Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 г. N 07АП-1683/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-1683/11 |
29 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судья Кудряшевой А.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лашкова Ю.В. по доверенности от 05.10.2010г. (на 3 года)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"; совместную Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (г.Москва), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28 декабря 2010 года по делу N А27-12839/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Архиповой Натальи Семеновны
к Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра Российской Федерации (г.Москва), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (г.Кемерово); Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г.Москва)
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Архипова Наталья Семенова (далее - ИП Архипова Н.С., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции уточненных требований ) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5, площадью 161+/- 4,44 кв.м., расположенного пол адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Баумана, 55, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в размере 706 922 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации , Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственном оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007г. N 215 действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5, площадью 161+/- 4,44 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Баумана, 55 в размере 706 992 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 402, 03 руб. , выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007г. в части касающегося спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2010 заявленные ИП Архиповой Н.С. требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное государственного унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, мотивируя доводы апелляционной жалобы не установлением судом первой инстанции нарушения исполнителем работ последовательности осуществления государственной кадастровой оценки, тогда как исполнителем работ, возложенная на него государственным контрактом обязанность выполнить работы в соответствии с условиями контракта исполнена, что подтверждено протоколами проверки: предварительным от 11.11.2008г., и актом проверки о соответствии отчета методическим указаниям.
Росреестр (г.Москва), Росреестр по Кемеровской области подали совместную апелляционную жалобу, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Архиповой Н.С. требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; на момент обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5 был утвержден нормативным правовым актом - Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519, в связи с чем, действия Управления носят технический характер, сами по себе, ни каким образом не нарушают прав и интересов заявителя, в том числе, не влекут для заявителя неблагоприятные последствия по уплате земельного налога, в связи с установлением кадастровой стоимости иным органом.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011г. апелляционные жалобы приняты к совместному рассмотрению.
ИП Архипова Н.С. в представленных возражениях на апелляционные жалобы просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, указав на то, что поскольку процедура кадастровой оценки земельных участков является многоступенчатой (многостадийной), то каждый этап (стадия) утверждения отчета должен соответствовать действующему законодательству, в противном случае утверждение отчета в таком виде ведет к нарушению прав и законных интересов владельца земельного участка, в том числе, и связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика уплачивать в бюджет законно установленные налоги и сборы.
Заинтересованные лица, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания; ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Определив в соответствии с ч.1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц, при имеющихся явке и материалах дела; проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав представителя ИП Архиповой Н.С., апелляционный суд находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5, общей площадью 160, 59 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово, Заводский район, ул.Баумана, 55, (что подтверждено свидетельствами о регистрации права).
Кадастровая стоимость и удельный показатель спорного земельного участка определены по 5-му виду разрешенного использования, утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам)" от 27.11.2008г. N 519.
Результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5 отражен в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденном должностным лицом Управления Росреестра от 02.09.2009г.
ИП Архипова Н.С., обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на значительность размера кадастровой стоимости названного участка, на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заинтересованными лицами расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с Методическими указаниями N 39; государственным органом не полном объеме и не с надлежащим качеством осуществлена обязанность по поведению проверки отчета; при этом суд также сослался на отсутствие доказательств, свидетельствующих о достоверности проведенной оценки данного земельного участка, того, что отчет составлен на основании достоверных источников, в том числе основанных на статическом анализе рыночных цен.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8,9,10,11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Сама по себе проверка отчета должностным лицом Роснедвижимости Ковалевым Д.В. - начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" не может свидетельствовать о подписании отчета неуполномоченным лицом и не подтверждает обстоятельства не проверки отчета.
При этом, факты нарушения процедуры кадастровой оценки земельного участка, состоящей их нескольких этапов, и как они повлияли на результат кадастровой оценки, заявителем не обоснованны; каким критериям достаточности и достоверности не соответствует примененная модель расчета кадастровой стоимости, судом не мотивировано, а равно не указано каким нормам законодательных актов не соответствуют выбранные факторы стоимости для построения модели определенной сформированной группы.
В то время, как источники рыночной информации указаны в Таблице 6 Приложения 7 Отчета по теме: "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области"; значение факторов стоимости содержатся в Таблице 3 Приложения 7 Отчета, построение модели осуществляется в СПО "Расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов", при отсутствии рыночной информации модель построить невозможно.
Таким образом, в Отчете имеются материалы, подтверждающие достаточность и достоверность рыночной информации, положенной в основу кадастровой оценки.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" от 26.05.2010г. N 05/20-10 не может являться таким доказательством, поскольку оценка проведена на иную дату (01.05.2010г.), не в целях определение кадастровой стоимости, а в целях определения рыночной стоимости объекта.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101037:5 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суд сделал не основанный на материалах дела вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке.
В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя, заявленные требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:5 в сумме 706 922 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за кв.м.; удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ИП Архиповой требований.
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2010 подлежат отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на индивидуального предпринимателя Архипову Н.С., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей возврату ФГУП "ФКЦ "Земля".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 декабря 2010 года по делу N А27-12839/2010 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Архиповой Натальи Семеновне, отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Архиповой Натальи Семеновны в пользу в пользу Федерального государственного унитарного предприятия Федеральный кадастровый центр "Земля" в счет возмещения понесенных расходов по уплате государственной пошлины 1000 рублей.
Возвратить Федеральному государственного унитарного предприятию Федеральный кадастровый центр "Земля" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению N 194 от 27.01.2011г.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41089/07-59-323
Истец: ООО "Финсервис"
Ответчик: ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1683/11
16.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1683/11
09.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3448/11
29.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1683/2011