Добро пожаловать в Конституционный Суд Российской Федерации
Последнее заседание Налогового клуба, состоявшееся 6 октября с.г., было посвящено обсуждению возможности введения новых процедур разрешения налоговых споров, которые предлагались законопроектами, вносящими изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Один из них - президентский лег в основу Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ.
Сколько было разговоров на различных конференциях, совещаниях, круглых столах, в том числе на упомянутом заседании, относительно необходимости, возможности и полезности внесудебных способов решения фискальных споров. Теперь можно сказать точно - никаких подобных способов Закон N 137-ФЗ не содержит. Поправки в ст. 140 части первой НК РФ, предлагавшие заключение неких соглашений, введение других примирительных процедур, из текста акта исключены.
Вместо этого для стимулирования обжалования решений налоговых органов прежде всего в вышестоящие инстанции, а не в суд введена следующая норма (п. 4 новой ст. 1031 Кодекса): "В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации".
Разница между понятиями "приостанавливается" (императивно, по закону) и "может быть приостановлено" (по решению суда) и является, по мнению законодателя, одним из средств, сокращающих нагрузку на суды. Хотя что помешает налогоплательщику одновременно обратиться в суд (за правдой) и в вышестоящий налоговый орган (только для приостановления санкции)? Видимо, следующим шагом законотворцев должен стать прямой запрет обращения в суд при обжаловании "по вертикали". Пока до этого дело не дошло. Однако вполне возможно, что именно таким ограничивающим право на судебное обжалование образом может быть истолковано судами содержание п. 5 той же статьи: "В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом)".
Следующим радикальным средством, которое, по мнению законодателя, способно уменьшить нагрузку на российские суды, является введение внесудебных:
вменения вины налогоплательщику;
взыскания налога и пени с индивидуального предпринимателя;
взыскания налоговой санкции (штрафа) в ограниченном размере.
Чтобы облегчить судейскую жизнь, стоило вообще запретить налогоплательщикам судиться. То, что мы в начале верной дороги к такой "светлой жизни", подтверждает простая арифметика. Попробуйте посчитать, скольким решениям Конституционного Суда Российской Федерации противоречит Закон N 137-ФЗ. Автор насчитал девять.
1. Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П. Взыскание налоговых платежей с физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей. - А.Б.) в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений, является недопустимым административным вмешательством в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства. Бесспорный порядок взыскания штрафов является превышением конституционно допустимого (ч. 3 ст. 55, ст. 57) ограничения права, закрепленного в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
2. Определение КС РФ от 6 ноября 1997 г. N 111-О. Бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.
3. Постановление КС РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П. Предписание ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества. Последующее судебное решение не является достаточным с точки зрения обеспечения судебных гарантий права собственности, ибо одна только возможность такого обжалования не исключает лишение собственности и без судебного решения. Тем самым ставится под угрозу существо конституционной судебной гарантии права частной собственности, так как конфискация, влекущая переход права собственности на изъятое у нарушителя имущество к государству, должна осуществляться только по решению суда.
4. Постановление КС РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П. Бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия юридического лица с решением налогового органа является превышением конституционно допустимого (ч. 3 ст. 55) ограничения права, закрепленного в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.
5. Определение КС РФ от 4 февраля 1999 г. N 17-О (слово в слово повторяет предыдущую правовую позицию).
6. Постановление КС РФ от 19 июля 1999 г. N 11-П. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. В подобных случаях должна быть гарантирована государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), в том числе путем судебных процедур (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), обеспечивающих установление судом фактических оснований привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
7. Определение КС РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О. Взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке. Взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия.
8. Определение КС РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О. Бесспорный порядок взыскания штрафов приобретает неконституционный характер при несогласии налогоплательщика с решением налогового органа.
9. Определение КС РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О. Все названные решения Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу. Изложенные в них правовые позиции о вине и необходимости ее установления (доказывания), а также о возможности и условиях взыскания пеней и штрафов подлежат применению и к другим законам, содержащим положения об уплате налогов, и обязательны для судов, иных органов и должностных лиц при применении ими положений федеральных законов, предусматривающих ответственность (санкции) за совершение правонарушений.
Этот перечень можно продолжить. Итак, благие намерения и добросовестная работа законодателя по сокращению числа налоговых споров открывают широкий простор для признания основных положений Закона N 137-ФЗ не соответствующими Конституции РФ. Добро пожаловать в Конституционный Суд, уважаемые налогоплательщики!
А.И. Бутурлин,
директор юридического агентства "Ирсан"
"Ваш налоговый адвокат", N 6, ноябрь-декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru