г. Томск |
Дело N 07АП- 6511/08(2) |
16 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Журавлевой В. А., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М. Х.
при участии:
от заявителя: Денисов П. Н. по доверенности N 06100 от 17.10.2006 года (сроком до 17.10.2009 года)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Аэропорт Толмачево", г. Обь
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 28.08.2008 года по делу N А45-10522/2008-46/265 (судья Чернова О. В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Аэропорт Толмачево", г. Обь
к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Аэропорт Толмачево" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - административный орган) от 11.07.2008 года N А60-0042/1 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8. 41 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.08.2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.08.2008 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как Общество при размещении отходов действовало в строгом соответствии с действующим законодательством, обоснованно не выполняло незаконные требования административного органа в части размещения отходов именно на лицензированной свалке, и размещая отходы на санкционированной свалке, таким образом, в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8. 41 КоАП РФ.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнив, что факт размещения на нелицензированной свалке отходов не отрицается.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как, поскольку Общество в нарушение положений действующего законодательства размещало отходы на территории свалки МУП "Координационный центр по управлению твердыми бытовыми отходами на территории Новосибирской области" без разрешения (лимита), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Письменный отзыв административного органа приобщен к материалам дела.
Административный орган, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.08.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом была проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды
В ходе проверки было установлено, что в результате деятельности Общества образуются отходы, которые подлежат размещению на отведенной для этой цели территории.
В 2005 году Обществом заключены с лицензированной организацией ООО "Сервис-Клиннинг" договоры на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов N 1026305 и по термическому обезвреживанию твердых бытовых отходов с воздушных судов, выполняющих международные рейсы N СК 350205/6075205. ООО "Сервис Клиннинг" размещало отходы на территории свалки МУП "Координационный центр по управлению твердыми бытовыми отходами на территории Новосибирского района".
В то же время лимитом на размещение отходов Общества регистрационный номер 9129 от 29.08.2006 года не установлен норматив размещения отходов на территории свалки МУП "Координационный центр по управлению твердыми бытовыми отходами на территории Новосибирского района".
В соответствии с порядком по взиманию платы в случае отсутствия у юридического лица или индивидуального предпринимателя лимита на размещение отходов, вся масса размещенных отходов учитывается, как сверхлимитная
По данным ежеквартального расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, Общество произвело оплату за 2007 год в пределах лимита, что является нарушением требований Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 года, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года N 344 и от 01.07.2005 года N 410, ст. 16 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года N 7-ФЗ.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении N А60-0042/1 от 18.06.2008 года, на основании которого вынесено постановление N А60-0042/1 от 11.07.2008 года о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об оспаривании указанного выше постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, установлением вины юридического лица.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 названного Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 (зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006 года N 8077) установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Пунктом 6 указанного Порядка установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, то есть рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В соответствии с п. 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 года N 461 лимиты на размещение отходов, разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видов и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
В силу п. 10 указанных Правил в случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного лица утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Материалами дела установлено, что Общество является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и имеет лимит на размещение отходов, регистрационный N 9126 от 29.08.2006 года, выданный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. К данному лимиту имеется приложение, подписанное генеральным директором Общества А. Н. Чертенковым, в котором установлен перечень и количество размещаемых отходов Общества. Также в нем указано, что мусор от бытовых помещений организаций в количестве 75,5 и мусор с территории предприятия в количестве 640,6 размещается на городской свалке. При этом в данном перечне к графе "городская свалка" есть примечание о том, что в случае вывоза отходов на свалку, не имеющую лицензии, плата взимается по сверхлимитному тарифу.
Таким образом, лимит на размещение отходов устанавливает конкретные объекты, в которых Общество имеет право размещать отходы.
Заявителю был установлен лимит на размещение отходов на городской свалке, имеющей соответствующую лицензию. Вместо этого отходы Обществом размещались на территории свалки МУП "Координационный центр по управлению твердыми бытовыми отходами на территории Новосибирского района", который не имеет необходимой лицензии. Лимит на размещение отходов на данной свалке заявителю не установлен, следовательно, при расчете платы Общество должно было применять пятикратный повышающий коэффициент, что им сделано не было.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Согласно, имеющихся у Общества документов, у него отсутствовал лимит и норматив на размещение отходов на территории указанной свалки, следовательно, вся масса размещенных отходов, должна учитываться как сверхлимитная и оплачиваться с учетом пятикратного повышающего коэффициента, а фактически оплата производилась по лимиту, который не распространяется на данную свалку.
При изложенных обстоятельствах, административный орган правомерно привлек организацию к предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность указанной выше статьей, и им были приняты все зависящую от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.14 КоАП РФ.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по принятию оспариваемого решения, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 августа 2008 года по делу N А45-10522/2008-46/265 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Журавлева В. А.. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10522/2008-46/265
Истец: ОАО "Аэропорт Толмачево"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору по СФО
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6511/08