г. Москва
28 января 2008 г. |
Дело N А41-К2-5032/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.
судей Боровиковой С.В., Юдиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Кунижевой А.А.
при участии в заседании:
от заявителя Департамента имущества города Москвы - Садиков И.В. - представитель по доверенности N Д-07/3765 от 13 марта 2007 года;
от УФРС по Московской области - Захарова О.В. - представитель по доверенности N 91-Д от 30 октября 2007 года;
от третьих лиц: ГУ "санаторий "Семеновское" ФСБ России - Добровольский С.И. - представитель по доверенности N 24/с-5 от 11 января 2008 года;
ГУП города Москвы "Московское имущество" - Садиков И.В. - представитель по доверенности N 124/07 от 18 июня 2007 года;
ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - Каралев М.Л. - представитель по доверенности N 106д от 27 декабря 2007 года;
представители третьих лиц: ТУ ФАУФИ по Московской области, ФАУФИ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, ГУП "Городское имущество", Администрации Ступинского района Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-К2-5032/07 по заявлению Департамента имущества города Москвы к УФРС по Московской области о признании недействительными отказов в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущества города Москвы обратился в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления федеральной регистрационной службы по Московской области в государственной регистрации права собственности города Москвы от 21 февраля 2007 года N N 33/049/2006-282, 33/049/2006-283, 33/049/2006-284, 33/049/2006-285, 33/049/2006-286, 33/049/2006-287, 33/049/2006-288, 33/049/2006-289, 33/049/2006-290, 33/049/2006-291, 33/049/2006-292, 33/049/2006-295 и от 19 февраля 2007 года NN 33/070/2006-146, 33/070/2006-147, 33/070/2006-148, 33/070/2006-149;
- обязании Управления федеральной регистрационной службы по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности города Москвы на объекты, входящие в состав Ансамбля усадьбы ХVIII века "Отрада", расположенные по адресу: Московская область, Ступинский район, Семеновский с.о., с. Семеновское, Усадьба "Отрада", а именно: западный флигель N 2-797,6 кв.м., гостевой дом - 760,9 кв.м., главное здание Дворец N 1-1572,4 кв.м., западный дом прислуги N 4-870,7 кв.м., восточный парковый павильон N 5, службу - N 7-719,9 кв.м., переходы N 11-49 кв.м., восточный флигель N 2 - 680,2 кв.м., восточная оранжерея N 3 - 209,7 кв.м., восточный дом прислуги - 537,2 кв.м., западная оранжерея N 3 - 209,7 кв.м., западный парковый павильон N 5 - 125,3 кв.м., хозяйственная постройка N 8 - 370,3 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к западному дому прислуги с левой стороны) - 181 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к восточному дому прислуги с левой стороны) - 181 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к западному дому прислуги с правой стороны) - 181 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к восточному дому прислуги с левой стороны) - 181 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к западному дому прислуги с правой стороны) - 181 кв.м., хозяйственная постройка N 8 (примыкающая к восточному дому прислуги с правой стороны) - 181 кв.м., с участием третьего лица - Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее по тексту - ТУ ФАУФИ по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 7 августа 2007 года заявление Департамента имущества города Москвы удовлетворено в полном объеме (л.д. 33-37 т.3).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 49-54 т.3).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 28 ноября 2007 года решение Арбитражного суда Московской области от 7 августа 2007 года по делу N А41-К2-5032/07 отменено, рассмотрение дела назначено на 18 декабря 2007 года на 11 час. 30 мин. по правилам суда первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены:
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
- Министерство имущественных отношений по Московской области;
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
- ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (л.д. 99-102 т. 3).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены:
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Санаторий Семеновское ФСБ России";
- Государственное унитарное предприятие "Городское имущество";
- Администрация Ступинского муниципального района Московской области (л.д. 126-128 т. 3).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя Департамента имущества города Москвы поддержал заявленные к УФРС по Московской области требования, просил их удовлетворить.
В обоснование заявленных требований Департамент имущества города Москвы сослался на распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 1998 года N 1525-р, которым Ансамбль усадьба "Отрада" передан в государственную собственность города Москвы.
Представитель УФРС по Московской области возражал против заявленных Департаментом имущества города Москвы требований, ссылаясь на то, что спорный объект отнесен к числу памятников государственного значения постановлением Совета министров РСФСР N 1327 от 30 августа 1960 года "О дальнейшем улучшении дела и охраны памятников культуры в РСФСР".
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: приостановлена регистрация права федеральной собственности, права собственности субъектов Российской Федерации либо органа местного самоуправления на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.
В связи с этим, по мнению УФРС по Московской области, право на объект спорного недвижимого имущества, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
Представитель ГУ "Санаторий "Семеновское ФСБ России" возражал против заявленных Департаментом имущества города Москвы требований по тем основаниям, что три отдельно стоящих здания, входящие в ансамбль усадьбы "Атрада", а именно: мавзолей, дом прислуги - восточный корпус и корпус служебный - западный были переданы на баланс санатория "Семеновское ФСБ России" в 2000 году, под названиями: Усыпальница "Отрада", детский сад - ясли "Теремок", внесены в реестр федерального имущества и закреплены на праве оперативного управления за санаторием "Семеновское ФСБ России".
В настоящее время усыпальница "Отрада" отреставрирована и используется как объект культурного наследия для федеральных нужд, корпус Е - используется для размещения АТС, здание детского сада отремонтировано и используется как общежитие для сотрудников санатория.
Кроме того, представитель ГУ "Санаторий "Семеновское ФСБ России" пояснил, что весь комплекс усадьбы "Отрада" расположен на земельном участке, являющемся федеральной собственностью и в настоящее время оформляются права на земельный участок под спорными объектами.
Представитель ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" возражал против заявленных Департаментом имущества города Москвы требований, пояснил, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 198 года N 1525-р было принято решение о передаче объекта культурного наследия федерального назначения - усадьбы "Отрада" в государственную собственность города Москвы. Однако, передача спорного объекта не состоялась, до настоящего времени указанное распоряжение не исполнено, акт приема-передачи объекта из федеральной собственности в муниципальную отсутствует.
Представители третьих лиц ТУ ФАУФИ по Московской области, ФАУФИ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, ГУП "Городское имущество", Администрации Ступинского района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявления Департамента имущества города Москвы.
Как следует из материалов дела, Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области с заявлениями о регистрации права собственности на вышеперечисленные 16 объектов недвижимого имущества, входящих в состав Ансамбля ХVIII века "Отрада", расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, Семеновский с.о., с. Семеновское, Усадьба "Отрада".
Сообщениями от 21 декабря 2006 года N N 33/049/2006-282, 33/049/2006-283, 33/049/2006-284, 33/049/2006-285, 33/049/2006-286, 33/049/2006-287, 33/049/2006-288, 33/049/2006-289, 33/049/2006-290, 33/049/2006-291, 33/049/2006-292, 33/049/2006-295 и от 19 февраля 2007 года NN 33/070/2006-146, 33/070/2006-147, 33/070/2006-148, 33/070/2006-149 УФРС по Московской области отказало в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимого имущества.
В качестве основания своего отказа УФРС по Московской области сослалось на пункт 2 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" в редакции от 31 декабря 2005 года, в соответствии с которым до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, приостанавливается регистрация соответствующего права, в связи с чем, по мнению УФРС по Московской области, право собственности на указанные в заявлениях объекты не подлежит государственной регистрации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявленные Департаментом имущества города Москвы на государственную регистрацию объекты недвижимого имущества входят в состав памятника "Ансамбль усадьбы Отрада ХVIII век", отнесенного к числу памятников государственного значения постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Спорные объекты недвижимого имущества, входящие в состав Ансамбля усадьбы ХVIII века "Отрада", расположены по адресу: Московская область, Ступинский район, Семеновский с.о., с. Семеновское, Усадьба "Отрада", то есть на территории Московской области
На основании пункта 3 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены к федеральной собственности.
Предъявляя настоящие требования, Департамент имущества города Москвы сослался на распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 1998 года N 1525-р, которым Ансамбль усадьба "Отрада" передан в государственную собственность города Москвы (л.д.42 т.2).
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 октября 1998 года N 1525-р Министерством государственного имущества Российской Федерации издано распоряжение от 26 ноября 1998 года N 1505-р "О передаче объектов федеральной собственности в государственную собственность города Москвы", в соответствии с пунктом 3 которого нежилые объекты согласно перечню, были исключены из реестра федеральной собственности.
В названном перечне указан и Ансамбль усадьбы ХVIII века "Отрада", село Семеновское, Ступинский район Московской области (л.д.43 т.2).
Между тем, в материалах дела отсутствует акт приема-передачи спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Данные обстоятельства не позволяют определить, какие конкретно объекты недвижимого имущества, входящие в Ансамбль усадьбы "Отрада", были переданы в муниципальную собственность и передавались ли они вообще.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 октября 1998 года N 1525-р.
Сам факт издания указанного распоряжения не свидетельствует о безусловной передаче имущества Департаменту, так как распоряжение - это лишь намерение о передаче имущества, фактическое исполнение которого должно быть доказано документально.
Из материалов дела также следует, что на основании выписки из реестра федерального имущества N ИС-491 от 22 января 2001 года было зарегистрировано право оперативного управления за ГУ санаторий "Семеновское" на три отдельных стоящих здания, входящих в Ансамбль усадьбы "Отрада": нежилое здание - Усыпальницу "Отрада", общей площадью 399, 40 кв.м., инв. N 13028, лит. А9, объект N 10; нежилое здание - детский сад, общей площадью 760, 40 кв.м., инв. N 13028, лит. А8, объект N 3; нежилое здание - корпус связь, общей площадью 537,20 кв.м., инв. N 13028, лит. А14, объект N 4, расположенные по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Семеновское, Санаторий "Семеновское" (свидетельства о государственной регистрации права от 16 марта 2001 года N 154210, 154209, 154216).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГУ "Санаторий "Семеновское" пояснил, что в настоящее время Усыпальница "Отрада" отреставрирована силами ВМУ ФСБ России и используется как объект культурного наследия, для федеральных нужд, корпус Е (связь) - используется для размещения АТС, обеспечивающей телефонную связь санатория, здание детского сада отремонтировано и используется как общежитие для сотрудников санатория.
При этом представитель санатория пояснил, что наименования объектов неоднократно менялись.
Кроме того, представитель ГУ "Санаторий "Семеновское" пояснил, что весь комплекс усадьбы "Отрада" расположен на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, отведенном санаторию "Семеновское" ФСБ России решением Администрации Ступинского района от 26 января 1993 года для федеральных нужд в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство МО N 3310-33 от 25 января 2001 года). В настоящее время переданы документы на оформление прав за федеральным предприятием - ГУ "Санаторий "Семеновское".
Права на землю неотделимы от прав на расположенные на ней объекты недвижимого имущества.
Департамент имущества города Москвы просит обязать УФРС по Московской области зарегистрировать право собственности на спорные объекты, однако не представляет суду доказательства наличия каких-либо прав на земельный участок, на котором расположены эти объекты.
Кроме того, в материалы дела представлены выписка из реестра федерального имущества (приложение к письму Министерства имущественных отношений Московской области от 22 января 2001 года N ИС-491), согласно которой в настоящее время в реестре федерального имущества значатся некоторые объекты, расположенные на территории Усадьбы, а именно: котельная, прачечная, материальный склад, гараж, спальный корпус А, спальный корпус Б, общественный корпус, лечебный корпус и т.д.
С учетом того, что заявителем по делу не представлены документальные доказательства о том, какие именно объекты были переданы ему по распоряжению Правительства Российской Федерации N 1525-р от 22 октября 1998 года, а также того обстоятельства, что наименования объектов менялись, невозможно установить исключены ли спорные объекты из реестра федерального имущества, или нет.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент отказа в регистрации права собственности за заявителем) предусмотрено, что оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 63 указанного закона при реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте - перечни объектов) формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
Указанные предложения по перечням объектов оформляются на основании данных государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, не позднее 1 июля 2007 года.
В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не могут включаться объекты культурного наследия, используемые для федеральных нужд, за исключением объектов, предназначенных для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, а также объектов, предназначенных для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в настоящее время в отношении объектов культурного наследия федерального значения предусмотрен особый порядок разграничения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Однако порядок передачи спорных объектов недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не соблюден, факт передачи указанного имущества заявителем не доказан.
Департаментом имущества города Москвы предъявлены настоящие требования на основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям вышеуказанной нормы закона юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что имеется спор о принадлежности Российской Федерации или субъекту Российской Федерации объектов недвижимого имущества, входящих в Ансамбль усадьбы "Отрада", то есть имеется спор о праве.
Изложенное не лишает Департамент имущества города Москвы защитить свои права в ином порядке, иным способом.
Поскольку Департаментом имущества города Москвы предъявлены настоящие требования в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении заявления Департамента имущества города Москвы - отказать.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-К2-5032/07
Истец: Департамент имущества г. Москвы
Ответчик: УФРС по Московской области
Третье лицо: Федеральное государственное предприятие "Санаторий Семеновское ФСБ России", Федеральное агентство по управлению имуществом , Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", Территориальное управление Росимущества по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области , Государственное унитарное предприятие "Городское имущество", Администрация Ступинского района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2112/09
18.11.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/10605-08-П
26.08.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3343/2007
21.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/3531-08
28.01.2008 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3343/2007