г. Пермь
05 марта 2009 г. |
Дело N А60-33526/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Булкиной А.Н., Снегура А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фарбазовой О.Ф.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Национальный Демидовский союз" (ООО "Национальный Демидовский союз"): Путинцева И.А. (удостоверение, доверенность от 21.05.2008),
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Свердловской области: Булгаковой В.В. (паспорт, доверенность от 05.08.2008),
от третьего лица - Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Сысерский лесхоз" (ГУП СО "Сысерский лесхоз"): не явился
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Национальный Демидовский союз"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2009 года
по делу N А60-33526/2008,
принятое судьёй М.Ф. Сабировой
по заявлению ООО "Национальный Демидовский союз"
к Министерству природных ресурсов Свердловской области
третье лицо: ГУП СО "Сысерский лесхоз"
о признании незаконными действий по отказу в переоформлении договора,
установил:
ООО "Национальный Демидовский союз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов Свердловской области об отказе в приведении договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и обязании Министерства природных ресурсов Свердловской области привести договор аренды от 02.11.2000, с кадастровым N 66-66-19/063/2006-118 в соответствие с Лесным кодексом РФ.
В порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено ГУП СО "Сысертский лесхоз".
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования в части признания незаконным действия Министерства природных ресурсов Свердловской области, выражающиеся в письме N 06-04-5799/8 от 15.10.2008 об отказе заявителю в приведении договора аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на то, что договор аренды от 02.11.2000 является действующим, зарегистрирован в установленном прядке, заявителем используется по целевому назначению, указывает на незаконность отказа заинтересованного лица в переоформлении договора, со ссылкой на нарушения требований ст.34 Лесного кодекса РФ (в редакции 1997 года) при оформлении данного договора.
Министерство природных ресурсов Свердловской области против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что поскольку заявитель не приобрёл права аренды спорного участка лесного фонда в установленном законом порядке, он не имеет правовых оснований для заявления требований о переоформлении соответствующего договора. Кроме того, Министерство указывает, что договор, заключённый по основаниям, предусмотренным законом, заявителем представлен не был.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица, поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2009 года подлежит отмене на основании ч.3 п.1 ст. 270 АПК РФ в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 02.11.2000 государственное предприятие "Сыстерский спецсемлесхоз" передало ООО "Национальный Демидовский союз" (заявителю) в аренду участок лесного фонда, расположенный в границах: Сыстерское лесничество, квартал N 139 выдела 28,50,29, площадью 4,71 Га. (л.д.12-14).
Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области произведена государственная регистрация данной сделки, дата регистрации 05.12.2006, номер регистрации 66-66-19/063/2006-118 (л.д.66-86).
30 сентября 2008 года заявитель обратился в Министерство природных ресурсов Свердловской области с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 02.11.2000, заключенного заявителем с ГП "Сыстерский спецсемлесхозом" на договор аренды лесного участка (л.д.10).
Письмом N 06-04-5799/8 от 15.10.2008 Министерство природных ресурсов Свердловской области отказало в переоформлении договора в связи с тем, что договор аренды участка лесного фонда от 02.11.2000 был оформлен в нарушение ст.34 Лесного Кодекса Российской Федерации (л.д.11).
Не согласившись с действиями заинтересованного лица, заявитель обратился в суд признать их незаконными.
В силу ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда, и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данный порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно п.3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда, и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В заявлении о переоформлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование;
в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
К заявлению о переоформлении прилагаются следующие документы:
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица или удостоверенная в установленном порядке копия выписки;
выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, или удостоверенная в соответствующем порядке копия выписки;
копии документов, удостоверяющих личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, удостоверенные в соответствующем порядке.
Порядок содержит закрытый перечень документов обязательных к предоставлению, предоставление иных документов не требуется.
Как установлено при рассмотрении материалов дела, для переоформления договора заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Согласно п.7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение).
При этом Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (п.9 Порядка).
Приведение договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации образует юридический состав. Особенностью юридического состава является то, что для наступления необходимых юридических последствий нужен не один юридический факт, а именно совокупность юридических фактов.
Юридический состав является совокупностью отдельных юридических фактов, каждый из которых в иных случаях мог бы выступать в качестве самостоятельного юридического факта. То есть входящим в юридический состав элементам - юридическим фактам - присуще свойство автономности по отношению друг к другу.
Так, в рассматриваемой ситуации, для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, необходимо несколько юридических фактов: заявление (односторонняя сделка), решение (публичный акт), заключение договора (многосторонняя сделка).
Поскольку решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда заинтересованным лицом является только одним из необходимых юридических фактов для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, то к указанным правоотношениям не применимы положения ст.445 ГК РФ.
Применение норм права связанных с заключением договора будет правомерным тогда, когда решение будет вынесено, и какая-либо из сторон будет уклоняться от заключения договора и т.п., так как в рассматриваемом юридическом составе новый договор является отдельным юридическим фактом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции ошибочно квалифицировал указанные отношения как связанные с заключением договора.
Согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда, и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не следует возможность отказа в принятии решения, в случае если заявителем были соблюдены требования установленные п.п.4,5 Порядка.
Таким образом, обжалуемое действие заинтересованного лица по отказу заявителю в принятии решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя, следовательно, суд апелляционной инстанции признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Предметом оспаривания по настоящему делу является действие Министерства природных ресурсов Свердловской области, выразившееся в отказе принять решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, в связи с этим суду необходимо обязать Министерство природных ресурсов Свердловской области совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч.3 п.5 ст.201 АПК РФ).
Таким образом, поскольку отказ в вынесении решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя, следует обязать Министерство природных ресурсов Свердловской области принять решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 02.11.2000 года на договор аренды лесного участка.
С учетом изложенного, доводы заявителя о незаконности отказа заинтересованного лица в принятии решения, являются обоснованными.
Ссылка заинтересованного лица на недействительность договора аренды участка лесного фонда от 02.11.2000, не может быть принята судом во внимание, поскольку в установленном порядке указанный договор не оспорен и не признан недействительным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2009 года подлежит отмене на основании ч.3 п.1 ст. 270 АПК РФ.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2009 года по делу N А60-33526/2008 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать действия Министерства природных ресурсов Свердловской области незаконными, обязать Министерство природных ресурсов Свердловской области принять решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 02.11.2000 года на договор аренды лесного участка.
Взыскать с Министерства природных ресурсов Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Национальный Демидовский союз" сумму госпошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. М. Жукова |
Судьи |
А. Н. Булкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33526/08
Истец: ООО "Национальный Демидовский союз"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Свердловской области
Третье лицо: ГУП СО "Сысертский лесхоз"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33526/08
09.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1106/09
19.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1106/09
05.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1106/09
23.01.2009 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33526/08