Москва |
N А40-52756/08-84-403 |
13 января 2009 г. |
N 09АП-17253/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2009.
Полный текст постановления изготовлен 13.01.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Веклича Б.С.
Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу РО ФСФР России в ЦФО на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2008 по делу N А40-52756/08-84-403 судьи Бородули Т.С.,
по заявлению Индустри Актиебулаг Скомаб
к РО ФСФР России в ЦФО
третье лицо: ОАО "Сандвик-МКТС"
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя: Ериго Л.Г. по дов. от 06.10.2008 паспорт 40 05 573040;
от ответчика: Капкаев А.Р. по дов. от 27.05.2008 уд. N 51;
от третьего лица: Ериго Л.Г. по дов. от 12.08.2008 паспорт 40 05 573040;
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2008 было удовлетворено заявление Индустри Актиебулаг Скомаб (далее - Общество) о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР) от 01.08.2008 N 816/ТРВЦБ.
РО ФСФР не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Указывает, что дата представления требования в ФСФР России не может считаться датой представления требования в РО ФСФР России в ЦФО.
Считает, что Обществом при направлении требования в РО ФСФР России в ЦФО нарушены положения п.2 ст.84.8 Закона об акционерных обществах об установлении даты, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает, что решение о признании предписания недействительным является обоснованным и правомерным.
Считает, что обратившись в ФСФР 03.07.2008 заявитель не нарушил требования Закона ни относительно органа, в который направил требование, ни относительно срока, указанного в ст.84.8 Закона.
В судебном заседании представитель РО ФСФР поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал против решения суда первой инстанции, считает его подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Указал, что Обществом нарушены сроки п.2 ст.84.8 Закона об акционерных обществах, считает, что Общество должно было направить требование в федеральный орган исполнительной власти не позднее 06.07.2008; указал, что условия оценки ценных бумаг, в отношении которых будет направлено требование о выкупе, не соответствует п.6 ст.7 Закона о внесении изменений в ФЗ "Об акционерных обществах".
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным; возражал против доводов апелляционной жалобы.
Указал на отсутствие факта нарушения им требований ст.ст.84.9, 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах", поскольку, обратившись в ФСФР РФ 03.07.2008, им не были нарушены как срок для обращения, так и место, в которое в соответствии с требованиями ФЗ заявитель обязан направить требование.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчиком было вынесено предписание N 816/ТРВЦБ РО ФСФР России в ЦФО от 01.08.2008 N 07-10/14330 в соответствии с которым было предписано:
заявителю в лице его уполномоченных органов не направлять требование о выкупе ценных бумаг ОАО "САНДВИК-МКТС" в ОАО "САНДВИК-МКТС" и в срок до 27.08.2008 представить в РО ФСФР России в ЦФО отчет об исполнении настоящего предписания.
Со ссылкой на ч.1 ст.19.5 КоАП РФ ответчик уведомил заявителя, что в случае невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства предусмотрена административная ответственность.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что определенная пунктом 1 Предписания дата, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг, указанная в требовании, 04.09.2008, не соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом суд правомерно указал на то, что в соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Функции федеральной службы по финансовым рынкам определены постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 206. Указанные функции включают: осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов; осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исходя из п.2 ст.11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п.5 ст.7 ФЗ N 7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты РФ" лица, являющиеся владельцами более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций открытого акционерного общества, вправе до 01.08.2008 потребовать выкупа принадлежащих иным лицам акций такого общества путем направления владельцам ценных бумаг требования о выкупе акций.
В соответствии с п.2 ст.84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон), дата, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг, может быть установлена не ранее, чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в открытое общество.
Как верно отметил суд первой инстанции, указав дату составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг - 04.09.2008, заявитель обязан направить требование в открытое акционерное общество не позднее, чем за 45 дней до этого, то есть не позднее 21.07.2008, обратившись в ФСФР не менее, чем за 15 дней до указанной даты, а именно - не позднее 06.07.2008.
Таким образом, обратившись в ФСФР 03.07.2008 заявитель не нарушил требования Закона ни относительно органа, в который направил требование, ни относительно срока, указанного в ст.84.8 Закона.
Судом не может быть принят довод ответчика о том, что заявителем нарушен срок, установленный п.2 ст.84.8 Закона, поскольку в соответствии с п.9.11 Приказа ФСФР от 30.03.2006 N 06-34/пз-н "О регламенте Федеральной службы по финансовым рынкам" следует, что поступившие в ФСФР России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники управлений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения ФСФР России.
В обоснование податель жалобы указывает, что положения п.9.11 Приказа не могут распространяться на Требования о выкупе ценных бумаг, поскольку лишь поступившие в ФСФР России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники управлений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в ФСФР России. Требование о выкупе ценных бумаг представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который осуществляет государственный контроль за приобретением акций открытого общества. Положения п.12.5 Регламента не распространяются на взаимоотношения граждан и ФСФР России в процессе реализации ФСФР России государственных функций.
Данный довод ответчика не может быть принят судом как несостоятельный по следующим основаниям.
Исходя из общих положений Регламента следует, что Регламент устанавливает общие правила внутренней организации и организации деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам по реализации ее полномочий. Раздел IX Регламента предусматривает правила организации деятельности территориальных органов ФСФР России. Согласно п.9.11 Регламента, поступившие в ФСФР России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники управлений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в ФСФР России.
Таким образом, дата обращения с Требованием в ФСФР России - 03.07.2008 - является датой обращения с Требованием в РО ФСФР России в ЦФО.
Довод ответчика относительно истечения срока действия отчета об оценке 23.07.2008 и невозможности направления требования в ОАО "Сандвик МКТС" до 03.08.2008. Указанный довод РО ФСФР основан на его позиции о дате обращения заявителя в РО ФСФР - 18.07.2008.
По мнению ответчика, заявителем нарушены требования п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, поскольку Отчет оценщика составлен 23.01.2008, в соответствии с указанным приказом итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, может быть признана рекомендуемой для совершения сделки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты публичной оферты прошло не более 6 месяцев (п.2.1 Предписания).
Из материалов дела следует, что датой публичной оферты, то есть датой, не позднее которой требование должно было быть направлено заявителем Открытому акционерному обществу, является 21.07.2008. Следовательно, с даты составления отчета об оценке (23.01.2008) до даты публичной оферты не прошло 6 месяцев, на основании чего суд считает необоснованным довод ответчика о нарушении заявителем установленного срока.
Таким образом, учитывая, что датой обращения с Требованием является 03.07.2008, суд считает, что Общество было вправе направить Требование в Сандвик-МКТС 21.07.2008, срок действия отчета об оценке на указанную дату не истек.
Не может быть принят довод ответчика о том, что в нарушение пп.2 п.6 ст.7 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об акционерных обществах и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" рыночная стоимость одной обыкновенной акции ОАО "САНДВИК-МКТС" определена в составе неконсолидированного миноритарного пакета акций, тогда как, по мнению РО ФСФР, должна быть определена рыночная стоимость одной именной акции общества вне зависимости от размера ценных бумаг и его принадлежности одному или нескольким лицам.
Судом первой инстанции верно установлено, что из текста отчета об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной акции следует, что оценщиком определена рыночная стоимость одной обыкновенной акции ОАО "САНДВИК-МКТС" (л.46 п.11.1. Объектом оценки являются 1 обыкновенная акция ОАО "САНДВИК-МКТС", л.45 п.14.10 Рыночная стоимость одной обыкновенной акции ОАО "САНДВИК-МКТС" рассчитанная методом дисконтирования потенциального дивиденда в рамках доходного подхода составляет на дату оценки округленно 0,15 рублей). Кроме того, следует отметить, что из отчета следует, что на определение стоимости одной обыкновенной акции никак не влиял состав пакета, в котором находится акция.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии нарушений Обществом нарушений п.6 ст.7 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об акционерных обществах и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
В связи с этим, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым предписанием РО ФСФР России в ЦФО N 816/ТРВЦБ от 01.08.2008 нарушаются права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2008 по делу N А40-52756/08-84-403 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52756/08-84-403
Истец: Индустри Актиебулаг Скомаб, Industry AB Skomab
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе
Третье лицо: ОАО "Сандвик-МКТС"
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17253/2008