о признании должника банкротом относятся:
1) требования к должнику - юридическому лицу в совокупности не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей;
2) гражданин не способен удовлетворить требования по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
3) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;
4) неисполнение должником денежного требования в течение тридцати дней с момента предъявления к исполнению исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
В случае отсутствия какой-либо из специальных предпосылок права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) у конкурсного кредитора либо уполномоченного органа нет самого права на обращение в арбитражный суд. Следовательно, арбитражный суд прекращает производство по делу на основании пункта 1 статьи 150 АПК РФ, как и в случае отсутствия общих предпосылок права на обращение в арбитражный суд. В случае отсутствия предпосылки, указанной в пункте 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд также отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом по пункту 1 статьи 43 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Вместе с тем, по моему мнению, перечень оснований к отказу в принятии заявления о признании должника банкротом необходимо дополнить, по крайней мере, следующими основаниями: отсутствие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, подтверждающего наличие прав требования по денежным обязательствам к должнику; отсутствие неисполнения должником денежного требования в течение тридцати дней с момента предъявления к исполнению исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику и соответствующие нормы касательно взыскания обязательных платежей фискальными органами. Для возникновения у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права на подачу заявления о признании должника банкротом необходимо наличие всех четырех специальных предпосылок в совокупности.
В связи с вопросом о рассмотрении специальных предпосылок права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом хотелось бы остановиться на следующих моментах. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливает последствий в случае, если исполнительные действия отложены, приостановлены либо должнику предоставлена отсрочка исполнения решения. По буквальному смыслу данной нормы для принятия заявления и возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) безразлично, отложены ли исполнительные действия, приостановлено ли исполнительное производство либо должнику предоставлена отсрочка исполнения решения. Представляется, что тем самым нарушаются права должника, как стороны исполнительного производства и как будущего участника производства по делу о несостоятельности (банкротстве). В связи с этим необходимо внести изменения в норму пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следующего характера: право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по истечении тридцати дней с момента возбуждения исполнительного производства в случае отсутствия отложения исполнительных действий, приостановления исполнительного производства или отсрочки исполнения решения. При этом тридцатидневный срок течет непрерывно и его приостановление возможно только в вышеперечисленных случаях, при этом он не прерывается. В то же время можно установить и другие процессуальные последствия в случае, если исполнительные действия отложены, приостановлены либо должнику предоставлена отсрочка исполнения решения.
Для возникновения судебного процесса по конкретному гражданскому делу недостаточно иметь только право на обращение в арбитражный суд, необходимо еще надлежащим образом его реализовать. Под надлежащей реализацией права на обращение в арбитражный суд следует понимать соблюдение заявителем установленного процессуальным законом порядка обращения в суд с заявлением. Установленный законом порядок обращения в суд с заявлением складывается из определенной совокупности требований, получивших в теории и на практике наименование условий реализации права на обращение в суд*(21). Под условиями реализации права на обращение в арбитражный суд понимаются такие факты процессуального характера, которые в отличие от предпосылок обусловливают не возникновение права на обращение в арбитражный суд, а лишь надлежащий, т.е. установленный законом порядок его реализации*(22). Несоблюдение установленного порядка реализации права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) влечет двоякого рода последствия: 1) в стадии возбуждения - возвращение заявления (статья 129 АПК РФ, статья 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"); 2) в стадии судебного разбирательства - оставление заявления без рассмотрения (статья 148 АПК РФ).
Первым условием надлежащей реализации права на обращение в арбитражный суд с заявлением будет подсудность дела арбитражному суду. Подсудность - свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного арбитражного суда.
Подсудность дел о банкротстве определена статьями 38, 224 АПК и статьей 33 Закона о банкротстве: указанные дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника-гражданина. Это правила так называемой исключительной подсудности. Исключительная подсудность - правило, согласно которому обращение возможно только в указанный законом суд и исключается при этом предъявление иска в иные суды*(23). Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон, поэтому подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) не может быть изменена. Применительно к юридическим лицам это означает, что, даже если договор заключался с руководителем филиала (представительства), заявление о банкротстве должно быть подано по месту нахождения самого должника. Место нахождения должника определяется: для юридического лица - местом его государственной регистрации; для гражданина - местом его жительства. В случае несоблюдения заявителем правил подсудности арбитражный суд возвращает заявление по правилам статьи 129 АПК РФ.
Судья также возвращает заявление о признании должника банкротом по статье 129 АПК РФ в случае, если в нем соединены неоднородные требования или требования, вытекающие из разных оснований. Например, требование о признании должника несостоятельным (банкротом) и требование о признании сделок должника недействительными.
Судья также возвращает заявление, если: 1) заявитель обратился в арбитражный суд с письменным заявлением о возврате и это заявление поступило в арбитражный суд до того, как судья вынес определение о принятии заявления к своему производству.
Согласно статье 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 37 - 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", к форме и содержанию, и приложенные к нему документы возвращаются арбитражным судом. О возвращении заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит определение.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора - юридического лица подписывается его руководителем или представителем, заявление кредитора-гражданина - этим гражданином или его представителем. В силу статьи 36 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве, или лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступать любые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела о банкротстве, в том числе аудиторы, оценщики, экономисты и иные специалисты. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.
В заявлении кредитора должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес; наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес; размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней); обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого обязательства; вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы); наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; размер вознаграждения арбитражного управляющего; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.
Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. К заявлению кредитора также могут быть приложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства. Конкурсный кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.
Согласно статье 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кроме документов, предусмотренных АПК РФ (уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления; копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска), к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие: обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства основания возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы); иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
К заявлению кредитора должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к заявлению о признании должника несостоятельным (банкротом) должны быть приложены документы, предусмотренные статьей 126 АПК РФ. В частности, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины.
Согласно письму ВАС РФ от 18 октября 2001 г. подтверждением уплаты госпошлины при приеме арбитражными судами исковых заявлений являются следующие документы: 1) расчетные документы, содержащие штамп и календарный штемпель даты провода расчетных документов по лицевому счету; 2) выписка из лицевого счета клиента, в которой отражаются все проведенные операции. Платежные поручения и квитанции предоставляются только с подлинной отметкой банка. В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из части 1 статьи 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет. В определении об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения или в ином судебном акте может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.
В силу статьи 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления конкурсного кредитора. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам о признании должника банкротом прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом в конкурсном производстве. В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.
Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:
а) если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения вышеуказанных сроков жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
б) если им получены документы, подтверждающие подачу до истечения вышеуказанных сроков должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца;
в) по решению уполномоченного органа в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономического развития и торговли РФ. В случае неисполнения должником требований об уплате обязательных платежей таможенные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
Согласно статье 42 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" принятие судом заявления о банкротстве должника не означает введение в отношении него процедуры наблюдения, как это было установлено Законом 1998 г. (и признано неконституционным постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П). Наблюдение вводится не в момент вынесения судом определения о принятии заявления о банкротстве, а на специальном судебном заседании, посвященном проверке обоснованности требований кредиторов.
По мнению ряда авторов, принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено частью 3 статьи 127 АПК РФ в отношении исков, не возбуждается*(24). Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. Поскольку конкурсный кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом только после предъявления иска о взыскании долга и возбуждения исполнительного производства, обоснованность его требований проверяется путем установления, вступило ли решение в законную силу и не исполнено ли оно. Заявление уполномоченного органа по обязательным платежам подлежит проверке по существу, если должник отрицает наличие недоимки. По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (т.е. о возбуждении дела), либо об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения), если требования заявителя признаны необоснованными. Таким образом, по моему мнению, смешиваются такие понятия как введение процедуры несостоятельности (банкротства) и возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
По моему мнению, ныне действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разграничивает такие понятия как принятие заявления и возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и введение наблюдения.
Согласно статье 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона. Вместе с тем статья 43 в качестве основания к отказу в принятии и соответственно по смыслу статье 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в возбуждении дела о банкротстве указывает как раз отсутствие требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей. В силу статьи 62 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В данном случае закон четко разграничивает понятия возбуждение дела о банкротстве и введение процедуры наблюдения.
Согласно статье 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Следовательно, данная статья также является подтверждением того, что новый закон о несостоятельности (банкротстве) разграничивает такие понятия как возбуждение дела о банкротстве и введение процедуры наблюдения, ведь прекратить производство можно лишь по возбужденному делу. В связи с этим мнение о том, что возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) происходит с момента введения наблюдения, не основано на нормах действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением всех требований, установленных АПК РФ и Законом о банкротстве, рассматривается судом в течение пяти дней, и судья арбитражного суда в течение этого срока выносит определение о принятии заявления. В определении о принятии заявления должна быть указана саморегулируемая организация, из числа участников которой в соответствии со статьей 45 Закона о банкротстве осуществляется назначение арбитражного управляющего. Кроме того, в определении о принятии заявления о признании должника банкротом должна быть указана дата рассмотрения обоснованности требований кредитора-заявителя к должнику, т.е. дата специального судебного заседания, на котором будет решаться вопрос о введении наблюдения. Такое судебное заседание должно быть проведено в срок не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о банкротстве должника.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что согласно пункту 2 статьи 42 Закона о банкротстве судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом. Поскольку данное определение соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 61 Закона, оно может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее 14 дней со дня его принятия.
А.Ф. Мкртчян,
Российская Академия Правосудия ВС и ВАС РФ
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 1, январь-февраль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Курс советского гражданского процессуального права. М. 1981. Т. 1. С. 127.
*(2) Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. 1979. С. 24.
*(3) Чечот Д.М. Неисковые производства. М.,1973. С.14.
*(4) Арбитражный процесс. Учебник под ред. Яркова В.В. М. 2004. С. 416.
*(5) Попов А.В. Особенности судебного процесса по делам о банкротстве. / "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения". 2004. N 3.
*(6) Арбитражный процесс. Учебник под ред. Фархтдинова Я.Ф. 2003. С. 267.
*(7) Федоров С.И. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Дисс...канд. юрид. наук. М. 2001. С. 17.
*(8) Солодилов А.В. Основания возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве). "Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа". N 6. 2004.
*(9) Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М. 2004. С. 98, 101.
*(10) Полуэктов М. Условия несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. // Законодательство и экономика. 2000. N 11. С. 20.
*(11) Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М. 2001. С. 15.
*(12) Арбитражный процесс. Учебник под ред. Яркова В.В. М. 2004. С. 416-418.
*(13) Комментарий к АПК РФ под ред. Шакарян М.С. М. 2003. С. 525.
*(14) Сергун А.К. Процессуальная правоспособность и правосубъектность (в литературе и в ГПК): Вопросы науки советского гражданского процессуального права// Труды ВЮЗИ. Т.38. М. 1975. С. 77.
*(15) Комментарий к АПК РФ под ред. Шакарян М.С. М. 2003. С. 525.
*(16) Дружков П.С. Судебная подведомственность споров о праве и иных правовых вопросов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук, Свердловск, 1966. С. 8.
*(17) Щеглов В.Н. Иск о судебной защите гражданского права. Томск. 1987. С. 69.
*(18) Осокина Г.Л. Право на защиту в исковом судопроизводстве. Томск. 1990. С. 98.
*(19) Арбитражный процесс. Учебник под ред. Яркова В.В. М. 2004. С. 428.
*(20) Комментарий к АПК РФ под ред. Шакарян М.С. М. 2003. С. 375.
*(21) Гражданский процесс. Учебник под ред. Осокиной Г.Л. М. 2003. С. 513.
*(22) Там же.
*(23) Комментарий к АПК РФ под ред. Шакарян М.С. М. 2003. С. 99.
*(24) Арбитражный процесс. Учебник под ред. Яркова В.В. М. 2004. С. 430.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право на обращение в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)
Автор
А.Ф. Мкртчян - Российская Академия Правосудия ВС и ВАС РФ
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2006, N 1