Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. N 06АП-827/2011
г. Хабаровск
21 марта 2011 г. |
N 06АП-827/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседании Цебенко Н.Н.
при участии в заседании:
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе: представитель Казарцева О.А. по дов. от 11.01.2011 N 02;
от открытого акционерного общества "Амурская ЭРА": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Амурская ЭРА"
на решение от 25 января 2011 года
по делу N А73-13546/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Мильчиной И.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Амурская ЭРА"
об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 08.07.2010 N 20-10-006
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Амурская ЭРА" (далее - ОАО "Амурская ЭРА", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - региональное отделение ФСФР России в ДФО, административный орган) от 20-10-006 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 25.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
ОАО "Амурская ЭРА", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало. Представитель административного органа в судебном заседании поддержала позицию представленного отзыва. Просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
При осуществлении контроля региональным отделением ФСФР России в ДФО за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах административным органом установлены факты нарушения ЗАО "ЭРАснаб" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), а именно: в нарушение пункта 1 статьи 62 Закона об акционерных обществах пункт 27.1 Устава общества устанавливал, что протокол об итогах голосования составляется не позднее пятнадцати дней после закрытия общего собрания акционеров в форме заочного голосования; в нарушение пункта 1 статьи 63 указанного закона пункт 28.1 Устава устанавливал, что протокол общего собрания акционеров составляется не позднее пятнадцати дней не общего собрания акционеров.
В связи с выявленными нарушениями административный орган направил в адрес общества предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 01.02.2010 N 20-10-МА-05/95 в девяностодневный срок с момента получения.
Указанное предписание получено обществом 09.02.2010. Срок исполнения истекал 10.05.2010.
Поскольку по истечении установленного срока общество не устранило выявленные нарушения, 03.06.2010 в отношении ЗАО "ЭРАснаб" составлен протокол N 20-10-006/пр-ап по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 08.07.2010 региональным отделением ФСФР России в ДФО вынесено постановление N 20-10-006/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
12.07.2010 ЗАО "ЭРАснаб" реорганизовано в форме присоединения в ОАО "Амурская ЭРА".
Посчитав совершенное правонарушение малозначительным, общество обжаловало его в суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службы по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
В соответствии с пунктом 5.3.7 указанного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа является составом правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Амурская ЭРА" в установленный предписанием административного органа срок - до 10.05.2010 не устранило выявленные нарушения законодательства - пункта 1 статьи 62 и пункта 1 статьи 63 Закона об акционерных обществах, пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ.
Факт наличия нарушений законодательства, неисполнения предписания в установленный срок подтверждается материалами дела и не отрицается обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ОАО "Амурская ЭРА", имея возможность исполнить предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по устранению нарушений законодательства в области ценных бумаг, однако не предприняло мер по их соблюдению, оно является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не находит.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
При этом оценка деяния как малозначительного должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением, либо угрозой причинения вреда личности, обществу, или государству.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Так, пунктом 18 указанного Постановления установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как видно из материалов дела, общество не предпринимало активные меры по исполнению выданного административным органом предписания: так предписание получено обществом 09.02.2010 и на момент вынесения административным органом постановления не было исполнено.
В предписании от 01.02.2010 N 20-10-МА-05/95 общество предупреждено о существенном увеличении штрафных санкций за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ, однако данное предупреждение ОАО "Амурская ЭРА" было проигнорировано.
Кроме того, по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Представление информации акционерным обществом является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг, и ее непредставление влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Оценив указанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что действиями общества создало существенную угрозу общественным правоотношениям в области рынка ценных бумаг, в связи с чем считает правомерным не применение судом первой инстанции статьи 2.9 КоАП РФ.
Не принимаются судом апелляционной инстанции ссылки общества на то, что ни кому из акционеров не был причинен вред, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения от обязанности по выполнению законных требований административного органа в установленный срок.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба ОАО "Амурская ЭРА" подлежит отклонению, решение суда оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 января 2011 года по делу N А73-13546/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21819/08
Истец: ОАО "Каменская коммунальная компания"
Ответчик: ООО "Пятачок"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1415/09