г. Москва |
Дело N А40-34640/08-139-119 |
15 декабря 2008 г. |
N 09АП-15897/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена11 декабря 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции
Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 13.10.2008 г.
по делу N А40-34640/08-139-119, принятое судьей И.В. Корогодовым,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Севморнефтегаз"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании частично недействительными решений N 350, N140 от 19.03.2008г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Панфилова А.А. по дов. N АЯ-564 от 24.06.2008 г.
от заинтересованного лица - Панкина Д.С. по дов. N 4 от 10.01.2008 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Севморнефтегаз" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России N 25 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 19 марта 2008 г. N 350 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС по налоговой декларации за ноябрь 2006 года в сумме 80 221 531 руб. (п. 1 резолютивной части) и N 140 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в возмещении НДС из бюджета за ноябрь 2006 года в сумме 80 221 531 руб. (п. 2 резолютивной части).
Решением арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены. при принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону ,нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, на основе представленной заявителем 20 сентября 2008 г. уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка.
В представленной Заявителем уточненной налоговой декларации отражены - следующие сведения:
по стр. 180 "Всего исчислено" отражена сумма выручки в размере 21 386 127 руб. и сумма НДС в размере 3 849 502 руб.
по стр. 280 "Общая сумма, принимаемая к вычету" отражена сумма в размере 86 891 571 руб., в том числе
по стр. 190 - Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету" - 86 762 796 руб.
по стр.200 - "предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства" - 63 404 820 руб.
по стр. 250 - "Сумма налога, исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнение работ, оказание услуг) - 47 450 руб.
по стр. 260 - "Сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента" - 81 325 руб.
по стр. 340 "Общая сумма НДС, исчисленная к уменьшению" отражена сумма НДС в размере 83 042 069 руб.
по стр. 040 "Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период" отражена сумма НДС в размере 83 042 069 руб.
По результатам проверки Инспекцией 19 марта 2008 г. приняты решение N 350, которым заявителю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за ноябрь 2006 года в сумме 80 221 531 руб. и N 140, которым отказано в возмещении НДС из бюджета за ноябрь 2006 года в сумме 80 221 531 руб.
В качестве основания вынесения оспариваемых решений Инспекция указала неправомерное применение Заявителем налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2006 года в сумме 80 221 531 руб. в части расходов на изготовление МЛСП "Приразломная".
По мнению налогового органа, поскольку предметом заключенного "Севморнефтегаз" с ФГУП "ПО "Севмаш" договора является изготовление изделия МЛСП "Приразломное" (плавучее средство для добычи нефти), то вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учёт
готового объекта основных средств с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 259 НК РФ(начисления амортизации), то есть когда соблюдены условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Налоговый орган посчитал, что ООО "Севморнефтегаз" неправомерно заявило к вычету НДС в периоде принятия к учету работ, выполненных подрядчиками ФГУП "ПО "Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект" и сданных заказчику ЗАО "Севморнефтегаз". Инспекция посчитала, что п. 6 ст. 171 НК РФ, регулирующий порядок принятия к вычету сумм НДС по капитальному строительству, не подлежал применению налогоплательщиком. По мнению налогового органа, работы, выполненные ФГУП "ПО "Севмаш", нельзя отнести к строительно-монтажным по следующим основаниям:
- ФГУП "ПО "Севмаш" не относится к предприятиям отрасли строительства, а относится к отрасли машиностроения;
000 "Севморнефтегаз" осуществляло прием изделий изготовленных и смонтированных ФГУП "ПО "Севмаш" по акту, составленному в произвольной форме. Акты формы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ", утвержденные постановлением Госкомстата России от 11.11.1999г. N 100, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, налогоплательщиком не составлялись.
Налоговый орган утверждает, что МЛСП "Приразломная" относится к оборудованию для морских месторождений. Следовательно, по мнению Инспекции, в связи с тем, что предметом договора является изготовление изделия - МЛСП "Приразломная" (плавучее средство для добычи нефти), то вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учет готового объекта основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ), то есть когда соблюдены условия использования данного объекта в операциях, подлежащих налогообложению.
Из представленных обществом доказательств следует, что ЗАО Севморнефтегаз" осуществляет изготовление МЛСП "Приразломная" подрядным способом. Основными подрядчиками при изготовлении платформы являются ФГУП "ПО "Севмаш" и ЗАО "Морнефтегазпроект".
Согласно договорам подряда, заключенным между ЗАО "Севморнефтегаз" и ФГУП "ПО "Севмаш", предметом договоров является изготовление и монтаж промежуточной палубы на кессоне МЛСП "Приразломная", выполнение работ по изготовлению, установке и перемещению конструкций, перемещению и монтажу оборудования, стыковка конструкций и т.д.
МЛСП "Приразломная" предназначена для добычи нефти и представляет собой морскую ледостойкую стационарную платформу, которая в силу положений ряда
нормативных актов и актов технического характера (Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 N 160, СНиП 33-01-2003 (Гидротехнические сооружения)) относится к стационарным гидротехническим сооружениям.
Позиция налогового органа о том, что МЛСП является изделием и представляет собой плавучее средство, голословна и не подтверждена никакими доказательствами.
Строительство МЛСП "Приразломная" осуществляется на основании Договора генерального подряда на строительство МЛСП "Приразломная" N СЗ-1.57.03 от 12.05.2003 года, заключенного между ЗАО "Семорнефтегаз"(заказчик) и ФГУП "ПО Севмаш" (генеральный подрядчик), а также заключенных в исполнение данного договора других договоров. Строительство МЛСП "Приразломная" включает несколько этапов, которые осуществляются как на суше, так и на море и на настоящее время строительство еще не завершено. На каждый из этапов строительства заключен отдельный договор подряда. Все договоры предусматривают поэтапную приемку выполненных работ и их оплату. МЛСП "Приразломная" не передается по договору купли-продажи как готовый объект в собственность ООО "Севморнефтегаз".
Налоговым органом утверждается, что доказательством отсутствия заключенного между сторонами договора строительного подряда является неоформление сторонами актов по унифицированным формам КС - 2, КС-3, а также отнесение ФГУП "ПО "Севмаш" к отрасли судостроения, а не строительства.
Однако, во-первых, именно условия заключенного сторонами договора определяют порядок его исполнения, а не наоборот. Во-вторых, отнесение ФГУП "ПО "Севмаш" к отрасли судостроения не может означать невозможность заключения указанным лицом договора строительного подряда.
Таким образом, позиция налогового органа в отношении квалификации договорных отношений между Заявителем и ФГУП "ПО "Севмаш" несостоятельна.
Из положений ст. ст. 171-172 НК РФ следует, что для целей вычета по НДС определяющим является факт принятия строительно-монтажных работ к бухгалтерскому учету. Под "принятием к учету" в бухгалтерском учете понимается отражение числового показателя стоимости имущества (приобретенных товаров, работ, услуг) в составе материальных активов организации, перечень статей, который приведен в пункте 20 ПБУ 4/99 (Положение по бухгалтерскому учете "Бухгалтерская отчетность", утв.Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). Следовательно, принятие к учету означает отнесение (включение) стоимостной оценки показателя в соответствующую группу активов, исходя из характеристики и правил оценки этих активов, которые установлены Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 - ПБУ 20/03).
В соответствии с договорным порядком исполнения подрядных договоров, заключенных с ФГУП "ПО "Севмаш", Общество отражало в бухгалтерском учете приемку результатов работ, осуществленных подрядчиками при строительстве, на счете 08 "Вложение в необоротные активы" (субсчет 08.3 "Строительство). Такой порядок отражения затрат на строительство соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 94н от 31.10.2000 г.
В бухгалтерской балансе Общества (форма N 1 по ОКУД) затраты на строительство отражались по строке 130 "Незавершенное строительство" .
Из требований п.6 ст. 171 НК РФ следует, что суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении капитального строительства подлежат вычету у заказчика при наличии счетов-фактур после принятия им на учет работ по капитальному строительству (отражение их на счете 08 бухгалтерского учета), а не объекта в целом как основного средства (счет 01 бухгалтерского учета). Данный довод подтверждает в своем письме Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2007 г. N 03-07-10/20.
Таким образом, Общество было вправе принимать к вычету НДС, предъявленный подрядчиками при строительстве МЛСП "Приразломная" по мере отражения результатов работ на счете бухгалтерского учета 08 "Вложение в необоротные активы".
Позиция налогового органа о необходимости составления Акта по форме ОС-1 не соответствует договорным отношениям между ООО "Севморнефтегаз" и ФГУП "ПО "Севмаш". По условиям договоров ФГУП "ПО "Севмаш" не передает готовый объект Обществу.
Налоговый орган применение налогового вычета ставит в зависимость от соблюдения условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению.
В ст. 172 НК РФ такого условия для применения вычета по НДС не установлено. Об этом указывает и Президиум ВАС РФ в Постановлении N 14996/05 от 03.05.2006г.
Как следует из п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить "общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) ..., либо на основании иных документов, предусмотренных данной нормой.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих документов.
В силу пункта 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного строительства (пункт 6 статьи 171 НК РФ), производятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, подтверждением права на налоговые вычеты являются счета-фактуры, выставленные с соблюдением положений статьи 169 НК РФ, принятие товаров (работ, услуг) к учету, а также приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Инспекцией не оспаривается тот факт, что суммы НДС предъявлялись в отношении работ (услуг), приобретаемых для осуществления деятельности, облагаемой НДС (строительство Морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", предназначенной для добычи нефти).
Каких-либо претензий в части порядка оформления счетов-фактур либо оформления первичных документов в оспариваемых частях решений не усматривается.
Согласно ч.1 ст. 65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исходя из изложенного, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2008г. по делу N А40-34640/08-139-119 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" заинтересованным лицом производится оплата госпошлины по апелляционной жалобе.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2008 г. по делу N А40-34640/08-139-119 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34640/08-139-119
Истец: ООО "Севморнефтегаз"
Ответчик: ИФНС РФ N 25 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве