Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 10АП-284/2011
г. Москва
18 марта 2011 г. |
Дело N А41-31205/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: от закрытого акционерного общества "Управление механизации - 71": Потоцкий Н.Ф., доверенность от 09.03.2011 N 23/01, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2010 по делу N А41-31205/10, принятое судьей Калининой Н.С. по заявлению Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, при участии в деле в качестве третьих лиц закрытого акционерного общества "Управление механизации - 71", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а общей площадью 19 160 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган) и закрытое акционерное обществ "Управление механизации - 71" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 3, л.д. 3-6).
В судебное заседание не явились представители заявителя, управления и регистрирующего органа, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
До судебного заседания от комитета поступило заявление от 14.03.2011 о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель общества против доводов управления возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы управления.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.04.1999 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 06001-Z (том 1, л.д. 7-10).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель сдает в пользование за плату земельный участок, а арендатор принимает его в пользование в соответствии с планом приватизации, утвержденным зам.председателя Мособлкомимущества 21.01.1993; планом земельного участка, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Егорьевска Московской области.
Согласно пункту 1.2 договора от 06.04.1999 N 06001-Z на участке имеются: 19 160 кв.м. общей площади участка в том числе 6 258 кв.м. площадь застроенная, 12 902 кв.м. площадь незастроенная.
Срок аренды земельного участка установлен на 49 лет (пункт 2.1 договора от 06.04.1999 N 06001-Z).
Аренда земельного участка с кадастровым номером 50-30-010422-0002, предоставленного для производственных целей, общей площадью 19 160 кв.м., на срок с 09.06.1999 по 09.06.2048, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а, арендодатель - комитет, арендатор - общество, зарегистрирована 09.06.1999, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.1999 АВ N 0000006 (том 2, л.д. 89).
Согласно дополнительному соглашению от 11.03.2003 N 1 к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации и планом приватизации, утвержденным зам.председателя Комитета по управлению имуществом Московской области от 21.01.1993, площадью 19 160 кв.м., в том числе под застройкой - 6 528 кв.м., незастроенная площадь - 12 632 кв.м., категория земель - "земли поселений", в границах, указанных в кадастровом плане и установленных на местности, расположенный по адресу: Московская область, Егорьевский район, ул. Владимирская, д. 10-2 (том 1, л.д. 18-24).
Дополнительным соглашением от 05.04.2004 N 2 к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z в указанный договор внесены изменения в части арендной платы (том 2, л.д. 72-73).
В пункте 1.1 дополнительного соглашения от 26.12.2005 N 3 к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z указано, что арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 19 160 кв.м., с кадастровым номером 50:30:0010407:0005, категория земель - "земли поселений", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, дом 10а.
Земельный участок передан в аренду сроком на 49 лет с 06.04.1999 по 05.04.2048 без оформления акта приема-передачи (пункт 2.1 дополнительного соглашения от 26.12.2005 N 3 к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z) (том 1, л.д. 34-37). Данный договор в установленном порядке не оспорен.
Дополнительным соглашением от 30.12.2008 N 4 к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z права и обязанности арендодателя по названному договору аренды в полном объеме переданы Министерством имущественных отношений Московской области комитету (том 1, л.д. 44).
Указанные дополнительные соглашения к договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 06001-Z зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005 (предыдущий номер 50-30-010422-0002) от 13.12.2005 N 02/06 0065, данный земельный участок находится в государственной собственности, сведения о правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2009 N 30/033/2009-234 на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а, 17.05.1999 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является незаконной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а.
Исковые требования основаны на статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статьях 2, 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, статье 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителей отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу пункта 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005 в реестр федеральной собственности, отнесения данного земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, дом 10а, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что рассматриваемый земельный участок предоставлен для производственной деятельности.
Согласно договору аренды земельного участка от 06.04.1999 N 060001-Z на земельном участке с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, дом 10а, застроено 6 258 кв.м. от общей площади.
На спорном земельном участке по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 10а, расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 09.06.2008 50НВ N 659177, от 24.09.2007 50НВ N 777130, от 20.05.2008 50НВ N 536880, от 09.06.2008 50НВ N 659178, от 20.05.2008 50НВ N 517071, от 20.05.2008 50НВ N 517073, от 20.05.2008 50НВ N 517072, от 09.06.2008 50 НВ N 659174, от 09.06.2008 50НВ N 659175, от 09.06.2008 50 НВ N 659176, от 20.05.2008 50 НВ N 517070, а также сооружение производственного назначения (трансформаторная подстанция), принадлежащая на праве хозяйственного ведения Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства "Егорьевская электрическая сеть" (том 1, л.д. 107-118).
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано за обществом, что подтверждается договором купли-продажи от 30.04.1993 N 251/30, свидетельством о собственности N 247, Планом приватизации, утвержденным заместителем председателя Мособлкомимущества от 21.01.1993 и техническими паспортами на объекты недвижимости, расположенные по рассматриваемому адресу.
Доказательства наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005 в материалы дела не представлены.
Определением от 15.02.2011 апелляционной инстанцией арбитражного суда управлению предложено представить доказательства, подтверждающие наличие имущества Российской Федерации на рассматриваемом земельном участке и иные доказательства подтверждающие наличие прав на участок либо факт разграничения государственной собственности (том 3, л.д. 27-30). Однако управлением определение арбитражного суда не исполнено. При этом представители управления в судебные заседания апелляционной инстанции не являлись, несмотря на надлежащее уведомление о датах и времени судебных разбирательств.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, площадью 19 160 кв.м., по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, дом 10а, произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:001 04 07:0005, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2010 по делу N А41-31205/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2413/2009-Г01
Истец: ООО "Ремстанок"
Ответчик: ООО "Электротяжмаш-Привод"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4298/09