г. Томск |
Дело N 07АП - 5605/09 |
14.08.2009 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 12.08.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14.08.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Кулеш Т.А., Музыкантова М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.,
при участии представителей:
от заявителя (Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленник-Кузнецком и Ленинск - Кузнецком районе Кемеровской области): без участия (извещено),
от заинтересованного лица (индивидуального предпринимателя Романова Юрия Николаевича): без участия (извещено),
от третьего лица (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области): без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2009г. по делу N А27-4085/2009 по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Романову Ю. Н. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам в размере 70 629,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленник-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области (далее по тексту - ГУ - УПФР, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Романову Юрию Николаевичу (основной государственный регистрационный номер 304421216300013) (далее по тексту - ИП Романов Ю.Н., предприниматель) о взыскании пени в размере 72 073,81 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 но Кемеровской области (далее по тексту - ИФНС, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2009г. требование Пенсионного фонда оставлено без удовлетворения.
Полагая решение суда первой инстанции необоснованным, ГУ - УПФР обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает:
- должник не уплатил в установленный срок сумму страховых взносов и пени на задолженность по платежам на обязательное пенсионное страхование за 2004-2006 гг.;
- в отличии от недоимки по страховым взносам, для которых определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ИФНС представлено пояснение по делу, в котором указал, что ИП Романову Ю.Н. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) начислены пени в сумме 80 084,38 руб. за несвоевременную оплату ежемесячных авансовых платежей за 2005 - 2006 г.г.:
- на задолженность по авансовым платежам 2005 года:
2 квартал - с 16.07.2005г. по 08.08.2008 г. - пени в сумме 4 929,61 руб.,
3 квартал - с 16.08.2005г. по 08.08.2008 г. - пени в сумме 45 985,76 руб.,
4 квартал - с 16.11.2005г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 27 246,84 руб.,
- на задолженность по авансовым платежам 2006 года:
1 квартал - с 16.02.2006г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 781,24 руб.,
2 квартала с 16. 05.2006г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 693,42 руб.,
3 квартала с 16.08.2006г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 447,51 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопит, часть) пеня в сумме 1767,70 руб. начислена за несвоевременную оплату ежемесячных авансовых платежей за 2004-2005 г.г.
- на задолженность по авансовым платежам 2004 года:
3 квартал - с 16.09.2004г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 361,99 руб.,
- на задолженность по авансовым платежам 2005 года:
4 квартал - с 16.12.2005г. по 08.08.2008г. - пени в сумме 1405,71 руб.
Подробно доводы пояснений изложены в письменном виде.
Представители апеллянта, заинтересованного лица и третьего лица надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. ИФНС представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителей. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствии.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, 08.08.2008г. по электронному каналу связи Пенсионному фонду налоговым органом в порядке контроля были представлены расчеты сумм пеней в размере 72 073 руб. 81 коп., начисленных за несвоевременную уплату страховых вносов в пенсионный фонд.
В связи с тем, что на момент выставления требования сложилась задолженность по пени в сумме 72 073,81руб. (так как ранее предъявлены требования на общую сумму 9 778,27 руб.) 11.11.2008г. ГУ-УПФР в адрес ответчика направлено требование N 614 по состоянию на 07.11.2008г. (л.д. 7) об уплате пени в размере 72 073,81 руб. Данным требованием предпринимателю предложено в срок до 27.11.2008г. добровольно уплатить недоимку по пеням.
В связи с тем, что в добровольном порядке пени предпринимателем не уплачены, Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании пени в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, исходил из того, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, а не месяца, в связи, с чем пени не подлежат начислению на ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам (данная правовая позиция отражена в пункте 9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004г. N 79, и изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007г. N 47 "О порядке исчисления суммы пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование"). Вместе с тем, представитель налогового органа пояснил, что начисление пени произведены на ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам на обязательное страхование.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и пояснений налогового органа, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим законом сроки.
В соответствии со ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода.
Пунктом 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из приведенных выше норм следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода или расчетного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, год), но не месяца.
В отличие от регулирования, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, Закон не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пункт 1 ст. 26 Закона N 167-ФЗ определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу ст. 24 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится по итогам отчетных периодов, а не помесячно.
Указанная выше правовая позиция сформирована в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007г. N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления страхователю требования об уплате задолженности по страховым взносам.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008г. N 16933/07 указано, что в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому Управление вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Пунктом 6 статьи 26 Закона N 167-ФЗ прямо предусмотрено, что сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела и пояснений пенсионного фонда и ИФНС следует, что задолженность за 200-2006гг. предпринимателем не уплачена (неполностью уплачена), следовательно, пени, начисленные на эту задолженность, в силу п. 3 ст. 26 Закона N 167-ФЗ взыскана быть не может.
Апелляционный суд считает недоказанным требование о взыскания пени.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании пеней в сумме 72 073,81 рубля без указания периода начисления, суммы недоимки, за уплату которой начислены пени, а также даты возникновения указанной задолженности.
Согласно тексту заявления, апелляционной жалобы Пенсионный фонд использовал информацию о наличии задолженности по пени по состоянию на 08.08.2008г. Доказательства наличия задолженности у ИП Романова Ю.Н. в материалы дела не представлены.
Согласно информации, представленной ИФНС (л.д. 79) предпринимателю начислены пены на задолженность 2004-2006гг. за период с 16.09.2004г. по 08.08.2008г.
Вместе с тем, в материалы дела представлены расчет задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2008 год (л.д. 9) и справка о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за отчетный период 6 месяце 2008 года (л.д. 13), таблица расчета пени за период с 26.10.2005г. по 14.07.2008г. (л.д. 10-11), реестр поступления платежей за период с 01.01.2008г. по 30.01.2009г. (л.д. 12),
Основания возникновения задолженности, а также доказательства ее наличия не представлены.
В силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и Порядка взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", определенного совместным распоряжением ПФР и ФНС России от 28.12.2006 г. N 282р/231@, информация о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подается налоговыми органами в органы Пенсионного фонда.
Во исполнение ст. 25 Закона N 167-ФЗ издано Распоряжение от 28.12.2006г. Пенсионного фонда Российской Федерации N 282р, Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 231@ "Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Согласно утвержденному Порядку налоговый орган передает в ПФ РФ информацию о сумме задолженности по страховым взносам, рассчитываемой на основании данных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежным документам страхователя об уплаченных страховых взносах, а также сведения о сумме начисленных пеней и штрафов по состоянию на 1-е число второго месяца, следующего за отчетным периодом, - по итогам отчетного периода и на 1-е число второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декларации, - по итогам расчетного периода.
При этом, ст. 25, 25.1 Закона N 167-ФЗ не содержит указания, что взыскание задолженности производится только на основании данных, переданных налоговым органом.
Более того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" правом взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают страховщики. В силу статьи 5 Закона N 167-ФЗ страховщиком в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ).
Следовательно, в силу прямого указания Федерального закона именно органы ПФ РФ наделены правом на основании представленных сведений из налогового органа и имеющихся у них документов осуществлять начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем, в решении суда первой инстанции указано, что представитель Пенсионного фонда указал, что у них претензий к предпринимателю не имеется. Данный вывод в апелляционной жалобе не оспорен.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о незаконности начисления налоговым органом в части начисления пени.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269 (часть 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2009г. по делу N А27-4085/2009 по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Романову Ю. Н. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам в размере 70 629,84 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4085/2009-2
Истец: ГУ УПФ России в г.Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области
Ответчик: Романов Юрий Николаевич
Третье лицо: МИФНС России N2 по Кемеровской обл.
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5605/09