Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 12АП-1138/2011
г. Саратов |
Дело N А12-20943/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Поваровой Н.В.,
без участия в судебном заседании представителей Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, открытого акционерного общества "Юговостокэлектросетьстрой", г. Волгоград, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 80443, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного органа от 18.02. N 58-11-ТЛ-09/584, вх. N 73 от 21.02.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, г. Ростов-на-Дону,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2011 года
по делу N А12-20943/2010 (судья Романов С.П.),
по заявлению открытого акционерного общества "Юговостокэлектросетьстрой", г. Волгоград,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, г. Ростов-на-Дону,
об оспаривании постановления от 23.09.2010 N 58-10-315/пн по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Юговостокэлектросетьстрой " (далее по тексту -
общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее по тексту - ФСФР) N 58-10-315/пн от 23.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2011 года требования удовлетворены.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, полагая доказанным факт совершения ОАО "Юговостокэлектросетьстрой " административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей административного органа, юридического лица (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки ФСФР доводов изложенных в заявлении акционера ОАО "Юговостокэлектросетьстрой ", административный орган установил факт несоблюдения обществом требований п. 1 ст. 52, ст.55Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в связи с чем, в адрес последнего было вынесено предписание N 58-10-ТА-04/966 от 05.07.2010 г.
Согласно тексту предписания, на общество возложена обязанность в срок до 28.07.2010 г.
1. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при рассмотрении требований акционеров, являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, о проведении общих собраний акционеров. Представить в РО ФСФР России в ЮФО копии документов, свидетельствующих о принятии указанных мер.
2. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при уведомлении акционеров о проведении общих собраний акционеров .
Представить в РО ФСФР России в ЮФО копии документов, свидетельствующих о
принятии указанных мер.
Согласно почтовому уведомлению, указанное предписание получено Обществом 20.07.2010 г.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в предписании, ФСФР 11.08.2010 г. составлен акт о выявлении административного правонарушения, что и послужило основанием для вынесения постановление N 58-10-315/пн от 23.09.2010 г. о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
ОАО "Юговостокэлектросетьстрой", полагая, что нарушения предписания, установленные административным органам отвечают признакам малозначительности, обратилось в арбитражный суд с вышеприведенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал оценку направленному в адрес Общества предписанию, указав, что требование о представлении документов является формально неопределенным, поскольку возлагает на общество обязанность по недопущению нарушений требований законодательства в будущем, не связывая его с конкретными фактами и событиями.
Также, как указал суд, неопределенным, является требование о представлении в РО ФСФР России в ЮФО копий документов, свидетельствующих о принятии мер по соблюдению законодательства, поскольку предписание не содержит конкретного перечня таких документов, а также сведений о событиях, с наступлением которых, по мнению
административного органа, связан факт представления документов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что административный орган, в нарушение требований ст. ст. 26.1, 28.1 КоАП РФ, возбудил производство по делу без достаточных доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.10 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и п.п. 2.1.6, 2.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФСР России от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, к функциям РО ФСФР России в ЮФО относится осуществление контроля за соблюдением эмитентами, находящимися на территории Ростовской области требований законодательства РФ о ценных бумагах и о защите прав инвесторов.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с обращением акционера ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" по результатам проверки доводов изложенных в заявлении, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе вынесло в адрес Общества предписание N 58-10-ТА-04/966 от 05.07.2010.
Основанием для вынесения в адрес Общества предписания послужили следующие, установленные по результатам проверки доводов акционера ОАО "Юговостокэлектросетьстрой обстоятельства.
В соответствии с п.3 ст. 58 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в адрес ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" поступило требование ЗАО "Ледокол" о проведении повторного внеочередного общего собрания акционеров.
19.03.2010 на заседании Наблюдательного совета ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" принято решение об отказе в удовлетворении требования в проведении повторного внеочередного собрания, по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а именно, в связи с тем, что вопросы повестки дня внеочередного собрания акционеров присутствуют в повестке годового общего собрания акционеров, назначенного на 28.05.2010.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что акционеры общества о проведении внеочередного общего собрания акционеров, назначенного на 11.03.2010, уведомлялись путем опубликования сообщения в газете "Волгоградская правда" от 26.12.2010.
Между тем, в Уставе общества не определено наименование печатного издания для опубликования сообщений о проведении общих собраний акционеров ОАО "Юговостокэлектросетьстрой".
Таким образом, установлено, что при подготовке к внеочередному общему собранию акционеров, назначенному на 11.03.2010, обществом нарушен п.1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В связи с этим административный орган предписал ОАО "Юговостокэлектросетьстрой", в срок до 28.07.2010:
1. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при рассмотрении требований акционеров, являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, о проведении общих собраний акционеров. Представить в РО ФСФР России в ЮФО копии документов, свидетельствующих о принятии указанных мер.
2. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при уведомлении акционеров о проведении общих собраний акционеров .
Представить в РО ФСФР России в ЮФО копии документов, свидетельствующих о
принятии указанных мер.
Согласно почтовому уведомлению, указанное предписание получено Обществом 20.07.2010 г.
Предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе N 58-10-ТА-04/966 от 05.07.2010 ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" в установленном законом порядке не оспорено, а, следовательно, подлежало исполнению в срок до 28.07.2010.
Согласно п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг ФСФР России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании п. 23.4.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент) если нарушения, допущенные организацией, не могут быть устранены, организации направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение совершения подобных нарушений в дальнейшем (Приложение N 7а к Административному регламенту).
Предписания, указанные в абзацах 1 и 2 подпункта 23.4.2 Административного регламента, могут также содержать указание на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право ФСФР России направлять организациям предписания о принятии мер, направленных на недопущение нарушений в дальнейшей деятельности.
В связи с этим суду апелляционной инстанции представляется ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что требование о представлении документов является формально неопределенным, поскольку возлагает на общество обязанность по недопущению нарушений требований законодательства в будущем, не связывая его с конкретными фактами и событиями.
В рассматриваемом случае текст предписания административного органа содержит описание конкретных фактов нарушения ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" ст.ст.52, 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Организация обязана исполнить предписание в указанный в предписании срок, но не позднее 30 дней с момента получения предписания (в случае необходимости для устранения нарушений внесения изменений в учредительные документы организации - не позднее 90 дней с момента получения предписания), и представить в ФСФР России (РО ФСФР России) отчет об исполнении этого предписания в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания (пункт 23.4.3 Регламента).
В силу подпункта 23.4.4 Регламента в случае неисполнения предписания, РО ФСФР России вправе направить повторное предписание, а при наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности РО ФСФР России приступает к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке, определенном КоАП РФ.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе, и частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (статья 23.47 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Соответственно, при разрешении спора о законности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания административному органу необходимо доказать, что лицо, которому адресовано предписание, знало о нем и имело возможность исполнить его в установленный в нем срок.
Согласно почтовому уведомлению, предписание получено Обществом 20.07.2010 г.
Доказательств невозможности исполнения не оспоренного предписания в срок, до 29.07.2010, ОАО "Юговостокэлектросетьстрой".
Факт не выполнения предписания зафиксирован в акте о выявлении административного правонарушения (л.д.100) и протоколе об административном правонарушении от 24.08.2010 (л.д. 92-94).
Протокол об административном правонарушении от 24.08.2010 N 58-10-325/пр-ол составлен в присутствии представителя ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" Гориславской П.В., действующей на основании доверенности N 110 от 23.08.2010.
Представителем даны объяснения по факту совершения правонарушения, согласно которым, предписание исполнить не представилось возможным в связи с утратой документа. При этом представитель от имени Общества обязалась устранить нарушения в "кратчайшие сроки" ( л.д. 95).
Определением от 25.08.2010 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" назначено на 23.09.2010, было направлено в адрес Общества вместе с приложением копии протокола ( исх. От 25.08.2010 N 58-10 ТА -09/4080), получено юридическим лицом 01.09.2010 (л.д. 98).
Поскольку ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и не было заявлено ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, РО ФСФР в ЮФО, руководствуясь ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, обоснованно рассмотрел 23.09.2010 дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В результате рассмотрения дела, РО ФСФСР России в ЮФО установлено, что противоправное бездействие ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" по неисполнению предписания, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, было вынесено постановление от 23.09.2010 N 58-10-315/пн о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Факт совершения административного правонарушения и соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности полностью подтвержден материалами дела и Обществом не оспорен.
Общество привлечено к административной ответственности в срок, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного у суда не имелось оснований для признаний постановления административного органа незаконным по мотивам оценки правомерности вынесения в адрес Общества, не оспоренного в установленном законом порядке предписания.
Вместе с тем, проверяя довод ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" при обращении в суд о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции находит его заслуживающим внимания и влияющим на законность постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, г. Ростов-на-Дону,от 23.09.2010 N 58-10-315/пн о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб., по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая, что применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, а также в силу того, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что совершенное ОАО "Юговостокэлектросетьстрой" правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям на рынке ценных бумаг, суд апелляционной инстанции считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав совершенное Обществом правонарушение малозначительным.
Вывод судебной коллегии о возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан с учетом пунктов 18,18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в соответствии с которыми не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В абзаце втором пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено: если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, статьями 211 (ч.2) , 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2011 года по делу N А12-20943/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, г. Ростов-на-Дону, N 58-10-315/пн от 23.09.2010 г. о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Юговостокэлектросетьстрой", г. Волгоград, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56717/08-138-448
Истец: ОАО ФПГ "Росавиаконсорциум"
Ответчик: ООО "Стейдж Энтертейнмент", ЗАО "Футбольное туристическое агентство"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2371/2009