г. Москва |
|
11 февраля 2008 г. |
Дело N 09АП-107/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей М.С.Сафроновой, Л.Г.Яковлевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания А.В.Новиковой
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы
по крупнейшим налогоплательщикам N 7
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2007
по делу N А40-40740/07-99-182, принятое судьей Г.А.Карповой
по заявлению ОАО "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы
по крупнейшим налогоплательщикам N 7
о признании недействительным решений от 30.05.2007 N 33/15-54, N 45/15-55
при участии:
от заявителя - Е.В. Баскова
от заинтересованного лица - Е.С.Сигачева
УСТАНОВИЛ:
ОАО "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений от 30.05.2007 N33/15-54 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, от 30.05.2007 N 45/15-55 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2,3 резолютивной части решения.
Арбитражный суд города Москвы решением от 22.11.2007 заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2007 не имеется.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка обоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по уточненной налоговой декларации за декабрь 2006 и по ее результатам вынесены решения N 33/15-54 об отказе в возмещении 31 429 руб. налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению и N 45/15-55 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принимая данные решения, инспекция исходила из того, что на момент формирования налоговой базы по НДС обществу не были оплачены предоставленные дипломатическим представительствам услуги связи. Следовательно, общество должно было отразить услуги, оказанные дипломатическим представительствам в декабре 2006 в разделе 3 декларации "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено".
Между тем, общество, не имея полного пакета документов, а именно, платежных поручений по оплате обществу услуг связи дипломатическими представительствами, отразило в декларации по НДС ставку 0 процентов и применило ставку 0 процентов к данной реализации.
По мнению инспекции, в случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг, такие операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. НДС подлежит исчислению в момент оказания услуги или в момент получения полной или частичной предоплаты. Налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, отраженных в счетах-фактурах.
Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в размере 31 429 руб. и предложено уплатить 362 833 руб. налога.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Из материалов дела следует, что общество, реализующее товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, представило в налоговый орган пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, предусмотренные п. 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, за исключением платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление обществу денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг).
В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены 30.12.2000 за N 1033 Правила применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
В соответствии с указанными Правилами организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляет иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки.
В силу положений п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами представляет в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), указанные в пункте 4 настоящих Правил, а также заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг); счет-фактуру (копию счета-фактуры, заверенную в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.
В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, производит налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, определенном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие с 01.01.2006, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты, включая суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрены переходные положения по использованию данного права налогоплательщиками, определявшими налоговую базу на момент оплаты товаров, и налогоплательщиками, определявшими налоговую базу на момент отгрузки товаров.
Указанная статья не содержит специальных переходных положений в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для которых статьей 167 Налогового кодекса Российской Федерации сохранен особый порядок момента определения всеми налогоплательщиками налоговой базы.
Согласно п. 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7,-11, 13-15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, в рассматриваемом случае, моментом определения налоговой базы по НДС, является месяц, когда непосредственно произошло оказание обществом услуг иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам.
В связи с этим, начиная с 01.01.2006 по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, на основании статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе поставить к вычету налог по предъявленным им и не оплаченным счетам-фактурам поставщиков по товарам, работам, услугам, относящимся к данным операциям.
В силу п. 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, изданные по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт запрещает действия налогоплательщиков, разрешенные настоящим Кодексом (пп. 4 п. 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, исходя из смысла основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации), недопустимо ухудшать права налогоплательщиков, оказывающих услуги в данном случае иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам.
Поэтому, пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033, в той мере, в которой он препятствует налогоплательщику поставить к вычету налог по выставленными ими счетам-фактурам до их оплаты, т.е. без чего нельзя предъявить к вычету налог по этим счетам-фактурам - платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами денежных средств в оплату соответствующих услуг, не подлежит применению с 01.01.2006.
В связи с чем, исчисление НДС обществом, оказывающим услуги иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, должно производиться в периоде оказания услуг, вне зависимости от даты их фактической оплаты.
Следовательно, если услуги обществом были оказаны в декабре 2006, то данные такой реализации должны содержаться в налоговой декларации по НДС за декабрь 2006. Поэтому, общество правомерно включило в налоговую декларацию за декабрь 2006 реализацию услуг иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам.
Такая правовая позиция по данному вопросу основана на судебной практике (постановления ФАС МО от 17.09.2007 N КА-А40/9131-07, от 18.09.2007 N КА-А40/9210-07, определения ВАС РФ от 08.11.2007 N 14010/07, от 25.01.2008 N 16765).
При таких обстоятельства, довод инспекции об отсутствии у общества права на вычет в связи с непредставлением платежного документа, подтверждающего фактическое перечисление обществу денежных средств в оплату соответствующих услуг, не соответствует действовавшей на тот момент редакции Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования общества и признаны недействительными решение от 30.05.2007 N 33/15-54 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, и решение N 45/15-55 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2,3 резолютивной части решения.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2007 не имеется, апелляционная жалоба Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и с Информационным письмом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" заинтересованным лицом производится оплата госпошлины по апелляционной жалобе (п. 2).
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2007 по делу N А40-40740/07-99-182 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий-судья |
Е.А. Солопова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40740/07-99-182
Истец: ОАО "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве